Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Кес Каан и Винсент Панхусен: «Каждый проект – своего рода поиск Святого Грааля»
Сооснователи голландского архитектурного бюро KAAN academic рассказали BERLOGOS об особенностях архитектуры судебных учреждений, процессе работы, эволюции и восприятии.
– Кес и Винсент, в числе последних проектов KAANacademic – здания Верховного cуда Нидерландов и cуда Амстердама. Есть ли у них своя специфика? С какими требованиями вы столкнулись?
– Конституционное право обычно требует судебных разбирательств, и поэтому здания судов открыты для общественности. Открытость должна быть выражена как подходящим доступным месторасположением сооружений в городской среде, так и обеспечением соответствующих мер безопасности. Кроме того, в них должны быть защищённые рабочие места с комфортными условиями. Внешняя привлекательность зданий суда сосуществует с ограниченностью: для общественности, судей и подсудимых должны быть созданы отдельные маршруты и зоны доступа. Самый важный вопрос заключается в том, можно ли эти, казалось бы, противоречивые требования соединить в привлекательной и современной архитектурной форме?
Классическое здание с Юстицией на фронтоне легко идентифицируется как здание суда, однако это не всегда передаёт идею государственной демократии. Задача здесь – найти правильное и современное выражение демократических принципов правового государства с помощью современных архитектурных средств.
Конституционное государство основывается на принципе разделения законодательной и исполнительной власти, политической системы, описываемой философом эпохи Просвещения Шарлем де Монтескье (1689-1755). Помимо разделения церкви и государства, существуют ещё три отдельные пирамиды власти:
– законодательная власть с двухпалатным парламентом;
– исполнительная власть: правительство, премьер-министр, министры и король;
– судебная система – 1200 судей, действующих в настоящее время в Нидерландах.
Верховный суд, как высшая инстанция судебной власти, гарантирует надлежащее правосудие, поэтому он должен представлять собой и учреждение, играющее ключевую роль в верховенстве закона, и отличаться от других, ведь даже лишь его история достойна уважения – в своём нынешнем виде он функционирует с 1838 года.
Наш проект является результатом самоочевидного наслоения «практической репрезентации»: правосудие хоть и публично, но нуждается в уединении, чтобы исполнять закон. Эту двойственность прекрасно отражает положение здания на Корте Ворхауте. Нахождение в стратегическом месте – между Хаагсе Бос и политическим центром Нидерландов около Бинненхофа – открывает потенциал свободного доступа к зданию и его функционалу, а также обеспечивает необходимую безопасность и уединение.
Для достижения репрезентативного аспекта потребовался величественный вход, образованный платанами, посаженными вдоль королевского маршрута, и шестью бронзовыми статуями учёных-правоведов. Он плавно перетекает в вестибюль здания.
Верховный суд Нидерландов, Гаага
Статуи, расположенные именно в передней части большого зала суда, усиливают публичную составляющую интерьера и соединяют новое здание с историей нашей демократии, как в переносном смысле, так и физически.
Верховный суд Нидерландов, Гаага
– Было ли такой проект для вас интересным опытом?
– На самом деле, было очень интересно проектировать и строить Верховный суд нашей страны. Первая фаза проекта представляла собой архитектурное соревнование между пятью командами. После того, как во второй тур были отобраны три команды, конкурс перерос в DBFMO(проектирование, строительство, финансирование, техническое обслуживание, эксплуатация, реализация). Такой формат предполагает полную интеграцию всех аспектов проектирования, строительства и эксплуатации, изложенные в детальном и работоспособном предложении с полной финансовой отчётностью от команды. В таких проектах объём работы архитектора значительно возрастает по сравнению с традиционными.
– Влияет ли судебная система на дизайн-концепт?
– Верховный суд, как высшая инстанция, решал повседневные дела гражданского общества и обосновывал вынесенные приговоры и постановления. Это учреждение, поддерживающее государство и основанное на принципах справедливости и честности, но одновременно – организация, которая осуществляет свою деятельность независимо, дабы сформулировать выводы. Эти противоположности Верховного суда на нескольких уровнях и послужили источником вдохновения для дизайна.
Недавно мы выиграли конкурс на проектирование нового здания суда Амстердама. Оно будет располагаться на пересечении Зуидас и Парнассусвег, где снесут нынешний судебный комплекс. Новая постройка должна быть завершена в 2020 году, а суды будут временно расположены в других местах по соседству. Суд Амстердама является крупнейшим в Нидерландах, потому как в нём 1000 человек персонала, в том числе 200 судей и 800 специалистов, а также много посетителей, число которых в год достигает 160 000 тыс. чел.
Суд Амстердама
Согласно предварительному дизайну проекта, структура будет открытой (опять же исходя из первичной функции правосудия) и статной, с красивыми видами на город, доступными как сотрудникам, так и посетителям. Прохожие смогут взаимодействовать со зданием, так как оно будет служить не только примером эффективности самой организации, но и одновременно станет частью повседневных процессов, происходящих вокруг.
Суд Амстердама
Характерные особенности дизайна – большие окна на первом этаже, вход во двор, предназначенный для общего пользования. Планировка здания «сливается» с улицами города. Внешний двор, центральный зал и его холлы, зоны ожидания для посетителей становятся продолжением городского пространства. Конечно, это не означает, что посетители будут всё время на виду – они найдут укромные места; у судей, судебных секретарей и представителей министров будут свои собственные экранированные маршруты.
Суд Амстердама
Внутри, в непосредственной близости от центрального зала, сооружение будет иметь две независимые структуры с 50 залами судебных заседаний и Совета палат, где повсюду проникает солнечный свет. Большой зал суда на первом этаже разработан с прямым маршрутом доступа (за исключением случаев, когда посетителей будет слишком много), который отделён от центральной лестничной площадки, чтобы не мешать текущему заседанию. Здание будет иметь несколько садов. Центральный зал с эскалатором будет граничить с огороженным садом, экранированным стеклянной стеной. Вертикальные сады будут подниматься внутри здания между офисами. Благодаря «утопленному» саду в западной части на нижний этаж будет поступать много дневного света.
Суд Амстердама
– Хотели бы вы построить нечто подобное за пределами Нидерландов?
– Выполнение проектов такого рода за пределами Нидерландов возможно, если дано такое же строгое «игровое поле» с брифом, где будут очень чётко и детально расписаны выходные данные и процесс. Правила судопроизводства доминируют в таком брифе, все процессы для обоих проектов были тщательно прописаны, включая требования безопасности. Представьте себе документ на 1000 страниц…
Если есть обозначенный городской диапазон и порядок надлежащего представления интересов клиентов, то можно сделать любой проект в любом месте.
– В настоящее время основная часть общественных сооружений, например, школ, библиотек, меняется. Касается ли это судов?
– Общество постоянно меняется, и изменение становится постоянным элементом, наши же основные ценности развиваются значительно медленнее. Они отражаются в правильной архитектуре. Все вопросы, которые могут быть переведены в архитектурную плоскость, могут найти ответы с помощью архитектурных средств. До тех пор пока мы, архитекторы, способны переосмысливать изменения и преобразовывать их в чёткие архитектурные вопросы, мы сможем найти на них ответы, независимо от сложности или противоречивости. Решение есть всегда. То, что кажется неразрешимым, не является неприступным препятствием – мы можем найти источник вдохновения или аргумент в пользу инноваций; оптимистическое послание, в которое мы хотели бы верить.
– Винсент, в апреле этого года Вы представили проекты Верховного суда Нидерландов и Посольства Нидерландов в Мозамбике в Университете Сан-Паулу. Как студенты их воспринимали, какие вопросы задавали, что было для них новым?
– Выбор такой сравнительной лекции был осознанным. Эти проекты, хотя и были оба сделаны для государства, показывают чрезвычайно сильную разницу в нашем портфолио.
Верховный суд Нидерландов и Посольство Нидерландов в Мапуту – проекты, родившиеся в совершенно разных условиях, процессах, при разных требованиях, они и реализованы в разных контекстах.
Проект Верховного суда является государственно-частным партнёрством, которое возникло в чрезвычайно контролируемой среде. Это означает сотрудничество с узким кругом заинтересованных лиц; огромный список требований (вспомните про 1000 страниц), форму разработки системы, которая не оставляет места для импровизации. Работа была выполнена под контролем и с максимальной точностью, что привело к архитектуре высокого качества за счёт снижения эксплуатационных расходов. На самом деле, низкие эксплуатационные расходы и операции требуют материалов более высоких стандартов, а детализация приводит к увеличению объёмов инвестиций сегодня, но низкой совокупной стоимости на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Верховный суд Нидерландов, Гаага
Посольство в Мапуту имело пространственный бриф и перечень технических требований, которые преувеличенно были написаны только на двух листах формата А4. Только местные материалы должны были использоваться, только местные рабочие привлечены к проекту. Как архитекторы, мы контролировали процесс на месте, уточняя специфические особенности. Планы и разрезы, основные принципы и детали были определены заранее, но здание представляет собой, в основном, пример свободной импровизации. Это оказало огромное влияние на дизайн.
Посольство Нидерландов в Мапуту, Мозамбик
Для студентов было сенсацией, что процессы, в которых были созданы проектные и строительные конструкции, могут иметь такое огромное влияние на характер создаваемого здания. Каждый проект – хорошая архитектура, и оба в настоящее время действуют и хорошо функционируют. Однако различия технических процессов, в которых они разработаны, огромны. Оба способа подходят узкому кругу заинтересованных, моменту и контексту. Студенты поняли, что даже проект, который меняет направление в процессе, но при этом удовлетворяет потребностям всех сторон – тех, кто ставят задачу, разрабатывают концепцию, проектируют и строят, а затем эксплуатируют, – может быть успешным. Успех не гарантируется выбором великого архитектора или конкретным управлением процесса. Качество заключается в подходящем комплексном сотрудничестве между всеми заинтересованными сторонами. Как архитекторам, нам следует понимать и управлять этим. Нам необходимо предвидеть и направлять, мы должны знать, что процесс проектирования останавливается только тогда, когда здание завершено.
Студенты были очень заинтересованы строительными системами. У них было много вопросов по поводу реализации фасадных концепций, которые могут быть созданы в строительной бригаде как своего рода разработка продукта. Им стало понятно, что роль архитектора после завершения этапа концепции столь же важна, сколь и роль до, независимо от контекста и сложности строительных процессов.
– Проект Посольства Нидерландов был инициирован в 1999 году, когда он был реализован?
– Посольство Нидерландов официально открылось в 2005 году. С 1999 года потребовалось некоторое время, прежде чем был сделан окончательный выбор места и программы, а также осуществлены фактическая разработка и строительство.
– Насколько изменились ваши подходы со временем? Что нового было добавлено в новые проекты по сравнению с предыдущими, например, с управлением общественных сооружений в Буйтенвельдерте, которое и до сих пор выглядит современно, но, увы, было демонтировано в 2006 году.
– Управление общественных сооружений в Буйтенвельдерте было удивительным проектом. В те дни мы работали над ним с той же страстью и энергией, с которой и сегодня работаем над каждым нашим проектом. Наш опыт и потенциал разработки концепций и зданий эволюционировал. Каждый проект – это как путешествие, своего рода поиск Святого Грааля, интенсивный поиск возможного наилучшего решения, где-то общего, где-то очень специфичного, зависящего от брифа. Проекты начинаются с определения архитектурных вопросов, описания, концепции, планов, разрезов, схем к выполнению чертежей, дальше – работа, где каждый выбор сделан с любовью и точностью для наилучшего конечного результата для пользователей. Амстердам ли это, Мапуту, Гаага, Париж или Сан-Паулу, Антверпен или Роттердам – мы принимаемся за работу со всей нашей страстью, знаниями и опытом.
Управление общественных сооружений в Буйтенвельдерте
В работе над проектом мы создаём синергию между всеми заинтересованными сторонами. Мы считаем, что важной задачей архитектора является облегчить общение между всеми участниками с помощью рисунков и надписей, и пусть дух проекта говорит сам за себя.
Дом или здание хорошо себя «чувствует», когда физический внешний вид соответствует его функции и использованию, когда оно имеет характер. Каким-то образом люди способны безошибочно чувствовать или видеть, когда это правильно. Кроме экономической ценности, культурная ценность является необходимым условием обеспечения устойчивости.
Суть архитектуры – не в решении проблемы проектирования или применения инновационных технологий для экономии энергии или аккумуляции всех необходимых условий для обеспечения устойчивости. Это, конечно, и не просто установка и заливка в бетон, что мы, по совпадению, сегодня находим важным. Суть архитектуры заключается в выявлении возможностей для создания дополнительного вклада в определённом месте в определённый момент, возможно, в любом масштабе, чтобы соединить программу и контекст так, чтобы создавалась всепоглощающая логика повседневности, способная выдержать испытание временем. Это может быть материализовано в ландшафт, общественное пространство, часть города, инсталляцию, здание или дом.
Комментарии