Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Эдуардо Кобра: «Заполнять города моими работами – это привилегия»
Несмотря на плотный творческий график и недавнее рождение сына, один из известнейших уличных художников в мире, чьи работы украшают многие города (Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Токио, Москва, Майами, Нью-Йорк и др.), любезно уделил нам время и ответил на вопросы BERLOGOS.
– Расскажите, пожалуйста, о Вашем видении взаимоотношений стрит-арта и окружающей среды.
– Делать настенные росписи в общественных местах – огромная ответственность. Необходимо учитывать несколько факторов, особенно, когда имеешь дело с традициями, архитектурой, с городами, которые были тщательно исследованы и спланированы. Благодаря стрит-арту некоторые места были позитивно преобразованы, стены стали намного интереснее, а прогулка в некоторых городах стала похожей на посещение знаменитых художественных галерей.
– Как Вы выбираете сюжет для росписи в том или ином месте? Зависит ли он от исторического, культурного, архитектурного контекстов?
– Моя работа тесно связана с памятью, историей и с темами сохранения окружающей среды и защиты животных. У меня есть универсальный проект «Мир», который с помощью иконографического исследования стремится показать ценность локальной памяти и понимания местного исторического контекста, но линия о мире и защите животных остаётся всегда в моих проектах неизменной.
– Монохромные и полихромные граффити имеют разную смысловую и визуальную нагрузку, как Вы выбираете, где нужно использовать цвет, а где нет?
– Чёрно-белые росписи и сепии составляют важную часть моей работы, а цветные – лишь ответвление в этом направлении. Обычно я делаю панорамные фотографии места, где хочу представить новую работу, и стремлюсь понять процесс эволюции города, как он спроектирован; потому что часто в городах не предусмотрено сохранение исторического и архитектурного наследия, что резко меняет всю его структуру и конкретные пространства в частности. Я стараюсь буквально создать портрет места, каким оно было изначально, подчёркивая контраст времён.
В других случаях я чувствую необходимость создания новой жизни, обновления пространства с помощью росписей, которые реинтерпретируют исторические образы, фрагментарно или цельными сценами.
– Чем обусловлено применение геометрических модулей в создании образов?
– Я начал рисовать в 1987 году и находился в то время полностью под влиянием граффитистов хип-хоп культуры. В какой-то момент времени я познакомился с другими художниками-муралистами и начал ощущать себя гораздо свободнее в разработке собственных дизайнов, следовать другому пути и более сложным сценам. В тот момент я создал проект «Стена воспоминаний», где высвобождал историю в чёрно-белых изображениях. Я решил раскрасить некоторые части, разработать эксклюзивный паттерн, вдохновлённый миром ретро и винтажа, к которому привык с детства.
– Следите ли Вы за реакцией людей на Ваши новые проекты? Насколько это важно для Вас?
– Я не могу жить без искусства, оно – неотъемлемая часть моего существования. Заполнять города моими работами – это привилегия, а иметь поддержку людей – это подарок, потому что я бы всё равно продолжил рисовать, даже если бы все были против (улыбается). Теперь, с общественной поддержкой, я чувствую себя безопаснее и увереннее на своём пути, и это ценно даже спустя 28 лет.
– Каковы механизмы адаптации росписей к локальному контексту в разных странах?
– Я одинаков везде, но меняются истории. Цвет варьируется в зависимости от света, но то, во что я верю, всегда остаётся. Я могу изменять размер, форму, но не мои концепты.
Комментарии