Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
18 апреля 2018 г.

Масиель Санчес Лев Карлосович: «В исламской архитектуре много абстракции»

Интервью с преподавателем НИУ ВШЭ и автором курса «Десять лекций по архитектуре Ислама» в Музее архитектуры им. Щусева. 

Лев Карлосович, какие Вы можете выделить главные признаки архитектуры ислама? 

 В исламской архитектуре очень много абстракции. В ней много от античности, но она меньше соотносится с человеком. Благодаря этому, традиционная архитектура часто выглядит современно и её формы легко превращать в модернизированные. 

Главный принцип античного ордера в том, что он соотносится с человеческим телом. Этот принцип в исламской архитектуре заменяется абстрактной красотой, которая с человеком не корреспондирует. Причина, видимо, в восприятии недостижимости Всевышнего и бесконечной дистанции людей от него. 

Кааба во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам в Мекке, одна из главных святынь исламской веры 

Давайте поговорим про исламские важнейшие святыни. Я так понимаю, что все храмы ориентируются на Мекку, священный город Саудовской Аравии, и на Каабу, которая находится там? Насколько сильно это влияет на архитектуру? 

Я бы не говорил, что на эти святыни в архитектуре что-то ориентируется. Священные города Мекка и Медина — это главные ориентиры для духовной жизни, но не для архитектуры. Всё, что там сохранилось — это современная архитектура, которая много раз перестраивалась. Вокруг Каабы в Мекке и дома пророка в Медине построены огромные современные комплексы мечетей. 

Кааба задаёт направление молитвы и с этим связана специфика ориентации мечетей. Эта ориентация может повлиять на архитектуру лишь в случае, когда существует уже освоенное городское пространство, и в него нужно встроить какую-то большую мечеть. Я имею в виду пример великой площади Имама в Исфахане. Чтобы ориентироваться на Каабу, мечеть стоит под диагональным углом к огромной городской площади. Её нельзя было разместить иначе: город уже давно сформировался, когда шах Аббас её строил. 

Площадь Имама в Исфахане

Площадь Нахш-е Джахан (Площадь Имама) в Исфахане 

Все мечети Марокко смотрят на восток, Индии – на запад, Турции и Кавказа – на юг, мечети Эфиопии или Сомали – на север, в зависимости от географического положения. Христианские храмы строят алтарём на восток. Это общепринято, но не есть обязательное условие. Для мечети никаких других вариантов быть не может. Если мечеть не повёрнута в сторону Каабы молельной нишей, то это не мечеть. А христианский храм куда не поверни, он храмом и останется. 

Что же тогда является ориентиром для исламской архитектуры в том виде, в котором мы её знаем? 

  В исламе не распространено визуальное копирование святыни. Воспроизводят мечети, которые становятся архитектурным событием или строятся великим государственным деятелем. Такими ориентирами, например, были для западного исламского мира минарет мечети Аль-Кутубия в Марокко. Почему – сказать однозначно трудно, возможно, просто из эстетических соображений. Для турецких земель им стал византийский храм Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул). Турки в 1453 году берут город; они чувствуют себя наследниками Византии и Рима и начинают строить в огромном количестве копий именно этого собора. 

Минарет мечети Аль-Кутубия в Марокко 

В Индии в XVI веке один из первых монархов династии Моголов Хумаюн строит себе грандиозный мавзолей в Дели, которые его наследники начинают воспроизводить с разными изменениями и дополнениями.  

Мавзолей Хумаюна в Дели 

Так, в каждой конкретной стране и в каждой национальной традиции были свои ориентиры. 

А изначально архитектура арабского халифата исходит из двух источников. На первом этапе — при династии Омейядов — она создаётся под влиянием раннеантичной и поздневизантийской архитектуры, потом — при Аббасидах — больше похожа на иранскую, в ней начинают использоваться персидские древние формы. 

Какие исламские города сохранились лучше всего и не утратили былую атмосферу? 

– Из всех исламских стран самые сохранные города остались, как мне кажется, в Марокко. Это Тетуан и Рабат, Касабланка, Фес, старый город в Марракеше, маленькие города типа Эссуэйры. 

Тетуан, Марокко

Рабат, Марокко 

В Тунисе хорошо сохранились Сус или Кайруан. По сохранности в сочетании с размером впечатляет Каир. В нём мало новых вторжений при том, что это гигантский город с мечетями, которые стоят на горах. 

Соборная мечеть VII века в Тунисе, Кайруане, самом святом городе мусульман Магриба 

Дамаск хорошо сохранился, но его размах намного меньше, чем у Каира. В Исфаханесохранилась архитектура XII века и город, построенный шахом Аббасом уже в XVII веке. Остались главные здания: дворцы, мосты, мечети, но не жилая застройка. Она уже вся поменялась с тех пор. 

Каир, Египет 

В центральной Азии сохранились Хива и Бухара. В Самарканде, увы, нет исторического пространства. Там, как в музее, стоят отдельные сильно реконструированные постройки, а вот Бухара — живое, живописное пространство. Ну и в Индии сохранилось море всего прекрасного. 

Бухара, Узбекистан 

Расскажите, пожалуйста, про архитектурные особенности мечетей. 

–В мечети уделяется большое значение внешней форме купола. Например, в Персии возникает двойной купол: снаружи он одной формы, а внутри другой. Наружный работает только на внешний облик здания.

В исламской архитектуре много значат типы сводов. В молельном зале большой мечети в Исфахане сохранились небольшие своды чуть ли не ста двадцати видов. 

Мукарнас и арабские стрельчатые арки на мечети Шаха в Исфахане 

Не самое раннее изобретение — это мукарнас, сотовый свод. Его редко делают над всем помещением, скорее в углах. Это маленькие ячейки, напоминающие пчелиные соты, из которых выстраивается декоративная конструкция. 

Я правильно понимаю, что сотовый свод — чисто исламское изобретение? 

– Да, его больше нигде нету, кроме тех случаев, когда его заимствуют. Например, армянская архитектура в XIII-XIV веках вносит к себе мукарнас как декоративный элемент. 

Машрабия, ажурные деревянные решётки, характерны для Египта в первую очередь, и для Магриба, но не для персидского архитектурного мира. Они позволяют свету и воздуху проникать в мечеть. 

Рисунок света и ажурная решетка машрабия

Современная интерпретация машрабии в решётках и башнях albahar 

В исламской архитектуре создаётся много видов арок. Например, есть специфическая арабская стрельчатая арка. Она сильно отличается от готической. Есть более редкие типы арок, в основном связанные с исламским западом: перекрещивающиеся, подковообразные, многолопастные арки. Они активно используются в Испании и Марокко, а восточнее — намного реже. 

Минареты— эффектная архитектурная форма, которая, помимо главной функции — созыва верных на молитву, приобрела и другие значения, например, ориентир на караванных путях. В таком случае их ставили даже при незначительных мечетях. Самый старый сохранившийся минарет (были и более ранние, но они не сохранились) — конца VII в., у мечети в Кастале (Иордания). Он низенький и маленький. В целом минареты начинают активно строить уже позже. В Магрибе они часто квадратные, а в персидском мире разрабатываются усложнённые варианты цилиндрического минарета. Он может быть и многолепестковый, и с треугольными выступами. Великими шедеврами мне видятся минареты рубежа XII-XIII вв. — в Джаме в Афганистане и Кутб-Минар в Дели, самыйвысокий минарет древнего исламского мира. 

Минарет в Джаме в Афганистане 

Большой минарет обычно строил богатый заказчик так, чтобы поместить туда своё имя и всячески себя прославить. До сих пор идут «соревнования», у кого минарет выше и красивее. В 1993 году построили мечеть в Касабланке (Марокко) с самым высоким минаретом мира — 210 метров, но теперь в столице соседнего Алжира достраивают мечеть и там, кажется, будет 265 м, если я не ошибаюсь. 

Минарет в Магрибе обычно один и он стоит у стены мечети. В Иране они строятся или вообще отдельно, или делаются небольшими, прямо на крыше мечети. Как минареты они даже не выглядят. В Турции любят симметрию: два или четыре, бывает шесть, зависит от конкретных ситуаций. В средневековом Египте строили сильно вытянутые резные минареты. 

По сути минарет — это башня, внутри винтовая лестница, и обязательно балкон, с которого призывают к молитве. 

Есть ли какие-то акустические тонкости? 

– Никаких. Просто орать с балкона. Ну, сейчас акустические тонкости — громкоговоритель. Без этого на минареты давно никто нигде не поднимается. 

Расскажите, пожалуйста, про исламский город. 

– Исламский город не предполагал публичного пространства. Были дворы мечетей, но сам город представлял собой сплошной лабиринт, куда выходили только двери домов. У традиционного исламского жилища внешнего фасада нет по определению. Все окна выходят внутрь дворов. Город отчасти схож с римским, только в римском помимо этих улиц всегда были огромные площади. Ничего подобного в исламском городе не было. Идеи об общественном пространстве возникают лишь под европейским влиянием, уже в XVII веке. В Исфахане шах Аббас делал свою гигантскую площадь (сейчас она называется площадь Имама), вдохновившись европейским опытом. Огромные публичные пространства не типичны для исламских городов. 

В Персии возникла традиция сада, но лишь в дворцовых комплексах. Исламские правители, особенно в Ираке, очень любили большие приватные сады при своих дворцах. И они были своеобразными общественными пространствами для людей, живущих там. 

Шах Аббас Первый, правитель династии Сефевидов (1501-1736). Во время его правления в Персии в XVII веке страна пережила сильное культурное перерождение 

Были ли какие-то особенные сооружения? 

– В Иране существуют специально разработанные системы охлаждения — бадгир. Они используются только в жилых домах, не в мечетях. Это такие огромные башни с вертикальными прорезями, в которых установлены под углом пластины. Они всасывают в себя горячий воздух. Башни создают циркуляцию воздуха, он в них охлаждается и поступает вниз.

В иранских домах всегда есть огромные подземные залы, где прохладно в самую жару. Они находятся ниже уровня земли, над ними надстроен этаж, и поэтому сам свод не нагревается. Воздух поступает туда из бадгиров уже охлаждённым. 

Бадгир в Иране 

Большой купол или свод в целом лучше сохраняют прохладу, нежели плоский потолок. 

Как выглядели общественно важные строения, например, больницы, школы? 

– Подобного рода постройки играли большую роль в исламской архитектуре, нежели в христианской. В первую очередь надо отметить медресе. До XII века не существовало единого архитектурного типа школы. Он начинает складываться в Иране. Много медресе начинают строиться в Сирии в XII– первой половине XIII века, потом оттуда распространяются в Марокко, где их очень много. 

Медресе соединяет свойства жилого дома с мечетью и залом собраний. Главная задача школы-медресе — учить Корану и его толкованиям. Занятия раньше происходили в огромных арочных нишах, которые по-персидски называются айван. Айван есть во всех медресе. Он может быть один, может быть два, может четыре, в зависимости от того, столько толков, то есть разновидностей, суннитского ислама преподают в медресе. 

Учения друг с другом не враждуют и, соответственно, есть медресе, где преподавали все четыре толкования ислама. 

В Багдаде находится знаменитое медресе аль-Мустансирия начала XIII века. В нём сочетаются огромные ниши, в которых сидели в тени и беседовали, и маленькая мечеть между ними. На два этажа распределены жилища для учеников и учителей. 

В Турции, где бывает холодно, возник двор медресе, перекрытый куполом. В остальных странах пространство двора открытое. 

Медресе аль-Мустансирия в Багдаде, XIII век, сейчас университет аль-Мустансирия

Медресе Чахар-Баг в Исфахане 

Ещё из интересных строений исламского города можно выделить кюллие. Это архитектурный комплекс, распространённый в Турции. Богатый человек, обычно султан, основывает мечеть, при ней строит гостиницу для паломников, строит богадельню для пожилых и немощных, огромную кухню, чтобы всех кормить, и несколько школ. В кюллие может быть одно, два, а может и три или четыре медресе. Это благотворительное учреждение, которое существует на проценты от пожертвований. 

Кюллие в Стамбуле 

Есть ещё такой тип зданий как караван-сарай. Это гостиница на дороге,постоялый двор, в который вы вечером приезжаете, кормитесь, спите и утром едете дальше. Заодно узнаёте новости и кормите лошадь.

Торговля и путешествия имели особое значение для исламских стран, мне кажется, даже больше, чем для христианских. И поэтому возникает караван-сарай как отдельная архитектурная традиция. 

Караван-сарай — это как правило закрытый двор. Там есть одно пространство для постоя лошадей, второе — где живут сами люди, и большой двор, чаще всего квадратный, расположенный по периметру. 

Караван-сарай в Казвине 1840 года, рисунок европейца 

Торговля там не велась. В крупных городах тип рынка — это гигантские муравейники с переходами. Они сохранились в огромном количестве восточных городов.  

Караван-сарай султана Хафсы в Мармарисе, Турция 

Есть ещё важный тип строений —общественные бани. Эта традиция идёт из древнего Рима. Ранние исламские бани сделаны по римским образцам, иногда вообще ничем от них не отличаются. Позже они немного трансформируются, но суть остаётся той же. В исламе вода считается символом жизни, в жарких странах она была жизненно необходима, поэтому к традиции бань здесь относятся очень трепетно. Но они никогда не были важнейшим общественным центром, как в Риме. И никогда не были такого гигантского размаха, такой роскоши. 

Баня в Кашане 

Когда я был в банях в Бухаре, там всё как в Риме. Нагревается пол, сверху льётся вода и бассейн только для обливаний. В исламских банях реже используются открытые водоёмы и купальни, хотя, плавательный бассейн тоже может быть.  

Дворцы имели большое значение, но, к сожалению, династии менялись довольно часто и от этого часто переносили столицы. Старые столицы и дворцы забрасывали, а новые делали из не очень надёжных материалов, чтобы можно было построить их быстро. Поэтому посреди пустыни стоят первые дворцы от омейядского халифата, и в Иордании, Ираке и Сирии от аббасидского халифата. Это такие огромные комплексы: крепости и одновременно дворцы, восходящие к римским крепостям-дворцам. 

В этом смысле Альгамбра в испанской Гранаде уникальна, потому что нет больше исламских дворцов такой сохранности и таких древних, конечно, если можно считать XIV век древностью. 

Дворец Альгамбра в Андалусии 

В начале интервью Вы сказали, что исламская архитектура часто выглядит современно и её формы легко превращать в модернизированные. Что Вы имели ввиду? 

– В XIX и начале XX века в исламской архитектуре скорее пытались соединить что-то европейское с традиционным.

В эпоху модернизма, уже после второй мировой войны, в исламских странах построили огромное количество современных, футуристических зданий, иногда в прямом смысле космических, похожих на ракеты. Тема неба, абстракции исламу совершенно не чужда. Так возникает много ярких мечетей в Джакарте, в Ираке, в Исламабаде. 

Мечеть Истикляль в Джакарте, Индонезия 

Но где-то годов с 80-х начинает усиливаться историзм, потому что, видимо, начинается рост политического исламизма. Правителям арабских стран стало важно показать себя правильными традиционными мусульманами, и эксперименты про будущее прекращаются. Происходит поворот к тому, чтобы сделать всё с максимальным количеством рюшечек, деталей и провозгласить, что это самое древнее, подлинное, исламское. 

Мечеть Шах-Файсал в Исламабаде, Пакистан

Мечеть в Ираке, Багдад 

Есть страны, где есть своя традиция — Египет, Турция, Персия. Там понятно, на какие исторические здания ориентироваться архитекторам. А есть страны, где этих традиций толком и нет. Например, Объединённые Арабские Эмираты, где нужно выдумывать, откуда брать эти архитектурные образы, на что ориентироваться. 

Из самых новых гигантских мечетей — в городе Константина в Алжире, в Касабланке в Марокко, и знаменитая мечеть в Абу-Даби. Только перед гражданской войной закончена мечеть в Йемене в Сане. Большую мечеть строят в Душанбе

Эксперименты и сегодня случаются, но общее движение сейчас скорее не в этом направлении.

И всё же, современная исламская архитектура — это очень живое направление. Ислам сейчас на подъёме, население растёт. Есть потребность в новых и новых мечетях, а исламские страны могут себе это позволить: многие из них очень богатые. 

Текст: Кушаковская Мария

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта