Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 сентября 2019 г.

Франческа Валан: «Цвет – важный компонент «добавленной стоимости»»

Франческа Валан (Francesca Valan) – промышленный дизайнер, один из самых признанных экспертов по цвету в мире. Часто её называют «дизайнером цвета», но она c этим определением не согласна. Ей не нравится идея, что цвет – это то, что можно добавить к объекту, артефакту или зданию.
Она работает с цветами как с объектами, её задача – определять, понимать и придавать цветам правильную форму. Её мечта – изменить восприятие, которое обычно рассматривает цвет как нечто, добавленное к объекту, как завершающий штрих.

– Франческа, что, на Ваш взгляд, цветовая восприимчивость? Заложено ли восприятие цвета в человеке с рождения или этому нужно учиться?


– Вы знаете, есть люди, которые могут распознавать до двенадцати цветовых оттенков, а другие всё от фисташкового до бирюзового называют «зелёным», они совсем не оценивают нюансы.
Наличие цветов окружающего мира является жизненной необходимостью для человека. Терапевтическая сила цвета сильно недооценена. Дети любят многоцветие, разнообразие цветов, потому что цвет – универсальная среда, которую они могут использовать в любом контексте. Цвет – это язык, которым дети владеют естественно. Маленький ребёнок обладает сенсорным навыком, который позже теряется.

 

 

– Как же тогда искать цветовые гармонии? Как работать с цветом?

 

– Это как в незнакомой стране, когда не знаешь языка, остаёшься один, становишься стеснительным и боишься экспериментировать. Цвет кажется страшным, когда пытаешься что-то понять и вычислить, но страх у тебя в голове.
Объединять цвета стоит так же, как фразы – в предложения. Это абсолютная свобода, здесь нет правил: для всего есть гармония. Вы должны как будто немного «перекрашиваться», наблюдая за цветом машин на улицах, за пешеходами, едущими на эскалаторе, за всем тем, что создаёт художественные образы. Вы должны знать, что в определённом контексте эти цвета гармоничны, они существуют в это время и в этом месте.

 

– На ваш взгляд восприятие цвета – явление субъективное или объективное?


– В любом восприятии смешивается субъективное и объективное. Но я изучаю и работаю именно с субъективным аспектом. Объективное описание цвета, его характеристики, история изучались более шести сотен лет, теперь нам нужно изучить субъективное измерение цвета.
Субъективный аспект заключается в интерпретации, которую вы можете приписать объёмам. Цвет создаёт субъективный визуальный путь.
Затем между ними есть материал, тактильный или визуально-тактильный аспект, то есть способность материалов вызывать физические тактильные переживания, не испытывая их непосредственно нашими руками. Но даже если вы не используете свои руки, это опыт восприятия. Глаз распознаёт свойства поверхностей.

 

 

– Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе, что представляет собой проект ColorDesign?

 

– Кто знает о цветах прошлого, может неким образом  предсказывать будущее. Потому что цвета, которые долгое время отсутствовали, вернутся. Мода на определённый цвет имеет тенденцию к повторению, она циклична.
Можно с математической точностью просчитать, когда те или иные цвета снова войдут в моду. Отмечу, что «угадывание» цветовых трендов будущего способствует утверждению качества пространства в доме, архитектуры здания или определяет коммерческий успех промышленного изделия, ведь цвет представляет собой важный компонент «добавленной стоимости», способный сделать продукт эмоционально привлекательным.

 

– В этом году Вы представили коллекцию Way of Nature. Что заложено в концепции нового проекта?

 

– Природа всегда должна вдохновлять человека на создание красивых творений, поэтому мы наблюдали за природой на всех этапах её развития, за плавным переходом всех её четырёх сезонов.
Вы задумывались, почему цветы и листья всегда идеально сочетаются, хотя, казалось бы, часто это цвета-противоположности? Поскольку пигмент, попадающий в цветок, находится в листе, и наоборот, у них есть что-то общее, они не чужды друг другу. Поэтому, когда вы создаёте цветовые гармонии, я называю их «комбинации» – это всегда связь между субъективным восприятием дизайнера и контекстом. Цвета не должны создаваться, а должны наблюдаться. Цвета уже присутствуют в окружающей среде, настоящей задачей является угадать настроение, найти правильную пропорцию, в зависимости от света и комбинации.
Я создала четыре стиля, четыре цветовые схемы, включающие в себя 16 оттенков и фактур, вдохновлённые цветами различных природных ландшафтов, что позволяет прослеживать годовой цикл природы.

 

 – Что даёт Вам сотрудничество с компанией Lechler?

 

– Новая концепция не ограничивается созданием новых красок.

Lechler даёт мне неограниченные инструменты для выражения цвета и восприятия поверхностей. Нанесение красок на поверхности стало своеобразным характером нового стиля. А стили уместны жилым пространствам, они безусловно могут представлять собой характер всего дома, окружения, отдельных предметов. 

 

– Как Вы видите развитие промышленного дизайна в России? Как российские дизайнеры могут работать с цветом, используя инструменты подбора цвета проекта ColorDesign?

 

– Россия сейчас очень перспективная площадка для развития промышленного дизайна, я всё чаще встречаю ваших коллег на выставках в Милане, не только в качестве посетителей, но и экспонентов. Российский современный предметный дизайн ярко заявляет о себе, у него богатая история, хорошая школа, и, я думаю, многие имена заслуживают мирового признания.

Что касается инструментов, в России, в частности в Москве, есть официальные представительства Lechler, которые обучают работать с инструментами по подбору цвета. Я разработала хроматическую матрицу VISUAL COMPOSER, которая содержит полноценный набор актуальных цветов. Дизайнер может, как будто играя, составлять идеальные пропорции абсолютной цветовой гармонии.

Каждый год Lechler выпускает коллекции актуальных цветов на будущие сезоны. Используя мои наработки, легко угадать будущий «цвет сезона», а краски Lechler дают возможность точно воспроизвести выбранный оттенок и быть уверенным, что получаете соответствующее покрытие.

 

 



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2019 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта