Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
19 марта 2018 г.

Степан Пьяных: «Интернет вещей позволяет тостерам выходить в твиттер тостеров»

Интервью со Степаном Пьяных, сооснователем студии промышленного дизайна Vosq и преподавателем на курсе промышленного дизайна в БВШД.

– Степан, Вы преподаёте в Британской высшей школе дизайна и занимаетесь со студентами дизайном интернета вещей в рамках курса «Промышленный дизайн». Расскажите, что такое интернет вещей в Вашем понимании? Какое Ваше определение этого явления?

– Для меня интернет вещей схож с интернетом людей. Разница в том, что не люди, а вещи создают информацию в интернете, а какие-то другие вещи ей пользуются.Интернет вещей позволяет тостерам выходить в твиттер тостеров, чтобы общаться между собой.Этот пример кажется абсурдным, но такой проект был запущен несколько лет назад: люди подключили тостеры к твиттеру и запрограммировали их общаться между собой. Они сообщали, как часто были использованы, или жаловались «я никому не нужен», «раз вы мной не пользуетесь, отдайте меня кому-то другому».  Сайт назывался AddictedToasters.

– Как Вы считаете, стоит ли готовить специалистов узкой квалификации, которые занимаются дизайном интернета вещей, или эта область актуальна для всех дизайнеров?

– Это актуально для дизайна продуктов в целом. Когда мы даём задачу нашим студентам, мы не говорим: «Сделайте объект, который будет подключён к интернету». Мы говорим: «Сделайте чайник». Наши студенты знают о существовании такого понятия, как интернет вещей. Они понимают, что им нужно заранее исследовать возможные способы, как чайник может собирать информацию, а также все источники информации, собранные кем-то, и как они могут расширить функционал объекта.

Возьмём такой объект как радио. Оно может не только передавать людям информацию, но также и собирать её, чтобы использовать для разработки новых продуктов. Когда наши студенты разрабатывают радио, они могут занести туда функционал, который будет определять, какие кнопки на панели люди чаще нажимают, чтобы впоследствии получить обратный отчёт о том, как их интерфейс используется. Эта информация помогает усовершенствовать то или другое радио в будущем.

– Есть крупные компании вроде IBM, Apple, Google, Amazon. И, кажется, что работа с большими данными в ходе разработки интернета вещей — это для них, или единичные дизайнеры тоже что-то могут разработать?

– Тут вопрос в доступности больших данных. Большие корпорации выкладывают информацию для общего пользования, а дальше кто угодно может начать её использовать.Мы же, обычные дизайнеры, можем отсортировать её и применить в разработке продукта.

Например, наш студент Филипп Писаревский, экспериментируя с доступной информацией, использовал майкрософтовскую базу данных по распознаванию лиц Emotion API от МicrosoftAzure. Загружаете туда фотографию, программа сравнивает её с другими и выдаёт по шкале от 1 до 10, какие эмоции она видит в каждом лице на фото. Она определяет возраст, наличие головных уборов, очков, усов и прочих аксессуаров. Филипп сделал на основе этой нейросети дверной замок, и настроил определённые фильтры: не позволял проходить в дверь людям в верхней одежде, шляпах, определённого пола или возраста. Замок был реализован одним дизайнером, но он работал с нейросетью от Мicrosoft.

Студенческая работа Филиппа Писаревского: умный дверной замок

У крупных компаний есть преимущество: они могут собирать информацию под их конкретные нужды.

Ещё один студенческий проект: подставка для яиц в холодильнике, которая присылает сообщения в соцсети о том, что яйца закончились, когда вы приходите в магазин. Источниками информации выступают геолокация телефона и сам девайс, который находится в холодильнике. Большие данные здесь не требуются. Такой проект полностью может реализовать один дизайнер.

Студенческая работа Филиппа Скоробогатова: подставка для яиц, которая присылает сообщения в соцсети о том, что яйца закончились, когда вы приходите в магазин

– Давайте поговорим подробнее про процесс разработки дизайна такого продукта. Рассмотрим конкретный пример: я хочу сделать девайс, который будет поливать у меня дома цветы и анализировать, насколько влажная в горшках земля, когда я уезжаю на отдых. В чём состоит разработка дизайна такой вещи?

– Это зависит от сложности изделия. Если мы говорим о вещи, которая выполняет функционал самостоятельно, без подключения к интернету, то все датчики должны находиться внутри него. Получается довольно крупный объект. Это увеличивает нагрузку на промышленный дизайн. Если объект обладает связью с интернетом, его начинку можно сильно сократить. Мы можем не наделять его интеллектом, а лишь связать с телефоном, который будет через приложение проводить все нужные вычисления.

– То есть, «мозг» девайса будет где-то удалённо?

– Да, дистанционно. Мы можем расширить интеллект любых объектов, которые используем. Можно таскать с собой мощный и громоздкий ноутбук, чтобы выполнять какую-то сложную работу, а можно приобрести тонкий, и через TeamViewer получать информацию с дистанционного сервера. Мы будем выполнять задачи по трёхмерному моделированию, а ноутбук будет транслировать исключительно картинку.

Девайс может быть предельно глупым и выполнять только функцию посредника. В этом случае требований к электронике намного меньше.

– Как ещё интернет вещей может повлиять на промышленный дизайн?

– Дизайн очень функционален, даже если мы говорим о внешнем виде объекта. Чем больше функционала мы перенесём куда-то дистанционно, тем меньше и тоньше будет наш объект, тем изящнее мы можем придать ему форму.

Если же мы связываем какие-то объекты внутри комнаты, они должны визуально объяснять свою принадлежность друг другу. Мы разрабатываем дизайн-код, который объединит все объекты в нечто схожее. Если у нас есть поливалка, то можно окинуть взором комнату и найти выключатель для неё. Он должен быть похож. Это накладывает свои требования и ограничения.

Кроме того, внешний вид вещей может стать дружелюбнее, чтобы люди не пугались того, что они наделены «искусственным интеллектом».

– С чего стоит начинать работу над таким девайсом?

– С исследования потребностей пользователей через интервью или наблюдения. Одно дело придумать что-то и сказать: «Это будет круто!», а другое проверить, будет ли это полезно для конечного пользователя.

Прототип дверного замка студента курса Промышленного дизайна

Нужно произвести как можно раньше прототип, так называемый MVP (минимально жизнеспособный продукт). Он содержит основной минимальный набор функций, которые финальный продуктбудет выполнять. Не важно, как он выглядит. Не важно, какого он размера. Важно, что он позволяет протестировать основную функцию. Затем нужно смотреть, как люди будут с ним взаимодействовать и, основываясь на этом, дорабатывать визуальные составляющие объекта и корректировать функционал.

То есть сбор информации происходит на первом этапе, потом какая-то концептуализация, составление гипотез того, как это будет использоваться и потом проверка этих гипотез на практике через серию проб и ошибок, пока не будет реализован готовый продукт.

Степан Пьяных на выставке

– Где Вы посоветуете собирать информацию?

– Я бы советовал смотреть гигантов, например, Google. В Google собирают информацию на протяжении нескольких лет просто так, а потом её используют для того, чтобы что-то отследить. Они сохраняют различные тренды, следят, какие люди вводят поисковые запросы и как часто, затем сравнивают эти данные. Так они запустили проект GoogleFluTrends. Идея в том, что GoogleFluTrends определял распространение вирусов гриппа в зависимости от тех симптомов, которые люди вводили в поисковые запросы, и тем самым определял, как он распространялся, как изменялся и в каких регионах.  

Google Flu Trends

Важно изначально понимать, какая информация тебе нужна. Если тебе нужно приложение, которое будет подсказывать, когда ты приходишь в магазин, информацию о том, что в твоём районе сейчас разбушевался грипп и тебе стоит купить больше иммуностимулирующих фруктов, то ты можешь пойти к конкретным гигантам, у которых есть нужная информация. Ты можешь пойти к Google, который отслеживает поисковые запросы, можешь обратиться к ресурсам, которые собирают сугубо медицинскую информацию, или смотреть какие-то базы данных. Главное — правильно поставить задачу.

–Когда вы разрабатываете на курсе БВШД объект, связанный с интернетом вещей, вы работаете вместе с программистами?

– Мы не можем сказать нашим студентам: «Придумайте дизайн радио», без представления о том, как оно будет устроено внутри. Мы учим их собирать радио. Пусть оно будет собрано не так качественно, как людьми, которые впоследствии будут его производить, но оно позволит оценить функционал. Поэтому на базовом уровне наши студенты в состоянии написать код и связать объект с интернетом. Они могут самостоятельно сделать поливалку, которая будет орошать цветы или газон, основываясь на уровне влажности почвы.Это тот функционал, который требуется, чтобы сделать любую электронику. Для студентов важно, что находится снаружи, и что начинка будет выполнять те же функции, что изготовленное на заводе изделие.

Сходите на нашу выставкуработ студентов БВШД, которая проходит каждое лето в начале июня. У нас в Британке её называют Финальной выставкой. (Официальное название «Выставка дипломных работ выпускников»). Вы увидите много работающих, функциональных вещей.

Выставка работ студентов БВШД

– Для кого создаются такие вещи сейчас, кто этим пользуется и как этим обзавестись?

– Некоторые настолько сильно хотят попробовать эту технологию, что готовы сами в ней разобраться. На рынке продают микроконтроллеры, платы, конструкторы, которые помогают людям самостоятельно собирать девайсы с функциями «умного дома». Покупаешь плату, датчик света и магнитный замок, который вешаешь на холодильник, вешаешь датчик света за окном, подключаешь его к Arduino, подключаешь магнитный замок к Arduino, буквально парой строчек кода сообщаешь, что закрываешь холодильник на замок, когда ночь. Таким образом создаёшь объект умного дома, который ограничивает доступ к холодильнику ночью.

У нас много радиолюбителей, которые разбираются в этой технологии. Люди самостоятельно делают автоматические системы полива или автоматического контроля отопления, но коммерческих продуктов, которые можно купить с полки, к сожалению, не так много. Большинство из них везут с Запада. Что хорошо в России, это то, что рынок молодой и конкуренция не такая большая. В том же интернете вещей какой бы продукт ни появился, он уже будет достаточно громким, потому что их мало.

Проекты студентов БВШД

Выставка БВШД

– На какие фестивали и выставки стоит отправлять девайсы, подключенные к интернету вещей?

– Наша студия промышленного дизайна Vosq работала совместно с партнёрами, science-art группой 18 apples и их проектом Metabol.A.I.. Ребята разработали прототип био-принтера, печатающий живыми клетками сгенерированные нейросетью картины, а наша студия спроектировала концепт корпуса данного принтера.

Мы отправляли этот био-принтер на фестиваль «Арс Электроника» (ArsElectronica). Это крупный международный фестиваль гаджетов и электроники, который проходит в Австрии в городе Линц.

Фестиваль Ars Electronica в австрийском городе Линц.

В Сколково организовывают хакатоны по робототехнике и ежегодно – по промышленному дизайну. Это марафон по хакингу не в значении куда-то пробраться, а решить какую-то задачу, взломать что-то очень сложное. Хакатон в дизайнерском понимании — это просто интенсивная работа над проектом. Так вот, организаторы дают командам участников задачу и четыре дня на её решение. Они ночуют в Сколково, их кормят. Мне доводилось участвовать в хакатоне в Сколково, ещё когда я учился в БВШД. С тех пор я пару раз был ментором на данном мероприятии. Это очень интересный опыт: без сна пытаться решить что-то творческое.

Фотографии первого хакатона по промышленному дизайну в Сколково

Но порой лучше разместить девайс в реальной среде и задокументировать то, как он используется, насколько позволяет экономить или упрощает жизнь. В мире интернета вещей нужно не только донести, что эта штука делает, но и что это означает для пользователя, что означает пожить с установленным объектом в течение года, и как это изменит рутину человека.

–Что, на Ваш взгляд, определяет успех подобных проектов?

– Я думаю то, насколько ими активно пользуются. Идеи звучат классно, но когда ты производишь объект, важно, чтобы люди начали им пользоваться. Недавно запустили очки, которые позволяли при помощи одного жеста начать транслировать видео в Snapchat, но по отчёту пользователей выяснилось, что они пользовались им на протяжении лишь одной недели. Они не нашли разницы между этими очками и приложениями Snapchat. Время покажет, какие объекты окажутся более популярными.

– То есть пока это больше игрушки, которые не особенно и нужны в жизни и доме человека?

– Это интересный вопрос. Можно сказать, что это всё развлечение или дополнение функционала, без которого можно обойтись.Но когда мы наделяем вещи дополнительным разумом, они могут лучше реагировать на то, что происходит вокруг них и, следовательно, они намного лучше справляются с экстренными ситуациями.

Одно дело установить автоматические ставни на окна, которые будут открывать и закрывать их по нажатию кнопки или в зависимости от температуры в комнате. Но ситуация становится совсем другой, когда в городе объявляют штормовое предупреждение. В этом случае окна автоматически закроются без нашего участия, чтобы обезопасить дом. Это уже становится вопросом безопасности.

Фитнес-браслет может 364 дня в году просто измерять пульс, когда мы спим или ходим, но один день в году он сможет определить, что у нас случился сердечный приступ и вызвать вовремя скорую помощь.

Набросок студента курса промышленного дизайна

– Как Вы думаете, как в будущем будет развиваться тренд интернета вещей?

– Интернет вещей уже активно используется на глобальном уровне в плане систем. Сейчас он пытается проникать в обиход, в вещи, которыми мы окружаем себя. Если раньше он был спрятан за серверами, за вычислениями, и был скрыт от наших глаз, то сейчас он просто переходит из корпораций в наши руки.

Можно почитать:

Интервью с Сергеем Зиновьевым об умном доме

Текст: Кушаковская Мария

Комментарии (1)

  • 05.12.2018 | 07:22

    Добрый день. Меня зовут Алексей. Прошу прощения за спам. Около 5 лет занимаюсь рекламой в Яндекс Директ и Google Adwords. Настроил свыше 500 кампаний для более чем 230 заказчиков. а) Настройка рекламы от 2000р; б) Запуск рекламы в течение суток. Я пунктуальный и ответственный, работаю быстро, качественно и недорого. Посмотрите мое портфолио: http://adwplus.ru/portfolio

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта