Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
19 февраля 2018 г.

Надежда Абдуллина и Марина Егорова: «Если выходить на рынок с социальным продуктом, то только в Европу»

BERLOGOS поговорил с финалистами Lexus Design Award об истории создания Grabby, социальном дизайне и о том, почему в России не хотят инвестировать в подобные проекты.

– Надежда и Марина, поздравляем вас с выходом в финал международного конкурса Lexus Design Award. Верили ли вы в такой успех проекта?

Марина:

Конечно, мы надеялись, что на наш проект обратят внимание члены жюри международного конкурса, но еще бόльшие надежды мы возлагаем на саму реализацию проекта. Я верю, что с помощью Lexus Design Award мы сможем воплотить в жизнь проект Grabby и помочь людям с ограниченными возможностями.

Grabby, разделочная доска для людей с ограниченными возможностями

– В этом году тема конкурса – «СО-» (латинский префикс «СО-», обозначающий идею взаимодействия и союза в гармонии), которая предполагает поиск ответа на вопрос, какую роль может сыграть дизайн в решении актуальных мировых проблем. Почему ваш выбор пал именно на дизайн для людей с ограниченными физическими возможностями?

Надежда:

– Отражение темы конкурса «СО-» в нашем проекте – это стремление объединить людей с разными физическими способностями.

Марина:

– Идея проекта Grabby принадлежит Наде, я присоединиласьна этапе разработки дизайна. Всё направление нашей работы и ключевая идея проекта идеально соответствовали заданной в этом году теме конкурса «СО-».

– По вашему мнению, как вообще эта тема в дизайне развивается сегодня, и развивается ли?

Надежда:

– Тема социального дизайна всегда была актуальна и интересна для дизайнеров. Например, Виктор Папанек (американский промышленный дизайнер, антрополог, философ и теоретик дизайна) утверждает, что, если дизайн не решает каких-либо проблем, не помогает человечеству, – это вообще не дизайн. Это очень интересная позиция, и я её разделяю. Но, к сожалению,заказчиков промышленного дизайна в России не интересуют такие проекты. Российские инвесторы пока не готовы вкладываться в этот рынок и подобные продукты – очень большие риски. Если принято решение выходить на рынок с социальным продуктом, то только в Европу – такое мнение существует в среде российских предпринимателей.

Мы провели исследование рынка социального предпринимательства на примере проекта кухонной разделочной доски для людей с ограниченными возможностями, и именно оно привело нас к выводу, что необходимо создать продукт, объединяющий людей. Продукт, который должен решить проблему не только людей с ограниченными возможностями, но и их родственников. К сожалению, в России мы не смогли найти партнёров, желающих вложиться в реализацию этого проекта.

Марина:

– Мне тоже кажется, что эта тема развивается плохо, так как многие люди до сих пор не могут чувствовать себя комфортно в повседневной жизни.

– Какими прототипами, решениями вы вдохновлялись? Как происходили выбор объекта, разработка концепции?

Надежда:

– В выборе технологии и способа решения проблемы нам помог молодой человек Марины, именно он предложил технологию Universal gripper и показал ролик с рукой-захватом, использующейся сейчас в промышленности.

Universal gripper

Я вдохновилась открытым в Москве пространством Lexus Dome, где для меня провели экскурсию, рассказали о ценностях и философии бренда Lexus.

Позже сделала коллаж из привезённых из Lexus Dome журналов, в нём преобладали нежные и мягкие цвета песочно-розовых и небесно-голубых оттенков. Подобное цветовое решение вы можете наблюдать и в нашем проекте. В дизайне Lexus меня очень вдохновили фары — это отражено в профиле кухонной разделочной доски. Далее мы создали пластический ключ, он помог испытать эмпатию, прочувствовать линии цвета и пластику, благодаря которым получившаяся картина передаёт определённые эмоции. Позже я пробовала и экспериментировала с акварельными красками, не могу сказать, что у меня получилось что-то достойное, но где-то в голове это отложилось. Далее мы рисовали наброски от руки и просматривали аналоги на мировом уровне. После долгих размышлений мы решили остановиться на стандартной прямоугольной форме доски (пропорции были рассчитаны по золотому сечению — это очень простой способ не придумывать размеры). В то же время опыт создания прототипа помог понять минимальные размеры доски и применить усреднённое значение. На первых этапах внедрения инновации, люди не готовы воспринимать кухонную доску нестандартной круглой или мешковатой формы. Конечно, в дальнейшем будет возможно отказаться от стереотипного восприятия прямоугольника на кухне. Позже мы создали 3D-модель, видео, и отрисовали несколько вариантов изображений.   

Марина:

– Мы вдохновились принципом работы манипулятора Universal gripper. Его основным функциональным элементом является резиновый шар, наполненный переработанным кофе, которым с помощью вакуумной установки робот может брать предметы разнообразных форм. И решили использовать этот принцип, изменив положение самого манипулятора и расположив его на поверхности стола.

–Планируете ли вы продолжать это направление и, например, создать целую линейку предметного/ мебельного дизайна для людей с ограниченными возможностями?

Надежда:

– Да, я бы очень хотела открыть свою компанию, занимающуюся созданием дизайнерских предметов для людей с ограниченными возможностями, родителей, детей и пожилых людей. В ходе проведённых исследований был выявлен ряд проблем, которые на данном этапе мы не решили, но очень бы хотелось их решить.

Марина:

– Тема дизайна промышленных изделий для людей с ограниченными возможностями мне кажется очень актуальной. Также интересно было бы рассмотреть её в сфере дизайна интерьера транспортных средств.

– Какие ещё мировые проблемы вы бы хотели/могли решить с помощью дизайна?

Надежда:

– Проблему социального предпринимательства. Трансформировать дизайн так, чтобы увеличивать рынок — это основная проблема социального предпринимательства. Превращать слабости людей в возможности человечества, например, как мы это сделали с кухонной доской, ведь готовить одной рукой — это не слабость людей, а возможность готовить только одной рукой.

Мне неинтересно создавать и делать что-либо в дизайне без результата, а результат — это донести качественный продукт до пользователя и решить его проблему.

Марина:

– Я думаю, что многие мировые проблемы можно решить, обучив людей основным принципам дизайна. Их можно использовать не только в качестве инструмента проектирования промышленных изделий, но и как определённый взгляд на мир, помогающий решать насущные проблемы.



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта