Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 марта 2016 г.

Фернандо Менис: «Разум и эмоция – основные критерии проекта»

Испанский архитектор, председатель Лаборатории инноваций в архитектуре, дизайне и туризме Тенерифе, профессор EUC (Европейского университета Канарских островов), приглашенный лектор Гарвардского университета, Берлинского технического университета, Колумбийского университета и Парижской специальной архитектурной школы (École Spéciale d'Architecture). 

Фото: Torben Eskerod 

– Фернандо, Вы принимаете участие в семинарах, где студенты, преподаватели и специалисты из разных областей встречаются на протяжении нескольких дней и разговаривают на темы, относящиеся к архитектуре. Сколько подобных мероприятий уже проведено? Кто проявляет больший интерес: студенты, специалисты, преподаватели? Кто выступает инициатором? 

Было бы трудно озвучить Вам цифру, но, конечно,  я участвовал во многих семинарах. Иногда я выступал в качестве руководителя группы студентов, иногда  – в качестве директора, иногда – как инициатор. Неважно, какова моя роль, я наслаждаюсь этим процессом, потому что это хорошая возможность поработать над конкретной темой и сопоставить мои собственные идеи с идеями других людей. Семинары – потенциальные поп-ап  инкубаторы для решения обозначенной проблемы. Конечно, мы обсуждаем, много разговариваем, но еще больше работаем, проектируем, пытаемся решить проблемы с помощью дизайна. Хороший семинар-практикум интенсивно концентрирует внимание на конкретной теме и обогащает навыками. Если семинар предлагает успешные решения, то может оказать реальное влияние на местный политический план действий, потому что, прежде всего, он подчеркивает не только очевидные проблемы, но и указывает на предполагаемые будущие. В то же время предлагаются идеи по их решению, и поэтому необходимо вовлечение в общественное обсуждение органов власти и гражданского общества. Мне также нравится объединение студентов с опытными профессионалами, обмен идей и навыков, обогащающих обе стороны. 

По очевидным причинам, студенты, преподаватели и профессионалы заинтересованы в таком типе события, но для семинаров, которые проводит моя компания, я также всегда стараюсь занять представителей местного сообщества: владельцев отелей и органы управления в туризме, если семинар охватывает отношения между градостроительством и туризмом; владельцев магазинов и органы управления в планировании и городском дизайне, если мероприятие нацелено на решение вопросов градостроения и т. д. 

– Одна из тем подобных семинаров – феномен туризма. Какой должна быть архитектура, чтобы привлекать туристов? Какие вопросы обсуждаете на подобных мероприятиях? 

– Мы озабочены введением новшеств в сфере туризма и приданием ценности местности, особенно, с помощью архитектуры и городского перспективного планирования, потому что это то, что мы – я и моя команда – лучше знаем. Но также мы стараемся интегрировать знания и находки из других  областей, например, гастрономии, промышленности и агрокультуры, водного хозяйства и пр. 

Мы изучаем примеры успешного туризма, где архитектура оказала позитивное влияние, и пытаемся понять, какие факторы сделали ситуацию успешной, что из нее и как может быть повторено в другом контексте. Или, так как я подозреваю, что сегодняшние туристы не хотят быть просто туристами, а хотят, на самом деле, почувствовать себя местными, то мы говорим о туризме и городе/застроенной окружающей среде в условиях опыта. К примеру, если мы обратимся к острову Тенерифе, где я живу, – там очень много туристов. Когда у нас были семинары, посвященные этой теме, мы должны были задать вопросы: «Как удивительный пейзаж, вулканические горы, Тейде, море, тысячелетнее дерево Эль Драго, барранкосы  влияют на архитекторов и туристов? Что можно выстроить вокруг этих туристических вех на острове?» 

– Читаете ли Вы лекции в университете? Есть ли возможность посмотреть студенческие проекты? 

– Да, постоянно! Я только работаю со студенческими проектами в университетах, где я преподаю. Я не трогаю историю или теорию, я обучаю архитектурному дизайну и всему в этом области, веду мои классы и практики, корректирую студенческие проекты и соучаствую в процессе их создания. 

– Есть ли у Вас критерии оценки проекта? 

– Разум и эмоция: проект должен удовлетворять социальные и функциональные потребности, и при этом должен работать как можно лучше (разум), но он должен быть также производным от чувственного, с эмоцией, которая должна переходить к пользователю/ зрителям (эмоция). 

– Что Вы можете сказать об образовательной системе Испании? Полностью ли студенты готовы к работе после окончания университета? Или им необходимо больше практических навыков? 

– Испания – хорошая страна для изучения архитектуры, студенты здесь получают фундаментальные знания о структурном дизайне, о реальных проблемах дизайна и строительства. У них хорошие навыки и практические знания. Неслучайно в лучших архитектурных бюро по всему миру много молодых испанских архитекторов. Но я думаю, что, возможно, лучшие страны для изучения архитектуры в соотношении теории  и практики – Германия и Швейцария. 

– Можете ли Вы сравнить нынешнюю систему образования с той, когда Вы учились? Что изменилось? 

– В мои студенческие годы, с зарождающейся демократией и вновь приобретенной свободой, Барселона была великолепным местом для обучения. Это было поистине замечательным и шикарным городом с мощным урбанизмом. И в воздухе витал энтузиазм, мы все хотели сделать страну лучше. Я думаю, что разница между «тогда» и «сейчас» – в этом растущем разочаровании. 

– Какой был Ваш первый проект? Вы бы приняли свой проект сейчас, исходя из упомянутых выше критериев? 

– Это было давно. Это был действительно небольшой проект в Тенерифе, «моем» острове, –  небольшая заправочная станция возле входа на фруктово-овощной рынок. И я до сих пор горжусь им! 

160
Текст: Афонина Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта