Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
9 августа 2016 г.

Какой мост нужен новой современной Москве?

Жанна Дикая  – выпускница магистратуры МАРХИ, постоянная участница воркшопов и образовательных программ. В своей выпускной работе Жанна исследовала мосты через Москву-реку, а также процесс взаимодействия двух профессий – архитектора и инженера. По её словам, Москве – одной из самых интенсивно развивающихся столиц мира – необходимы новые пешеходные и транспортные артерии, которые бы соединяли части города и справлялись с его загруженностью. Мы поговорили с Жанной об особенностях ландшафта столицы и о том, какие новые архитектурные решения могли бы стать полезными городу. 

Расскажи о теме своей дипломной работы и об её актуальности (в частности о коллаборации инженера и архитектора в проектировании мостов через реку).

– Мосты  в Москве возникли практически с зарождением города. Особенности географии столицы – холмистый рельеф и множество рек – обусловили необходимость наведения мостов. Исторически, при переходе на другой берег, город входил в новую фазу территориального и экономического развития. Сегодня Москва занимает лидирующую позицию среди наиболее активно развивающихся мегаполисов (по рейтингу Pricewaterhouse Coopers). В 2014 году был проведён конкурс на реорганизацию набережных Москвы-реки. Одним из важных аспектов новой стратегии являлось усиление связей через реку и строительство новых мостов. Мост – сложное инженерное сооружение, но он, как и здание, является средством пространственной организации среды. Проектируемые в мировых практиках автомобильные и пешеходные мосты через реки изменились благодаря использованию более совершенных конструкций, материалов и новой функциональной организации. Отличным стало и размещение в структуре города. Задачей моего диплома было изучить исторические и современные типы мостов, понять, какие именно произошли изменения, и предложить их новые архитектурные решения для Москвы. Мне очень хотелось показать, насколько важен процесс взаимодействия двух профессий – архитектора и инженера. 

– Творческая составляющая vs Практическая рациональность.

– Для архитектора образ «моста» – не столько в конструкциях, он больше использован как сюжет, как часть формы объекта. Так, например, интересна философская концепция М. Хайдеггера: «Мост возносится «легко и мощно» над рекой ...Он не просто соединяет уже существующие берега. Собственно, мостовой переход и обнажает впервые берега как берега. Благодаря мосту они оказываются лежащими друг против друга.…. Мост – изначально и в сущности всего лишь мост, а дополнительно к этому и по особому случаю он, как принято думать, может выражать и что-нибудь ещё» (Хайдеггер М., Каччари М.,: два взгляда на обитание. Ситар С. редактор раздела «теория»//журнал Пi20).

Содержание художественного образа моста раскрывается в конкретных архитектурных формах. Язык этих форм, эстетическая выразительность  зависят от свойств применяемых строительных материалов и конструкций. Архитектор интуитивно отвечает за тектоническую правдивость, «игру сил» в конструкциях, использует ритм, масштаб, фактуру и цвет, приёмы нюанса и контраста, связь с контекстом и тем самым вызывает определённые эмоции и смысловые ассоциации.

Инженер же обладает совершенно другим типом мышления. Для него важна суровая рациональность. У инженера форма моста утилитарна и раскрывается в точном соответствии с характером действующих нагрузок и на основании технико-экономических показателей.  

В своём дипломном проекте мне удалось найти компромисс между творческой составляющей и практической рациональностью. Для себя я выделяю два типа конструкторов – те, которые отрицают любые идеи, выходящие за рамки стандартного, и те, которые говорят «нет, это невозможно, чёрт, но я попробую что-нибудь придумать!». Мне очень повезло, я работала в паре с молодым инженером из Санкт-Петербурга Алёной Ивановой. Алёна работает в крупной мостостроительной компании ОАО «Трансмост»,  в секторе разработки программных средств. Удивительный человек, который, помимо высокого профессионализма, готов к невероятной отдаче новаторской идее. На стадии концепции я рисовала эскизы, каким мог бы быть новый мост, генерировала идеи и художественные образы, а Алёна корректировала и советовала, как лучше будет работать та или иная конструкция. Когда я экспериментировала с новыми конструктивными схемами на условных прототипах, Алёна строила виртуальные физически-корректные модели и рассчитывала в компьютерной программе с настоящими нагрузками.  Конечно, не всегда у нас получалось с первого раза понять друг друга, но обоюдный энтузиазм приводил нас к положительным результатам.

 

Современные технологии: как они влияют на мышление архитекторов и на работу инженеров. В частности, что касается используемых материалов, особенностей конструкций.

– В своём предпроектном исследовании я брала интервью у немецкого инженера Майка Шлайха, руководителя бюро Schlaich Bergermann. По его словам, мосты должны быть элегантными, лёгкими и отражать ход развития технологий и материалов. Со студентами они проводят эксперименты с композитными материалами – например, проектируют пешеходный мост из углепластика – очень тонкий и прочный. Майк Шлайх рассказал историю, как к нему обратился один художник, нарисовавший  разноцветный мост-пружинку. В детстве ведь все в такую играли? Задачей инженера было взять за основу эту художественную идею, найти подходящий тип конструкции и реализовать придуманное.  Удивительно, каким образом простая идея детской игрушки переросла в несущую конструкцию. 

Инженерное направление в мостостроении отличается именно экспериментами с балкой, перекинутой через препятствие, олицетворяющей идею пролёта. Преодоление дистанции рассматривается как вызов – «дальше, выше, легче». На современном этапе интерес проявляется к подвесным мостам – самым длинным и лёгким. Например, мост Скай Парк в Сочи. Архетипом висячих мостов являются лианы и канаты, подвешенные над рекой и естественным путём, под действием собственного веса, образующие обратную арку. Открывшийся в 2016 году мост 520 в Сиэтле  использует инновационные воздухоопорные конструкции, состоящие из железобетонных пустотелых опор-блоков и вертикальных колонн-опор. Пустотелые опоры-блоки разбиты на ячейки и наполняются водой для стабилизации уровня дорожного полотна. 

Сейчас ведутся разработки в области быстровозводимых конструкций – надувных («tensairity» – прим. авт.). Инженеры используют их в основном в военных целях, а архитектор – совершенно иначе. Например, мост-батут через реку Сену в Париже (пока что это ещё только концепция – прим. авт.).

Интересны и пешеходные мосты, возводимые из вторичных материалов – пластика, бумаги, пенополистирола.  И это только  несколько примеров!

– Московский ландшафт. Особенности и специфика. Плюсы и минусы. А также – нужны ли действительно Москве дополнительные мосты?

– Самым ярким событием в московском мостостроении была программа генерального плана 1935г. За рекой вырастали новые кварталы жилых и общественных зданий. Возрастали потоки городского транспорта, устремляющиеся по Садовому кольцу и по другим магистралям, соединяющим центр города с его заречными районами. «Новой Москве нужны были новые мосты: высокие и обширные проезды над рекой, технически передовые сооружения, соединяющие широкие магистрали столицы». Для возведения новых и реконструкции старых мостов был оборудован специальный бетонный завод. Мосты переезжали на новые места. По своим масштабам стройка над рекой входит в историю реконструкции Москвы наряду с такими величественными строительствами, как канал Москва – Волга и московский метрополитен. На строительство мостов организовывались архитектурные конкурсы. Каждый новый мост имел свой самостоятельный художественный облик. 

Программа генерального плана Москвы 1971 года продолжала комплексный подход к проблемам и задачам развития города. Автомобильно-пешеходные мосты становились неотъемлемой частью новой транспортной сети магистралей периферии. К мостам и набережным этого периода предъявлялись слабые требования архитектурно-пространственной организации. Деятельность архитектора была практически исключена, в ущерб эстетике. В 2000-х годах архитектура мостов была уже коммерческой. Сооружениям сообщалась дополнительная функция, появились крытые мосты-галереи – торговые или выставочные. Сегодня мостов в городе не хватает, причём, как пешеходных, так и автомобильных. Всего в городе 49 мостов на 83 км Москвы-реки, что не обеспечивает достаточной связности территорий. Переходы расположены неравномерно: на юго-восточном участке Москвы-реки на протяжении 14 км нет возможности пересечь реку. Из всех мостов, только 24 доступны пешеходам. Должны произойти не только количественные изменения, но и качественные.

 

Особенности ландшафта бассейна Москвы-реки. Что из основного нужно знать при проектировании моста?

– Территории возле Москвы-реки делятся на городские, промышленные и природно-парковые. В зависимости от проектируемого контекста, применяются наиболее экологичные материалы, эффективные конструкции и типы сопряжения дороги с набережной.  Основа любого проекта моста – это его конструктивная схема: соотношение величин пролётов. Невозможно спроектировать мост без знаний об основных конструктивных системах: балочный, арочный, рамно-консольный, висячий и др. У мостов есть архитектура поперечного сечения и продольного. Это как экстерьер и интерьер у здания. Геометрия дорожного полотна в плане – не обязательно прямая линия. Прогулочные пешеходные и велосипедные мосты криволинейны, волнообразные и на них организованы обзорные площадки и места для отдыха.

Важно понимать и то, как мы попадаем на мост, и то, как он вписан в городскую среду. Например, мосты с ярко выраженной несущей конструкцией (вантовые) в исторической среде будут диссонировать стилистически, а среди небоскрёбов – наоборот.

Инженеры учитывают при проектировании гидрологический режим (периоды ледохода и ледостава), наиболее высокий и низкий уровень воды (половодье и межень), глубину и состояние фарватера, ширину реки, угол косины, класс судоходства на этом участке.  Но об этом подробнее можно узнать в соответствующих нормативных документах. 

– Каким должен быть «идеальный» современный мост, и какой мост нужен Москве?

– Современная архитектурная тенденция –  переосмыслить мост как тип сооружения и сделать его частью городской жизни. Это как определённый сюжет: вот есть набережные, парки, площади, а есть мосты.  Они все разные и удивительно прекрасные. И это уже не только транзитная дорога. Хорошо бы рассматривать Москву-реку не как препятствие, а наоборот – основу  для проектирования новых мостов. Главная водная артерия города достаточно загрязнена, а строительство новых мостов по существующим технологиям лишь усугубит состояние. А вот если поставить здоровую экосистему как задачу, то сразу хочется найти инновационные решения. Может, объединить с очистными сооружениями или перекрывать зеркало воды одним пролётом, найти альтернативу свайным основаниям опор. Так же дело обстоит и в нехватке новых общественных пространств возле реки – возврат традиций  предмостных площадей активизировал бы новые социальные активности. А ещё ведь есть потенциально эффективные пространства под мостом.

Очень хочется, чтобы возобновился  союз архитектора и инженера. Нестандартные идеи и задачи мотивируют инженерный мозг на поиск альтернативных материалов, новаторских конструкций и технологий – разрыв шаблона в хорошем смысле. 

– Любимые мосты Москвы: оценка с эстетической и практической точки зрения.

– В своём исследовании я собрала данные и сделала книгу обо всех мостах через Москву-реку. Мосты все разные, в каждом сооружении есть своя особенность, история, какие-то детали.  Важно, как мне кажется, сохранить это по возможности. А все новые идеи ждут своей реализации в новых проектах.

 

Читайте также: 

Главное – опыт (интервью с участием Жанны Дикой)

Пешеходный мост: прошлое, настоящее или будущее?

Филипп Самин – об эстетике архитектуры мостов

Текст: Антонова Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта