Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
18 мая 2016 г.

Дополнительное образование в области архитектуры: практическая польза и новые возможности

Выпускница Высшей Школы Урбанистики Екатерина Гончарова рассказывает о полученном опыте и возможностях, которые предоставляют различные образовательные программы, семинары и воркшопы. 

– Расскажи, пожалуйста, о Высшей Школе Урбанистики. Как ты пришла туда и почему? 

– Высшая Школа Урбанистики – это отдельный факультет Высшей Школы Экономики. До поступления в ВШУ я закончила архитектурный факультет СГАСУ по специальности «градостроительство». С третьего курса мы делали градостроительные проекты – создавали набережные, районы и города, изучали морфологию застройки разных городов. Было очень интересно, но я относилась к этому как к учебному процессу и не понимала реальных проблем российских городов. Мне хотелось заниматься градостроительством, но в Самаре было сложно найти интересную работу в этой сфере, поэтому после защиты диплома бакалавра я стала думать о том, где продолжить обучение.

О Высшей Школе Урбанистики я узнала ещё за два года до защиты, в первый год, когда она открылась. Информации о ВШУ было совсем немного – в год моего поступления был первый выпуск студентов, у всех были очень разные темы, и адекватно оценить, что меня ждёт, было трудно. Но меня привлекали темы, которые изучали в ВШУ и предлагались в качестве вопросов на олимпиаде. На тот момент важным для меня было ещё и то, что Высшая Школа Урбанистики предлагала академическое образование и давала диплом одного из лучших вузов. 

– Плюсы и минусы обучения в ВШУ. Зачем это нужно студенту - архитектору? Нужно ли ему вообще получать дополнительное образование? 

– Высшая Школа Урбанистики учит смотреть на архитектурное творчество через призму общественных интересов, экономической ситуации, нормативно-правовой базы и в соответствии с этим разрабатывать актуальные проектные решения. Ключевым моментом здесь является грамотная интеграция исследовательской работы и архитектурного творчества. Это то, что я считаю важным для человека, который потом планирует заниматься архитектурой, работать в архитектурном бюро.

Но было бы неправильно смотреть на такое образование с точки зрения архитектора, так как оно предназначено для широкого круга специалистов и даёт гораздо больше возможностей, чем просто совершенствование подходов к разработке проекта. Как я поняла на собственном опыте, для многих исследований часто бывает нужен архитектурный бэкграунд. Понимание городских проблем и процессов открывает двери в самые разные сферы – от организации архитектурных конкурсов до работы в разных медиа или муниципальных департаментах.  

Нужно получать дополнительное образование или нет – всё зависит от самого студента. Если человек понимает, что его образования достаточно для того, чтобы заниматься любимым делом, и он видит перед собой чёткие перспективы, то возможно в этот момент времени дополнительное образование будет лишней тратой времени. Гораздо больше знаний и удовольствия он получит от работы в хорошем архитектурном бюро. Дополнительное образование должно быть выбрано осознанно и с учётом того, как оно будет применено в будущем. 

Из плюсов обучения можно выделить то, что ВШУ даёт классическое академическое образование с лучшими преподавателями. Например, Григорий Исаакович Ревзин читает полугодовой курс по культурологии города – этот курс произвёл на меня наибольшее впечатление из всех, и, насколько мне известно, он не читает его больше нигде.

Много внимания уделяется российскому опыту и проблемам, поэтому после окончания обучения ты чувствуешь себя уверенно практически в любой теме, связанной с процессами, происходящими в городе. Есть и свои минусы, например, нет курсов по развитию коммуникативных навыков и навыков презентации материала, а для урбаниста это очень важно. Но учебная программа под руководством Алексея Новикова претерпевает положительные изменения к лучшему, так что в будущем все недостатки будут исправлены.  

Кроме того, учеба в ВШУ даёт возможность участия в разных зарубежных образовательных программах. Например, в прошлом году я ездила на Летнюю Школу во Францию, которая была посвящена муниципальному управлению и вовлечению  сообществ в городские проекты. 

– Расскажи о возможностях учёбы за рубежом во время обучения в ВШУ, об участии в Летней Школе по Урбанистике в Париже. 

– Летняя Школа проходила в двух городах Франции – в Париже и Лиможе и была посвящена городскому управлению и вовлечению сообществ в городские проекты.  Программа состояла из лекций-семинаров с представителями мэрии двух городов, участниками различных ассоциаций, исследовательскими институтами и архитектурно-планировочными мастерскими. 

Лекция в Парижкской Школе урбанистики (Ecole d'urbanisme de Paris)

Фото: Екатерина Гончарова 

 Постоянной точкой нашего пребывания в Париже была мэрия 3-го округа – там проходила большая часть семинаров. Но мы постоянно ездили куда-то сами, несколько семинаров прошло в мэрии самого Парижа. Это было погружение в совершенно другое устройство городского управления, которое дало понимание проблем, значительно отличающихся от российских.

В 2015 году эта Летняя Школа проводилась лишь первый год, и наша поездка было своего рода испытанием для организаторов. В этом году школа снова состоится, и я уверена, что она будет ещё интереснее предыдущей.

Визит в Сенат Франции

Фото: Чеусов Виталий 

– На твой взгляд, стоит ли ехать за границу и учиться именно там? Уступает ли образование по обмену полному заграничному курсу? И какие бы заграничные университеты ты порекомендовала? 

– К сожалению, я не могу ответить на этот вопрос корректно, так как за границей я не училась. Да, скорее всего обучение за рубежом по обмену уступает полному заграничному курсу, но ведь и цели у такого обучения разные. Наша школа во Франции, например, проходила в рамках сотрудничества между Россией и Францией, и главной нашей целью был обмен опытом. Все наши лекции и семинары проходили в формате общения, что позволяло находить интересные точки соприкосновения и явные различия. Такое общение даёт развитие обеим сторонам.

Когда человек целенаправленно едет учиться в зарубежный университет, он выбирает определённый подход и особенности программы, исходя из личных убеждений и интересов, – это совершенно другая история. Он едет уже не для обмена опытом, а для полноценного погружения в зарубежный подход. Всё зависит от конкретного человека и его дальнейших планов.

Если бы мне сейчас предложили продолжить обучение в каком-нибудь из зарубежных университетов, я бы выбрала Школу Урбанистики  в Париже или  Institute for Housing and Urban Development Studies (IHS) в Роттердаме. Но мой выбор, скорее, обусловлен тем, что я была в этих университетах, и мне удалось познакомиться с некоторыми студентами и образовательной программой.

Главное не в том, где ты получил образование, а в том, как ты сможешь применить полученные знания. Прошлой осенью я принимала участие в международном конгрессе по городскому планированию ISOCARP.  Общаясь там с архитекторами и городскими планировщиками из разных стран, я поняла, что наше обучение в Высшей Школе Урбанистики совершенно не оторвано от международных трендов в градостроительстве, хотя и ориентировано в большей степени на российские проблемы и особенности. Именно на конгрессе я в первый раз почувствовала себя человеком со сформировавшейся профессиональной позицией и благодарна за это ВШУ. 

– Расскажи, что такое ISoCARP, и какие мероприятия помимо конгресса он организует? 

ISOCARP – это  International Society of City and Regional Planners. Это международное сообщество профессионалов в области градостроительства, архитектуры, городского и регионального планирования. Главным событием для ISOCARP является ежегодный международный конгресс, который обычно посвящён различным городским проблемам международного характера. Каждый год Конгресс проходит в разных городах мира. Прошлогодний, например, проходил в Роттердаме. В 2012 году этот конгресс впервые почти за пятьдесят лет проходил в России. Городом, принимающим конгресс, тогда стала Пермь. 

В преддверии каждого конгресса в рамках программы Young Planners Professional’s Programme (YPP) ISOCARP проводит воркшоп для молодых специалистов в области градостроительства и городского планирования. Цель программы YPP состоит в том, чтобы предоставить возможность молодым и амбициозным специалистам со всего мира работать и обмениваться опытом друг с другом. Тема воркшопа зависит от темы самого конгресса и города, в котором он проходит.

 – Как попасть на воркшоп для молодых городских планировщиков YPP?  Расскажи заодно, что такое YРР.

 – Чтобы попасть на воркшоп, нужно заполнить заявку и приложить все необходимые материалы. Весь пакет материалов описан на сайте: помимо самой заявки и CV нужно написать эссе или сделать какое-то концептуальное предложение по заданной теме. А дальше просто ждать письма о том, прошёл ли ты конкурс. Все заявки оцениваются будущими кураторами.

Конкурс на воркшоп при международном конгрессе обычно большой – ещё и потому, что для участников программы YPP ISOCARP, как правило, покрывает значительную часть расходов на перелёт, проживание и, самое главное, оплачивает участие в конгрессе. 

– Как была устроена программа YPP в 2015 году?

– 2015 год был юбилейным для ISOCARP – сообществу исполнилось пятьдесят лет. В связи с юбилеем воркшоп YPP в рамках Конгресса было решено провести не в одном городе, а сразу в двенадцати городах Голландии, Германии и Бельгии. Воркшоп в каждом городе был посвящён своей теме или проблеме. По сути, получилось 12 воркшопов, для каждого из которых было отобрано по три участника. Города и темы были совершенно разные, их полный перечень можно посмотреть на официальном сайте Конгресса 2015 года.

В прошлом году мне повезло – одна из тем была связана с развитием прибрежных и портовых территорий. До этого я работала в бюро «Меганом» над проектом по Москве-реке и была погружена в эту тему, поэтому мне было относительно не сложно составить качественную заявку на участие.  Будущих участников воркшопа отобрали ещё в мае, до октября нами была проделана большая работа по подготовке к мероприятию. 

Команды YPP на общей встрече в мэрии Эйндховена
Фото: Екатерина Гончарова
 

– Расскажи подробнее о теме твоего воркшопа, о процессе и результатах работы. 

– Тема моего воркшопа была посвящена развитию портовых и прибрежных территорий городов – «How to develop unprecedented port-city synergy» (Как достичь беспрецедентного взаимодействия порта и города). Воркшоп проходил в Роттердаме, который является одним из крупнейших портов в мире. Для таких портовых городов, как Роттердам, тема баланса между развитием порта и развитием города всегда была одной из самых актуальных.

Нам нужно было найти ответы на вопросы о том, какова роль портовых территорий в городах XXI века и какими должны быть процессы управления и пространственного планирования, чтобы создать взаимосвязанное развитие порта и города. Это очень широкая тема, и чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили провести наш воркшоп в виде международной конференции. В ней приняло участие 17 спикеров и более 50 специалистов из портовых городов со всего мира.

Мы, как организаторы, вместе с нашими кураторами в течение пяти месяцев отбирали участников, писали рецензии на некоторые доклады, формировали программу и ключевые вопросы, которые обсуждались по ходу конференции. 

Martin Aarts, глава департамента городского планирования Роттердама открывает воркшоп

Вид на Роттердам из World Port Center

Фото: Екатерина Гончарова 

Итогом стал наш собственный доклад, который представлял принципы работы с портовыми территориями в городе, а также предложения к управлению и пространственному развитию порта Роттердама. Это был очень интересный опыт погружения в тему, за два дня конгресса я узнала так же много, как за полгода работы над проектом по Москве-реке. Результаты нашей работы мы представили на Конгрессе. 

Экскурсия по порту Роттердама, команда воркшопа 

 Конгресс ISOCARP

Фото: Amos Brandeis, Anna Khodyreva 

– Зачем вообще ехать на Конгресс IsoCARP? 

– Во-первых, это шанс своими глазами увидеть и услышать, что обсуждает мировое профессиональное сообщество. Понять, какие проблемы волнуют специалистов из разных стран, чему они уделяют наибольшее внимание, о чём думают больше всего. Это позволяет по-новому взглянуть на те проблемы и решения, которые сейчас волнуют всех в России. Конгресс это шанс познакомиться с архитекторами, градостроителями и городскими планировщиками со всего мира, расспросить их про разные университеты, стажировки и карьерные планы. 

– Какие ещё существуют конгрессы и воркшопы? Как на них попасть и где отслеживать полезную информацию? Какие мероприятия ты рекомендуешь молодым и начинающим специалистам? 

– Например, при поддержке того же ISOCARP проходят национальные воркшопы для молодых специалистов (NYPP). В России таких прошло уже три, сейчас до 15 мая проводился набор на четвёртый такой воркшоп – он пройдёт рамках Московского Урбанистического Форума этим летом. Интересные воркшопы проводит МАРШ Лаб, сейчас они ведут набор на воркшоп по проектированию общественных пространств в Якутске. Начинающим архитекторам, интересующимся урбанистикой, я бы посоветовала Мастерскую Урбанистики в рамках Летней Школы Русского Репортёра, на которую сейчас тоже идёт набор. Она поможет сориентироваться и понять, в какую сторону двигаться дальше. 

Много хороших ежегодных летних программ у TU Delft, IHS и других европейских университетов, но они, как правило, стоят денег.

У меня нет чётких рекомендаций относительно того, где отслеживать полезную информацию – большинство новостей о разных летних школах и воркшопах ко мне приходит из фейсбука. Поэтому начинающим архитекторам я бы посоветовала просто интересоваться всем, что происходит вокруг и иметь чёткие профессиональные интересы. 

– Как участие в подобных мероприятиях может помочь в дальнейшем? Практика, знакомства, портфолио? 

– Прежде всего, это знакомства. Работая с разными людьми в незнакомой команде, ты учишься у них, а они у тебя. Ты видишь сильные и слабые стороны разных людей, и это помогает работать над собой в правильном направлении. Это прекрасный шанс найти единомышленников для будущей работы.

И да, конечно, дополнительная практика и материалы в портфолио всегда пригодятся. 

– КБ СТРЕЛКА, участие в исследовании к Мосурбанфоруму:  как пригодилось тебе образование ВШУ? 

– Сейчас я работаю в КБ Стрелка и принимаю участие в разных проектах, в том числе и исследовательских, например, в исследовании Стрелки для Московского Урбанистического Форума.

После ВШУ я стала ценить исследования не меньше, чем проектную деятельность. Градостроительное образование дало понимание интересов всех городских стейкхолдеров. По большому счету, они имеют очень похожие интересы в каждом городе, и понимание общей логики позволяет производить сравнения и выявлять индивидуальные особенности.

Я чувствую себя свободно в профессиональном плане – знаю, что смогу сделать всё, что мне будет интересно, так как понимаю общее устройство процесса. А многим другим техническим навыкам и знаниям можно будет научиться в процессе.   

 Читайте также:

Интервью с Алиной Бибишевой, выпускницей «Стрелки»

Кто такой Молодой Архитектор и как правильно его вырастить?

Главное – опыт

366
Текст: Антонова Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
29 февраля 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта