Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 апреля 2018 г.

JBRock: «Стрит-арт имеет свой потенциал и функцию в процессе реорганизации городов»

Рим – город-музей под открытым небом. На улицах античная классика соседствует со средневековыми церквями, палаццо эпохи Возрождения, барочными церквями, виллами в стиле либерти и рационалистическими зданиями эпохи Муссолини. За последние 30 лет в истории непростой и полной споров римской урбанистики была написана и нарисована новая глава под названием «Стрит-арт».

Именно в Риме появились одни из первых граффити в Европе, а в 2015 году журналом Artribune была создана специальная карта итальянской столицы, в которой отмечены все произведения уличного искусства. Тогда же, в 2015 году, в периферийных кварталах Рима Тор-Маранча, Тор Белла Монака, Торпиньятара был реализован проект «Big City life», в котором приняли участие художники со всего мира. Так искусство, которому сначала противились абсолютно все, стало одним из показателей городской реорганизации, хотя и спорным. Многие журналисты тогда отметили, что власти пытаются этим проектом прикрыть недостаток реальных проектов по ре-квалификации многих районов Рима, в которых не хватает библиотек, спортивных площадок и общественных пространств. Это споры ведутся до сих пор, при этом стрит-арт становится всё более популярным и даже переходит с улиц в музеи (выставка «Cross the street», музей MACRO, 2017 год).

Мы поговорили с одним из самых известных представителей настоящего римского стрит-арта, художником JBRock. Работы этого мастера стенсила можно найти по всему городу, иногда он оставляет наклейки с собственными рисунками или райтингом даже в кадках с пальмами на площадях. Он рассказал BERLOGOS о том, как стал художником и что думает о роли уличного искусства в жизни Рима.

– Когда и почему ты начал заниматься стрит-артом и, в частности, райтингом? Какое у тебя образование?

– В художественном плане на меня больше всего повлияла моя семья. Когда мне было три года, я впервые посетил Национальную галерею Рима (La Galleria Nazionale – ex-GNAM). Забавно, что я совсем не хотел туда идти, потому что боялся, ведь думал, что «Mostra» (в переводе итальянского «выставка»– прим. автора) – это жена монстра (по-итальянски «Mostro»). Когда мне было 12 лет, по воле случая, именно монстры из графики скейтбордистов помогли мне приблизиться к граффити и уличной культуре. Те немногие, но сильные «тэги» (Tag – имена уличных художников), которые я видел, катаясь на скейте по моему району. Ещё книга «Subway Art», которую я нашёл в огромнейшей библиотеки моего деда, книга, которую он мне потом подарил. Всё это привело меня к тому, что я захотел оставить свой след в обществе!

Так, моё художественное образование началось прямо на стенах моего района, в частности, на тех, что расположены возле станции Nomentano, где ещё сохранились некоторые из моих первых граффити. Кроме того, в старших классах я учился в профильной школе с художественным уклоном, а потом три года в Академии изящных искусств в Риме.

В 1998 году я был в Нью-Йорке, и во время одной из ежедневных многокилометровых прогулок в поисках граффити и стрит-арта я нашёл маленький стикер с нарисованным на нём стилизованным портретом звезды рестлингас надписью OBEY, с тех пор кроме граффити, я занимаюсь ещё одним видом уличного искусства.

– Многие из твоих работ находятся на специальных панелях для объявлений. Это несёт в себе особое значение?

– Установки SPQR (аббревиатура коммуны Рима) для объявлений и рекламных плакатов – это наиболее захватывающий и репрезентативный тип крепления в городском убранстве Рима, даже более репрезентативный, чем назони –питьевые фонтанчики. Часто они остаются заброшенными и покрыты ржавчиной, их не замечают ни жители, ни даже администрация. Используя их в качестве «рамы» для моих плакатов, я хочу показать их культурную ценность и историческую значимость. Возможно, после моих вмешательств кто-нибудь наконец-то обратит на них внимание. Неслучайно я также создал скульптуры из железа, вдохновлённые этими панелями. А ещё в течение нескольких лет я работал расклейщиком политических объявлений, а панели SPQR являются одними из первых мест, которые нужно захватить в состоянии борьбы в период избирательной кампании. Этот факт ещё больше связывает меня с этими прекрасными структурами!

– Ты работал только в Риме или в других городах тоже?

– Я работал во многих других городах. Но Рим для меня – лучшее место, где я могу продолжать свою деятельность наиболее последовательно. Я начал работать здесь и здесь хочу продолжать, но если меня приглашают, то работаю и в других городах. Там, где я путешествую, обязательно оставляю наклейку, Tag или постер – профессиональная деформация.

– Как ты думаешь, какую роль играет стрит-арт в процессе реорганизации городских пространств?

– Для меня, спонтанное взаимодействие художников и улиц, которое и выливается в настоящий стрит-арт, несёт в себе огромную силу и потенциал. Это искусство непременно имеет свою функцию в процессе реорганизации общественных пространств. При этом важно помнить, что для реновации городов недостаточно просто рисунков на стенах, здесь нужен комплексный подход.

– Как изменился стрит-арт и как изменилось отношение жителей к нему за последние годы?

– Искусство постоянно в процессе изменения и преобразования. Без сомнения, сейчас нас, художников стрит-арта, уже не воспринимают как вандалов или криминальных элементов, но как Художников.

– Как ты видишь будущее римского стрит-арта?

– Я продолжаю создавать стрит-арт с тем же вдохновением, которое было у меня с первого дня. Пока есть Художники, которые продолжают творить на улицах, стрит-арт будет жить и развиваться.

Фото: Simone Settimi.

Следить за творчеством JBRock можно на Instagram или facebook.

Можно почитать: 

Эдуардо Кобра: «Заполнять города моими работами – это привилегия»

Новая жизнь старых материалов и заброшенных домов

WAVE: «Решение вопроса об интеграции граффити в городскую среду еще не найдено»

Михаил Астахов: «Поверьте, вам понравится». Часть 2
Михаил Астахов: «Поверьте, вам понравится». Часть 1

Текст: Саймова Валерия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта