Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Рита Агияр Родригес: «Именно неизбежность практики мотивирует производство мысли»
В интервью BERLOGOS – португальский архитектор, основательница rar.studio. Мы обсудили необходимость исследований, современное состояние португальской архитектуры, масштабную реновацию объектов и многое другое.
– Рита, Вы основали rar.studio в 2015 году, до этого сотрудничали с Pedro Reis Arquitecto (2009-2010), MMBB Arquitetos (2010-2011), ateliermob (2011-2015). Также были наставником в лабораториях по интернализации архитектуры Noutra Costa (2012) и InSitu (2013). Помогли ли полученные опыт и знания Вам создать студию?
– Да, конечно. Весь опыт работы до основания rar.studio значим для меня и для студии.
Стажировка в Pedro Reis Arquitecto была моим первым профессиональным опытом в формальной структуре. Это особая группа людей. Я работала над очень интересными небольшими проектами по реконструкции, в которых архитектор Педро Рейс давал нам достаточно свободы.
Затем появилось желание работать за границей. Я выиграла стипендию, которая позволила мне переехать в Сан-Паулу и работать в одном из архитектурных офисов, которым я наиболее восхищаюсь, – MMBB. Я сотрудничала непосредственно с Фернандо де Меллу Франко, который вскоре после этого занял пост секретаря городского развития Сан-Паулу в кураторском проекте Роттердамской биеннале архитектуры. Это был определяющий и глубоко обогащающий опыт.
Проект MMBB Arquitetos
По возвращению в Лиссабон в ateliermob я координировала проекты, мониторила строительную площадку, управляла студией. Обычные и социальные проекты. Это был этап консолидации.
В качестве наставника или помощника учителя я смогла получить опыт преподавания и менторства архитектуры, который бы очень хотела развивать параллельно со студийной практикой.
Всё это дало мне преимущество и поддержало создание rar.studio, как только появилась первая возможность работать.
– rar.studio – это не только архитектурная студия, занимающаяся проектированием и строительством объектов, но и исследованиями и «критическим мышлением». О чём ваши исследования?
– Сейчас мы разрабатываем исследовательский проект, фокусирующийся на проблеме пересечения архитектуры и живописи, и, вероятно, мы материализуем его результаты в публикации.
Исследовательская работа обычно проводится по собственной инициативе студии. Это требует больших финансовых и временных вложений, что не всегда возможно, особенно потому, что мы небольшая и сравнительно молодая структура.
В нашей работе очень важно, чтобы теория и практика шли бок о бок. Это производство мысли, которое позволяет нам закреплять, поддерживать и контекстуализировать практику. И именно неизбежность практики мотивирует производство мысли.
– Как Вы критически оцениваете современную архитектурную ситуацию в Португалии?
– Сегодня для архитектуры Португалии много задач и следовательно много работы, которую необходимо сделать. Но средства для её оплаты не всегда существуют. За последние годы частное инвестирование несколько восстановилось, но государственные инвестиции сократились и доступны очень ограниченно, только более крупным офисам.
Другая проблема заключается в отсутствии регулирования при расчёте оплаты архитекторам. Этот вопрос в сочетании с очень низкими выплатами в рамках ввода в эксплуатацию государственного сектора создаёт большое неравенство, ограничивает рост архитектурных практик и формирует неустойчивые условия труда.
– В Лиссабоне много проектов реконструкции старых зданий, иногда даже кажется, что эта практика гораздо более распространена, чем строительство нового. Почему это происходит? Хорошо ли, что люди могут сохранять наследие, меняя функцию здания?
– Прежде всего, работ по реновации много, потому что Лиссабон – древний город с огромным архитектурным наследием. С другой стороны, в течение нескольких десятилетий законопроекты об аренде способствовали увяданию строительства. Поэтому у нас ещё много изменений, которые предстоит внести.
Мы не считаем, что адаптация зданий к новым типологиям является проблемой как таковой. Хорошая архитектура на удивление универсальна и обладает огромной способностью к выживанию в течение долгого времени.
Больше всего нас беспокоит отсутствие критериев и качества в этой недавней волне реновации. И, кроме того, монотематизация городской архитектуры неотрывно связана с туризмом. Отсутствуют стратегическое мышление и подчинённость рынку.
Casa do Monte
Santa Catarina House
Manchester Building
– Как бы Вы охарактеризовали современную португальскую архитектуру, что для неё характерно, чем она отличается от остальных?
– Португалия имеет очень сильную архитектурную традицию, и португальская архитектура была и, конечно, является продуктом контекста страны.
Я бы сказала, что современная португальская архитектура по-прежнему имеет, как и всегда имела, некое выдающееся поэтическое измерение. Но она примиряет его с сильным прагматизмом и экономией средств – прямое следствие кризиса. Так называемая простая архитектура.
Несмотря на экономическую ситуацию в стране, я считаю, что мы переживаем позитивную фазу современной португальской архитектуры. Появляются новые офисы, основанные поколением, которое больше путешествовало, училось и работало за границей, а потому имеет другую систему координат.
PalatinaI
– Есть ли у Вас любимый проект?
– Я не могу сказать, что у меня есть любимый проект. Мы всегда строго придерживаемся высоких стандартов, делаем ли дизайн мебели или здание. Это позволяет нам всегда достичь хорошо выполненного результата, которым мы довольны.
– Над каким проектом Вам было бы интересно поработать?
– Общественное здание, независимо от типологии программы, с преобладающим расположением в городе, всегда будет очень желанным проектом. Возможность проектирования и строительства для общественного пользования, а также возможность создания публичного пространства – это привилегия.
Можно посмотреть:
Сохранить, обновляя: апартаменты NANA в Лиссабоне
Апартаменты Palatina I в Лиссабоне, Португалия
Комментарии