Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
1 августа 2018 г.

Лукаш Качмарчик: «Blank Architects создаёт ответственную архитектуру»

Партнёр международного архитектурного бюро Blank Architects рассказал BERLOGOS о дырах в городе, будущем торговых центров и ответственной архитектуре. 

– Лукаш, бюро Blank Architects работает над проектами в разных странах: Россия, Италия, Монголия, Великобритания, Германия, Польша и пр. Есть ли разница в подходах к проектированию и реализации проектов в каждой из них?  

– Это интересный вопрос. Подход к проектированию мы уже для себя, наверное, определили, он исходит из нашего фокуса на общественную архитектуру. В нашем подходе отражены ценности, основные аспекты, на которые мы обращаем внимание при проектировании, наши цели. Конечно, многое зависит от заказчика: проектирование в разных странах накладывает на объект свой отпечаток – разный климат, разный менталитет. А так как мы проектируем прежде всего для людей, то нам важно учитывать их привычки, ценности, особенности и традиции. 

– Какие основные ценности бюро Blank Architects? 

– Мы долго думали над тем, что важно в проектировании именно для нас, и пришли к выводу, который оформился в наш девиз: «Blank Architects создаёт ответственную архитектуру». Под словом «ответственность» можно понимать совершенно разные вещи, но лично мы хотим, чтобы наша архитектура привносилав окружениечто-то новое.Мы очень плотно работаем с контекстом, долго и тщательно изучаем окружение, где здание будет построено, принимаем во внимание ожидания и заказчика,и людей, которые живут поблизости. Мы стараемся делать проекты открытыми для пользователей, разумными и с точки зрения сегодняшнего функционирования, и с точки зрения будущих требований. 

Проект станции метро «Ржевская» 

– В последнее время многие промзоны, фабрики ревитализируются, меняют функционал. В частности, для ЗИЛа вы создали мультифункциональный центр. Насколько целесообразным Вы считаете ревитализацию промышленных объектов, какие функции они должны принимать, чтобы вновь быть встроенными в ткань города? 

Ревитализация промышленных зданий сегодня необходима городам. Участки, часто расположенные в центре города и на которых ничего не происходит, образуют некие дыры, пустоты, которые мешают развитию полноценного центра мегаполисов.

Что касается функционального наполнения, то здесь к каждой задаче нужно подходить индивидуально, поскольку в разных частях города требуются разные функции. Программа должна быть такой, чтобы конкретное место естественно жило и развивалось. Поэтому здесь нет каких-то универсальных решений, будь то жильё или офисы, всё очень индивидуально и во многом зависит от местоположения. 

У нас были разные проекты, не только ЗИЛ, но, например, наш первый проект редевелопмента промышленной территории – «царская» набережная во Владивостоке. Территорию бывшего судостроительного завода на берегу бухты Золотой Рог мы превратили в общественную зону, которая сегодня успешно функционирует, и которая была нужна именно этому месту. 

Проект редевелопмента промышленной территории – «царская» набережная во Владивостоке 

– Почему для ЗИЛа вы создали именно мультифункциональный центр, чем обусловлен выбор именно такой программы? 

– Редевелопмент территории ЗИЛа, как Вы знаете, очень крупный проект. Территория большая, на ней находятся жилые, культурные и общественные объекты. Наш небольшой мультифункциональный центр расположен в самом начале участка. Программа развития была выбрана в результате предпроектного исследования, сделанного нашим заказчиком, которое показало, каких функций участку не хватает. В результате мы спроектировали многофункциональный комплекс, включающий гостиницу, офисы и торговые площади, кафе. Получилось здание в виде разновысотных объёмов, объединённых единым одноэтажным стилобатом. Это стало первым шагом к постепенному освоению этой территории. 

– Один из проектов, в которых вы принимали участие, – реконструкция Центрального стадиона «Динамо» имени Льва Яшина. На АрхМоскве в этом году обсуждался вопрос окупаемости стадионов и необходимости внедрять дополнительные функции, помимо спортивных – тренажёрный зал, кафе/ рестораны и пр. Обусловлено ли включение торгового центра в проект проблемой окупаемости, и как лично Вы оцениваете подобную мультифункциональность спортивных объектов? 

Стадионы и другие спортивные сооружения – знаковые объекты, требующие огромных инвестиций. Но, к сожалению, такие проекты не бывают востребованными ежедневно и используются преимущественно для крупных мероприятий.

В мировой практике существуют разные способы по включению этих объектов в жизнь города. Например, Центр водных видов спорта Захи Хадид, построенный специально для Олимпиады, со временем был частично демонтирован и приспособлен для местных жителей, которые пользовались только бассейном.

В случае с проектом ВТБ Арена Парк и Центральным стадионом «Динамо» имени Льва Яшина дополнительные функции, такие как торговая, конечно, создают дополнительную возможность повысить окупаемость объекта. 

ВТБ Арена Парк 

– Большинство проектов Blank Architects – торговые центры. Изменилась ли эта типология в течение последних пяти лет, какие требования сейчас предъявляются к подобным пространствам? Что ждать в будущем? 

– Мы живём в очень интересное время, меняется образ жизни людей и это влияет на стиль совершения покупок, стиль занятий спортом, отношение к работе и пр.

Сейчас не востребованы схемы и типологии, популярные в прошлом.

Общая тенденция, которая наблюдается в шоппинге, –переход от материального, когда человеку нужно было просто зайти в магазин и купить вещь, к эмоциональному, когда люди покупают не столько вещь, сколько стиль жизни и атмосферу.

Теперь мы не приходим в торговый центр, чтобы только совершить покупку, потому что это можно сделать онлайн, мы приходим за другим: отдохнуть, поесть, поработать и т. д. Когда меняется модель поведения, меняется и здание.

Чего ждать в будущем?  Я думаю, что торговые центры будут более многофункциональными, с большим количеством разноформатных зон для отдыха, спорта, работы и т.д. Монофункция однозначно ушла в прошлое. Мы предусматриваем мультифункции и в своих новых проектах реконцепций торговых центров. Так, для проекта «Золотой Вавилон Отрадное» мы запланировали дополнение в виде многофункционального центра услуг, разработали концепцию общественных зон и отразили в архитектурных решениях рекреационную составляющую. К примеру, фудкорт на террасе проекта станет одной из центральных точек района, «центром притяжения» в своей локации, и получит дополнительные входные группы, одна из которых ведёт посетителей на террасу сразу из парка. 

ТЦ «Золотой Вавилон Отрадное» 

– Какие Вы бы отметили самые яркие/самые сложные проекты торговых центров Blank Architects? 

– Например, ТЦ «Тройка», в котором совершенно по-новому на момент реализации были решены внутреннее освещение и циркуляция.

Сейчас у нас на столе ряд достаточно интересных проектов, над которыми мы работаем. Во многих случаях это реновация – объекты, которые прожили свой первый этап, а теперь в них нужно вдохнуть новую жизнь.Помимо интересного проекта реновации ТЦ «Золотой Вавилон Отрадное» мы также не так давно завершили работу над проектом реконцепцииТЦ «Пятая Авеню», который изменит не только внешний вид фасадов, но и внутреннее наполнение: центром проекта станет фермерский рынок, концептуально дополняющий объект. Есть и проекты с чистого листа, например, торговый центр Brosko в Хабаровске, расположенный на берегу реки Амур. 

ТЦ «Пятая Авеню»

ТЦ «Золотой Вавилон Отрадное» 

Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта