Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 марта 2018 г.

Олег Шапиро: «Архитектура — это функция продолжительного опыта»

Интервью с Олегом Шапиро, архитектором, партнёром бюро Wowhaus, куратором ИнтенсиваPRO «Проектирование общественных пространств» в Архитектурной школе МАРШ.

Олег Аркадьевич, последнее время в России просто бум благоустройства — есть и городские, и частные инициативы. Необходимо ли выбрать какую-то определённую политику проектирования общественных пространств, унифицировать её?

– Вопрос в том, относительно чего выбирать эту политику. Все города и поселения отличаются друг от друга, объекты в них тоже разные, поэтому, мне кажется, самое опасное — это здесь что-то унифицировать.

Мы в нашем бюро создаём городскую среду, одна из целей — это как раз разнообразие или идентификация этой среды для каждого отдельного района, посёлка, любого образования жилого или урбанистического. Поэтому самое глупое, что можно сделать — это унифицировать. Другой вопрос, что есть определённые приёмы, связанные с нормативами. Например, радиус поворота, устройство каких-то бордюров — в общем, разных технических и технологических деталей, которые можно разработать для широкого использования. Можно унифицировать отдельные конструктивные приёмы, но архитектурные решения, конечно, должны быть индивидуальными.

– Как Вы относитесь к инициативе проведения всероссийского конкурса проектов благоустройства? В частности, в малых городах и исторических поселениях. Могут ли регионы, по Вашему мнению, разработать подобные проекты, или за это возьмутся крупные, передовые архитектурные бюро?

– Конкурсы как социальное явление – это прекрасно! Другой вопрос, что конкурс должен быть правильно организован, и в его рамках должны быть поставлены реальные, актуальные цели. Нужно также понимать, что нельзя сделать единый конкурс для всех малых городов, потому что они все разные, тем они нам и милы.

Организация конкурса — очень сложный, ответственный и дорогой процесс. Далеко не каждый город может себе это позволить. Альтернативой для финансирования такого рода проектов могут стать спонсоры, например, градообразующие предприятия. Скажем, когда мы работаем в городе Выкса, таким спонсором там выступает металлургический комбинат, который, будучи социально ответственным, много делает для города.

Фестиваль городской культуры Art Ovrag в Выксе, кураторами которого с 2014 по 2016 гг. было бюро Wowhaus 

Что касается разработки подобных проектов, безусловно, этим должны заниматься люди с опытом. Архитектура — это функция продолжительного опыта: пока спроектируешь, пока согласуют, построят, пока поймёшь, в чём ошибки…

С другой стороны, когда-то надо начинать. Идеально в этом смысле поступили в Казани, когда администрация города пригласила наше бюро, а также нескольких опытных людей из Москвы для проведения проектных семинаров в рамках Лаборатории МАРШ. Позднее, эти же семинаристы дорабатывали выбранные проекты вместе с проектировщиками из Москвы и даже строили некоторые из них. Думаю, опыт такого рода может быть очень полезен.

Парк «Чёрное озеро» в Казани. Бюро Wowhaus

В описании совместного курса бюро Wowhaus и Архитектурной школы МАРШ сказано, что проектированию общественных пространств в России специально не обучают. Получается, интенсивPRO «Проектирование общественных пространств» — пионер в этом деле? Вы как куратор курса где лично этому обучились?

– Сложно сказать, пионеры мы или нет. Я, во всяком случае, не знаю других примеров подобного обучения. Специалистов Wowhaus никто не обучал, мы обучались на собственной практике. Последние шесть лет большая часть проектной работы в нашем бюро и есть так называемые общественные пространства или публичные места, типология которых очень разнообразна и многогранна. Тут опять всё зависит от опыта. А когда архитектор приобретает полноценный опыт? Тогда, когда его проекты осуществляются, он видит, что происходит дальше. У нас довольно большой опыт реализованных проектов. Так получилось, что в основном они успешны. Под успешными я понимаю те общественные пространства, которые становятся знаковыми, становятся популярны у людей. Это пространства, где людям удобно находиться.

Казанская набережная у Тульского Кремля (проект). Бюро Wowhaus

Красногвардейские пруды. Бюро Wowhaus

– Как организовать общее комфортное пространство для всех участников? И какие ещё специалисты работают над подобными проектами?

– Важное дело в комфорте — это безопасность. Например, свет — тоже часть этой самой безопасности. Человек, находясь в по-настоящему комфортном пространстве, на подсознательном уровне теряет чувство опасности. Навигация тоже очень важна. Кроме того, мы понимаем, что в различных ситуациях пространство может быть использовано по-разному и разными категориями людей. Мы можем зонировать его зелёными насаждениями, например.Территория общественного пространства должна отвечать разнообразным пользовательским сценариям. На таких территориях часто организуются событийные программы — тоже ключевая часть привлекательности этого места. Важно, чтобы общественное пространство жило, а для этого над разработкой подобных проектов трудятся специалисты по свету, по озеленению, по инженерным сетям, транспортники, социологи и даже экономисты.

– Вы можете назвать, на Ваш взгляд, самые удачные примеры общественных пространств в России?

– Вместе с множеством других специалистов мы участвовали в проекте по реновации Парка Горького – это важный проект, с которого всё началось. Для общественных пространств, особенно в парках, очень большое значение имеют администрирование и управление. Там, где администрация действует эффективно, возникают успешные пространства. Очень успешно действуют, на мой взгляд, Сокольники (мы также причастны к этому проекту), хотя у них отличается идеология от Парка Горького. Мне нравится спроектированная нами Крымская набережная. Удивительно, как при помощи двух-трёх приёмов преобразили Триумфальную площадь.В Татарстане есть успешные пространства –не только в столице, но и в небольших городах, их создавали там и сами жители. Пока это сложно осознать, но мне кажется, Парк Зарядье станет довольно успешным международным аттракционом. Да, это аттракцион. Ну а что? Это тоже часть игры — интерес.Центр Петербурга — прекрасный пример серии классических общественных пространств. Часто говорят, что там нет ничего современного и ничего нового. Наверное, для местных жителей это важно, но, когда я приезжаю, мне как раз очень хорошо среди устойчивой классики.На мой взгляд, настоящий город – там, где всё по-настоящему, надолго.

Пергола на Фонтанной площади, парк Горького. Бюро Wowhaus

Парк Сокольники (проект). Бюро Wowhaus

Триумфальная площадь (м.Маяковская). Buromoscow

Можно почитать:

Лев Владов: «Нельзя решать градостроительные задачи XXI века методами XX века» 

Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта