Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 ноября 2015 г.

Главное – опыт

Мировой экономический кризис затрагивает все области. Архитектура не исключение – повсюду сокращается количество рабочих мест, проектов и выгодных предложений. Однако это вовсе не означает, что выхода из сложившейся ситуации нет. Мы пообщались с молодыми специалистами-студентами высших учебных заведений и молодыми людьми, только окончившими университет, и выяснили, как сейчас обстоит ситуация на международном рынке труда, и чем занимаются начинающие архитекторы.  

Жанна Дикая – молодой российский архитектор, заканчивает магистратуру в Московском Архитектурном Институте (МАрхИ). В раннем детстве она увидела по телевизору Майю Плисецкую и решила стать балериной.  С огромным удовольствием провела 8 лет у балетного станка, на репетициях, гастролях и театрах. После окончания балетной школы пришлось делать выбор. Жанна выбирала между химией и биологией, думала о профессии врача, однако вовремя поняла, что хочет находиться в сфере высокого искусства,  ведь, по ее словам, это  великое счастье – вдохновлять людей. 

 

 

– Совмещала ли ты учебу и работу над проектами? Если да, то сложно ли это было или нет? И как на это смотрели преподаватели? 

– Да совмещала, с 3 курса ездила на воркшопы, образовательные программы, конференции. Я очень люблю развитие и движение. Из интереса и желания расти, устроилась на помощника архитектора. Получив основы и освоив графические программы,  я захотела скорее узнать, как все происходит на практике. Сложно не было:  все успевала, и диплом с отличием защитить, и даже второе высшее образование получить. Главное – делать все искренне и иметь четко поставленную цель. 

– Расскажи, какими проектами ты занималась и чем занимаешься сейчас? 

– До окончания диплома бакалавра занималась проектированием жилых домов на морском побережье Одессы. Под руководством главного архитектора сначала выполняла техническую работу: чертила генпланы, планы, разрезы, конструктивные узлы и только через год, поднабравшись опыта, начала уже предлагать свои идеи. 

В работе архитектора помимо творческой составляющей есть и большая ответственность, которая растет с каждым новым шагом все больше и больше. В этой профессии нет права на ошибку, поэтому лучше не спешить и быть уверенным в своих решениях. Сейчас я занимаюсь конкурсным проектированием, предпроектными исследованиями и отвечаю за подачу графического материала. 

 

 Совместно с бюро А4

– Насколько я поняла, ты еще занималась/-ешься исследованиями? В чем заключается цель этих исследований? 

– Израильский институт Milhauz проводит программу Urban Summer School. Центральной темой, лежащей в основе всего проекта, является тема пространства. Под этим понятием подразумевается как физическое, так и «социальное» пространство, возникающие в результате взаимодействия между людьми. Площадкой для работы студии является урбанистика и поэтика города, связывающего людей, пространства и культуры. Это была моя первая лаборатория для исследования и выражения  собственных идей. 

Сейчас учусь в магистратуре МАрхИ, пишу исследовательскую работу про мосты через Москву-реку. Со мной в команде прекрасные научные руководители, архитекторы и идейные вдохновители – Юрий Эдуардович Григорян, Юлия Ардабьевская и Марко Михич-Ефтич. 

– Каково сейчас молодым специалистам в России? Много ли есть различных проектов? Охотно ли принимают в проекты молодых архитекторов или же отдают предпочтение тем, кто уже имеет какой-то опыт? И на что смотрят первую очередь: на портфолио, на креативность? 

– За всю России мне судить сложно. В Москве достаточное количество проектов, в которых может поучаствовать молодой архитектор. Молодые архитекторы – это же энергичные, полные романтизма и знаний специалисты, готовые к творческой отдаче! Поэтому, на мой взгляд, на старте интереснее работать в молодых бюро. Например, бюро Wall Рубена Аракеляна. Помимо интересной работы, это незаменимый опыт работы в команде. Очень ценится опыт участия в конкурсах, выставках, презентациях. Это то, с чем архитектор сталкивается каждый день на работе. За архитектора на собеседовании больше всего говорит его портфолио работ – это квинтэссенция всех накопленных знаний, опыта и эстетического вкуса. Сейчас становится популярной практика тестовых заданий. Когда нужно за короткое время проявить креативность и сообразительность относительно поставленной задачи, показать умение работать в команде.  

 

 

– Много ли существует различных стартапов в вашей области и насколько они многообещающие? 

– Стартап в архитектуре – довольно новое понятие. Если рассматривать это как  нестандартный подход к проектированию и умение создавать интересные бизнес-модели, прототипы, которое в потенциале могут пойти на производство, то  это очень перспективное развитие. Я бы разделила стартап в этой области на две категории. Первая – это молодые бюро, которые создают стартап с конкретной масштабируемой идеей, основанной на новаторском принципе, научном открытии, оптимизации существующих процессов или предоставлении нового вида услуг.  Как пример – успешный проект  Марко Михич-Ефтич «Сделано».

Вторая – это  архитектурные бюро, деятельность которых выходит за рамки проектирования  отдельных зданий и сооружений, стартап для которых –  реализация архитектурной политики. Подход к проектированию  направлен на создание активной городской среды, архитектуры действия, экспериментальных общественных пространств.

Сегодня есть другое перспективное направление развития, которое формирует конкурентную среду – это конкурсное проектирование. Проводится достаточное количество городских конкурсов на застройку территорий, реорганизацию промышленных зон и формирование общественных пространств. Например, результатом проведения конкурса на реорганизацию набережных Москвы-реки стала общая программа и стратегия по проектированию набережных и создания портов будущего. Поэтапно набережные реки благоустраиваются и становятся любимым местом встречи городских жителей. Это очень позитивная практика. Для молодых архитекторов участие в конкурсах очень важно и может стать одной из прекрасных стартовых площадок в карьере. 

– Расскажи, какие направления в архитектуре сейчас наиболее популярны, приоритетны? Куда лучше пойти молодому специалисту после окончания университета? 

– Однозначного ответа насчет того, что является популярным и приоритетным, нет. Есть современная архитектура, которая создается в наши дни современными архитекторами. Область архитектурной деятельности достаточно широка.  На последних курсах института важно определить, чем ты хочешь заниматься, и  быть в курсе последних событий и тенденций. Постоянно расти профессионально и развиваться. А направлений развития много и все они разные по масштабу: от городского планирования  и проектирования отдельных объектов до предметного дизайна и разработки новых технологий в производстве отдельных элементов. Нужно просто однажды сделать выбор и следовать ему. 

 

Даниэле Феррари приехал в Россию из Италии, а точнее – из Милана. Этим летом он окончил Миланский государственный политехнический университет и теперь пытается найти себя в Москве, так как считает, что у архитекторов здесь больше шансов на самореализацию, чем где бы то ни было. 

– Как ты пришел в архитектуру? 

– Профессия архитектора – это, скорее, следствие моего обучения в старшей школе. Наша система обучения в ней разделена на несколько типов, один из которых ориентирован на технические предметы, такие как геометрия, черчение и проектирование. Эта специализация называется в Италии «Геометрией» (полагаю, такой профессии нет в других странах). То, чем занимается «Геометрия», очень близко по своей природе к архитектуре. Можно сказать, что это, своего рода «малая архитектура» – можно строить здания высотой до 2 этажа и принимать незначительное участие в том, что касается самого объекта постройки, заниматься интерьером дизайна и строительными площадками. 

Таким образом, архитектура является продолжением того, что я начал изучать в старшей школе. Я всегда интересовался техническими науками, и чем дальше я погружался в архитектуру в процессе обучения, тем больше я начинал увлекаться и другими сторонами этой области: эстетикой, композицией, организацией общественного пространства и т.д.  

– Совмещал ли ты учебу и работу над проектами? Если да, то сложно ли это было или нет? 

– Наш учебный план заранее предусматривает определенное количество часов, которые мы отрабатываем в качестве интернов в офисе. Причем такая система существует как для бакалавров, так и для магистров. Так что мы не то что имеем возможность, а должны работать и совмещать все это с учебой и экзаменами. У нас нет специально отведенного времени, чтобы проходить стажировку, так что приходится периодически чем-то жертвовать, что, конечно же, не идет нам на пользу. Но есть еще один выход – можно стажироваться летом или взять дополнительный семестр на будущий год. 

Помимо стажировок, мы также можем набирать себе кредиты, включающие в себя воркшопы. Это краткосрочные проекты (от 7 до 20 дней), которые эквивалентны краткому курсу в рамках нашего учебного плана. Так что, в общем, у нас довольно гибкий график, и его можно заполнять совершенно по-разному. 

Лично я проходил стажировку на последнем курсе в частной студии в Милане, а также участвовал в четырех воркшопах, два из которых проходили за границей – в Барселоне и в Нью-Йорке. Другие два – в Комо и в Милане. 

– Участвовал ли ты в каких-либо проектах? Занимаешься ли чем-нибудь сейчас? 

– Во время моего обучения в Италии я участвовал в проектах, посвященных, в основном, реконструкции и обновлению небольших зданий, дизайну интерьеров и обновлению маленьких индустриальных поселений. У меня было довольно много разных обязанностей: от концептуального планирования до технического рисунка здания муниципалитета.

 Здесь же, в Москве, наоборот, у меня появился шанс работать над более интересными проектами, имеющими отношение к более масштабным работам. Благодаря моему бэкграунду и выпускной работе, я могу работать над пропорциями кварталов и их функциями, в том числе и над организацией общественного пространства. К слову, я работал на международном градостроительном конкурсе «Москва-река», который выиграло архитектурное бюро «Проект Меганом». 

– Занимался/-ешься ли ты исследованиями? Если это так, то расскажи и о них. В чем заключается цель этих исследований, и как много людей ими занимаются? 

– Нет, я не занимался какими-либо исследованиями. Я разве что интересуюсь деятельностью одной итальянской культурной ассоциации, которая занимается преимущественно искусством и рационализмом в архитектуре 20-30 гг., который оказал сильное влияние на итальянскую архитектуру первой половины XX века. Ассоциация находится в Комо и называется MAARC (MUSEO VIRTUALE ASTRATTISMO E ARCHITETTURA RAZIONALISTA COMO) – Виртуальный музей Абстракционизма и Рационалистической культуры в Комо. 

– Хоть ты и работаешь сейчас в России, можешь ли ты рассказать, как сейчас обстоят дела у молодых специалистов в Италии. Насколько легко им найти работу и на что обращают внимание работодатели в первую очередь? Ведь у тебя наверняка уже есть личный опыт в этом вопросе. 

– Сейчас в Италии довольно сложная ситуация. Несмотря на кризис, который, так или иначе, влияет на всю ситуацию в целом, каждый год выпускается большое количество специалистов, т.к. в Италии есть множество архитектурных университетов и академий и, что немаловажно, мест для обучения. Однако рынок сужается, заработная плата сокращается, как и остальные возможности. Несколько лет назад этому даже было посвящено отдельное исследование

Это не влияет коренным образом на качество специалистов, однако очень сильно их демотивирует. По этим причинам, если ты хочешь остаться в профессии и развиваться дальше, проще найти работу заграницей. И дело даже не в том, сколько тебе будут платить, а в том, какими проектами ты будешь заниматься. Для всех моих друзей и коллег, которые имеют международный опыт, именно это является одним из основных мотивирующих факторов.

– Много ли существует различных архитектурных стартапов в Италии и насколько они перспективны?

– Стартапы – это новый и быстрорастущий феномен. Он активно развивается и влияет на все области, в том числе и на архитектуру. Именно благодаря тому, что сейчас в Италии довольно большое количество архитекторов, появляются различные стартапы, которые помогают осуществлять взаимоотношения между профессионалами и их клиентами. Проще говоря – они облегчают взаимодействие между двумя сторонами. Это, определенно, новый подход к ведению бизнеса, который, возможно, поможет решить многие проблемы в будущем. 

– Расскажи, какие направления в архитектуре сейчас наиболее популярны, приоритетны, на твой взгляд? 

 – Так как сейчас я живу и работаю в Москве, то скажу о том, что я наблюдаю здесь. Я работал, в основном, над общественным пространством и над новой архитектурой и могу сказать, что в этом плане здесь чувствуется огромный прогресс в отношении качества и функциональности пространства. Было проведено множество конкурсов, и самые крупные офисы постоянно работают над разработкой новых идей и проектов. Вы только вспомните, сколько было новых предложений по поводу обновления околоводного пространства Москва-реки! И я думаю, что Москва развивается в одном направлении с Европой и добивается отличных результатов, что показывают отклики людей. 

– Куда пойти молодому специалисту после окончания университета? 

– Нет какого-то определенного, так скажем, лучшего места, куда можно было бы отправиться после учебы. Я думаю, что если молодой и начинающий специалист хочет получить международный опыт, то самое подходящее для этого время – это окончание университета. Конечно же, это зависит от того, чем именно он увлекается и в каком направлении хочет развиваться. Например, самой обсуждаемой темой в нашем университете в Милане был «неформальный город» (необычные концепции городов, основанные на неформальных принципах, экономике и городской организации). Такое часто встречается в Индии, Африке и Южной Америке. Если говорить о России и Италии (в моем случае, о Москве и Милане), то я могу сказать, что в Москве, например, легче найти достойные проекты. Это также касается и позиции на работе – фундаменту будущей карьеры. Но здесь также есть и множество других проблем, например, очень сложно получить рабочую визу для того, чтобы устроиться на постоянную работу.

 

 

Лу Саломé – студентка Высшей Школы Архитектуры в Марселе. В этом году она получила стипендию в рамках программы «Эразмус» и отправилась в Бразилию, продолжать свое обучение на факультете архитектуры и градостроительства в Университете Сан-Паулу. 

– Как ты пришла в архитектуру? 

– После получения бакалавриата точных наук я заинтересовалась архитектурой, т.к. это та область, которая всегда меня притягивала. И я пошла учиться на архитектора, несмотря на то, что я не знала, что меня там ждет. Мне всегда нравилось выражать свои чувства и эмоции через рисунок. Мне нравилось создавать. На сегодняшний день я могу сказать, что очень довольна своим выбором и тем, чем я занимаюсь. 

– Совмещаешь ли ты учебу и работу над проектами? Сложно ли это? 

– По правде говоря, в учебном году непросто найти свободное время даже для себя, поскольку архитектура требует полного погружения в процесс. Для меня все это – уже работа. Даже если ты занимаешься чем-то другим – смотришь кино, отдыхаешь, принимаешь душ – где-то в самом дальнем уголке твоего сознания ты думаешь о своем учебном проекте. Всегда. В том же время я стараюсь открывать для себя что-то новое: занимаюсь спортом, путешествую, провожу время с друзьями... 

– Участвовала ли ты в каких-либо проектах? Занимаешься ли чем-нибудь сейчас? 

– Я проходила стажировку в Тунисе этим летом на реконструкции одного отеля. Мы занимались восстановлением разрушенного здания и превращением его в общественное пространство. Это была очень насыщенная стажировка, как в социальном, так и в профессиональном планах. Я познакомилась со многими интересными людьми и приобрела большой опыт. 

– Занималась/-ешься ли ты исследованиями? Если это так, то расскажи и о них. В чем заключается цель этих исследований, и как много людей ими занимаются? 

– Нет, я не занимаюсь исследованиями в области архитектуры. Это не входит в мои планы. Я вижу себя практиком и стараюсь развиваться в этом направлении. 

– Как сейчас обстоят дела у молодых специалистов во Франции? Насколько легко им найти работу и на что обращают внимание работодатели в первую очередь? 

– Не уверена, что могу в точности описать реальную ситуацию, сложившуюся в профессиональном архитектурном обществе, и как приходится молодым архитекторам. По ощущениям – не сказать, что все прямо-таки замечательно. Дело еще в том, что профессоры говорят нам одно, а в СМИ пишут совсем другое. Например, что спрос больше, чем предложение  и т.д. Но что говорят сами начинающие специалисты, так это то, что сначала всегда сложно. Если у тебя нет опыта, то компания если и возьмет тебя, то, скорее всего, тебе придется выполнять далеко не самую приятную и интересную работу. Или сидеть часами за компьютером. Никакого проявления креатива или полета мысли. Учеба, на самом деле, сильно оторвана от реальности. Пока мы учимся – все внимание и все усилия направлены на наш проект. Но нужно, вместе с тем, закладывать фундамент своего будущего. Чтобы взять хороший старт, нужно и хорошо подготовиться.   

– Много ли существует различных архитектурных стартапов во Франции и насколько они перспективны?

 – К сожалению, в этом я не особо сильна. Не могу рассказать ничего особенного... 

– Расскажи, какие направления в архитектуре сейчас наиболее популярны, приоритетны, на твой взгляд?  

Архитектура – это область конфликтов, несогласий и противоположных мнений. Не знаю, можем ли мы говорить о тенденциях в архитектуре. Я скажу так, каждый двигается в своем направлении, в том, которое он чувствует, где у него появляются идеи. Возможно, это то, что определяет нашу эпоху. Мы можем выбрать, кем мы хотим быть: минималистами, функционалистами и так далее... Кем угодно. 

– Чем планируешь заниматься после окончания университета? 

– Пока ничего определенного в планах нет. Я бы хотела, возможно, продолжить образование по несколько другой специальности, но не отдаляться при этом от архитектуры. Мне хочется расширить свои познания. Я бы хотела поработать заграницей, может быть, даже вернуться в Бразилию. Либо в страны Северной Европы – мне очень нравится их трудолюбие и желание двигаться вперед, а также очень серьезный подход к архитектуре в целом. 

Текст: Антонова Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта