Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
17 октября 2017 г.

Реалрих Сариф: «Чтобы быть архитектором, человек должен обладать огромным сердцем»

Индонезийский архитектор, основатель RAW Architecture, организатор стипендиальной программы и бесплатной школы архитектуры OMAH, автор книг рассказал BERLOGOS об архитектуре как культурной форме, локальности, общем архитектурном образовании и специфике индонезийской архитектуры.

- Реалрих, Вы основали RAW Architecture в 2011 году, продолжив династию строителей в Вашей семье. Оказало ли это влияние на Вашу практику?

- Верно, мой отец и мой дед – уважаемые инженеры-строители, хорошо известные своим мастерством. Я пошёл по другому пути, решив стать архитектором и создав свою архитектурную фирму в 2011 году. Задача бюро RAW, как и многих других фирм, предлагать профессиональный продукт в жилой среде и улучшать качество жизни. Но мы сосредоточены на изучении возможностей каждого материала и осознаём значение мастерства.

Я беру проекты, с которыми могу экспериментировать, устанавливать связь, используя локальные решения, это всегда точки роста.

- Вы организуете стипендиальную программу, которая ежегодно привлекает людей со всей Юго-Восточной Азии, желающих изучить архитектуру с самых основ. И Вы ввели бесплатную школу OMAH для молодёжи. Лично для Вас, почему архитектурное образование населения необходимо не меньше, чем какое-либо другое? Что больше всего волнует людей, чем они больше интересуются?

- Это фундаментальная основа в карьере архитектора. Я предлагаю не только теорию, но и реальную практику – весь спектр профессии, которую мы все любим. Участники стажировки и стипендиальной программы заинтересованы в том, как адаптироваться в быстроменяющейся архитектурной практике.

Если Вы видели работу Пауля Клее Versunkenheit (nach der Zeichuung), изображающую человека без уха, но с глазами, огромным носом и ртом; то я бы добавил огромное ухо и ещё одну деталь – чтобы быть архитектором, человек должен обладать огромным сердцем.

Думаю, после того, как вы получите основы и пройдёте стажировку, всё, что вам нужно – верить в интуицию и себя. Ваше сердце будет следовать за дизайном.  

- Бывает ли такое, что Ваши ученики задают вопросы и стараются ответить на них в своих проектах?  

- Цельные проекты всегда появлялись сами по себе, как уникальные люди. Я прошу учеников опираться на детский опыт или самые яркие воспоминания (пространственные или нет), которые у них были. Затем я прошу перевести это на язык дизайна. Начинается планирование формы и первоначальный эскиз. Я ставлю перед ними основную проблему в виде плана участка, и они часто придумывают очень интересные решения того, как разработать этот участок в соответствии с их собственным пониманием архитектуры. Иногда им любопытно разработать новый язык, и, я думаю, стоит узнавать себя, чтобы обрести свою страсть к дизайну.

Библиотека OMAH, фото: Eric Dinardi

- Что для Вас означает устойчивость? Как Вы интерпретируете этот термин?

- Во-первых, когда дизайн справляется с локальной проблемой и выводит её в работоспособную урбанистическую среду. Это жизнеспособный дизайн, который может реагировать на окружающие вызовы. Во-вторых, устойчивый дизайн – не только существующая форма современных материалов. Он может адаптировать сильные стороны местности, окружения и локальное мастерство. Устойчивый дизайн также способен решать любые проблемы, будь то экономические или социальные.

Например, мой проект Alpha Omega от начала до конца существует благодаря социальной вовлечённости местного сообщества. Здание определял материал, отвечающий участку и условиям. Так как участок – это болото, то пол мы подняли на 210 см над землёй. Объект спроектирован с несколькими отверстиями, позволяющими естественному воздушному потоку беспрепятственно проникать в помещение. Материал для строительства был найден в радиусе 5 км.

Фото: Eric Dinardi

- Один из Ваших проектов – биоклиматический дом. Каково их будущее? Будут ли они привилегией некоторых «избранных», или это станет нормой для всех людей в мире?

- Это был мой первый проект и эксперимент,  локальное решение проблемы жилья. Биоклиматика означает, что дизайн может поддерживать себя, подобно организму. Например, делая отверстия, мы можем контролировать поток воздуха, который позволяет всегда поддерживать оптимальную температуру внутри здания.  Я думаю, что в какой-то мере подобный дизайн может стать следующей парадигмой для формирования жилой среды в будущем. Это практически осуществимо и уже применяется во многих случаях в качестве основы.

Фото: Eric Dinardi

Фото: Andhang Trihamdnani

Биоклиматический дом

- Вы написали книгу Alpha: Never-Ending Discussion in Strange Architecture, где упомянули несколько уровней создания архитектуры и оценки, которые формируют нашу культуру. Не могли бы Вы рассказать нам о них вкратце?

И, как Вы думаете, изменилось ли со временем место архитектуры в культуре?

- У меня возникла идея собрать мысли для повышения грамотности в архитектуре, попытаться поговорить с молодыми людьми в библиотеке OMAH, основываясь на положениях из множества книг и лекций. Одна из них – «Понимание архитектуры» Конвей  и Роениш – объясняет важность понимания архитектуры, а не её оценки. В одном слое архитектура служит искусством, в другом – доказательством культуры, по своей сути архитектура является контекстуализированным убежищем. Уровень в архитектуре зависит от точки зрения, которую вы выбрали.

Библиотека OMAH, фото: Eric Dinardi

Архитектура как форма культурного выражения не претерпела больших изменений. Сегодняшняя архитектура, особенно проблема жилья, связанная с использованием и ограничением земли, повысила интерес к области эффективности. Речь идёт о том, что вы можете сделать с маленькими пространствами. Вызов состоит в сдвиге ограничений проекта с помощью дизайна.  

- Какое место занимает архитектура в индонезийской культуре? Как бы Вы охарактеризовали индонезийскую архитектуру?

- Мой последний проект школы Alfa Omega, вероятно, является примером моей интерпретации индонезийской архитектуры. Так как школа находится в отдалённой местности, то строительство зависело от того, что было доступно на участке. Оказалось, что с помощью материальных и человеческих ресурсов, с бамбуком, кирпичом и сталью за 4 месяца можно построить объект, способный вместить 1200 студентов.

Фото: Eric Dinardi

Короче говоря, индонезийская архитектура, по моему мнению, представляет собой дизайн, зависящий от локальности, отношения к особенностям контекста и специфической ситуации участка.

53
Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта