Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 февраля 2016 г.

DESIGNET TEAM: «Осмысление задачи и ее грамотная постановка составляют как минимум половину успеха»

Интервью с Владимиром Самойловым и Александром Матвеевым (Designet Team), сейчас – дизайнерское консалтинговое агентство Matveyev Samoylov concept development. 

– Ваша компания Designet Team открылась 15 лет назад в 2000 году, развивая первое сообщество промышленных дизайнеров в России. Расскажите, с чего все началось, откуда появилось стремление заниматься этим направлением? 

Александр Матвеев

– На самом деле все началось не в 2000 году, а гораздо раньше. Мы в 2015 отметили 25-летие своей совместной проектной деятельности. То есть мы работаем вместе с 90-го года, с того момента, когда мы еще учились на промышленных дизайнеров в Свердловском архитектурном институте, ныне это Уральский Государственный Архитектурно-художественный Университет (УрГАХУ). 

Владимир Самойлов:

.– Мы учились с разницей в два года, но жили вместе в одной комнате в общежитии. Нашей первой совместной задачей был проект этой комнаты и ее постройка. 

Александр Матвеев

– Это была идеальная капсула для жизни и работы дизайнера, с трансформирующимися рабочими местами, техникой, местами хранения и т.д. Мы поняли, что наш подход к проектированию очень близкий. С тех пор работаем вместе. 

Владимир Самойлов: 

 – После окончания института мы переехали в Пермь. Поскольку промышленный дизайн тогда был не востребован, мы занимались графическим дизайном, рекламой, частными и общественными интерьерами, а в 98-ом году перебрались в Москву. Одной из причин переезда стала надежда на появление спроса на промдизайн в столице. И тут оказалось, что у промышленных дизайнеров нет своего сообщества – мы переехали в пустоту. У графиков была тусовка, у модников была, у рекламистов была, а у промдизайнеров ее не было. 

Александр Матвеев

– Поэтому мы решили собрать вокруг заинтересованных людей, чтобы понять, кто что делает в этой области, что вообще происходит, какие есть возможности и проблемы.

Владимир Самойлов: 

– Поскольку информации не хватало, мы решили в 2000 году открыть ресурс Designet.ru, который бы давал понимание, что происходит и куда надо двигаться. Через нас тогда проходило большое количество контактов и людей, то есть в начале 2000-х мы были таким хабом (англ. Hub  – коммутатор), который знали все. Первое, что мы сделали – это проанализировали, какой информации нет, что сейчас актуально и что интересно. Наиболее востребованной оказалась информация про конкурсы и обучение за рубежом. Мы начали собирать ее по еще плохо развитому интернету и переводить на русский. Было много открытий по поводу условий конкурсов, призов, участия и т.д. Это нам очень помогло в дальнейшем.

Чтобы писать про образование за границей, мы сами посетили какое-то количество европейских школ дизайна, посмотрели, как люди учатся, и нашли русских ребят, которые уже там отучились. Мы начали понимать, как этот рынок работает и где чему лучше учиться, потому что люди, которые выбирают школу дизайна, очень плохо ориентируются в тонкостях. 

Мы стали делать семинары с теми, кто отучился в таких школах как Coventry University (Университет Ковентри) в Англии, IED — Istituto Europeo di Design (Европейский Институт Дизайна) в Турине, HDK — School of Design and Crafts в Гетеборге (Швеция). 

Помню, в зале собиралось человек по 30-50, и молодежь слушала очевидцев, которые рассказывали все, что людей волновало: про студенческий быт, где взять денег, как там жить, чему там учат и т.д. Однажды в 2007 году я приехал в Турин в Istituto Europeo di Design. Ко мне подходит русский парень и говорит – «Слушай, спасибо тебе огромное, я был на семинаре у Игоря Лобанова, который вы организовали, и эта встреча поменяла всю мою жизнь. Я понял, что мне нужно, доучился здесь, и сейчас еду работать в Японию». Очень приятно, что мы повлияли на чью-то жизнь. Раз люди подходят и говорят так, значит, мы не зря все это делали. 

Оптимальная образовательная стратегия сейчас – проучиться 4 года в России, освоить базовый уровень дизайна, а на мастера ехать доучиваться в Европу. Дело в том, что база у нас очень хорошая. В Петербурге это Муха, в Москве это Британка и Строгановка, в Екатеринбурге – УрГАХУ. По себе можем сказать, что в Екатеринбурге очень хороший коллектив преподавателей. Нет смысла тратить огромные деньги в Европе за базовые знания. Зато специализация плюс язык – только там. За год на мастере можно понять западную систему, обрести знакомства и понять, где хочется работать. 

Работа над порталом Designet.ru также помогла нам понять, как дизайнер выглядит в глазах медиа и как с прессой правильно коммуницировать. Потому что продвижение в медиа – это вообще отдельная история, которой особо нигде не учили, а наше нахождение по разные стороны (дизайна и медиа) дало хорошее понимание, какие законы там работают. 

Александр Матвеев

– Сейчас недостатка в информации уже нет, к тому же, поменялась сама система работы с ней. Люди все напрямую связаны через социальные сети и сообщества, в которые ты бросаешь вопросы и через 5 минут уже получаешь исчерпывающий ответ. Самое сложное – это знать, к кому пойти за этими ответами и как сформулировать вопрос. Сейчас как никогда нужны люди-навигаторы, эксперты, потому что приходится постоянно принимать решения по поводу дизайна. А без опыта и глубокого понимания в это дело не влезть. Нужны те самые 10 тысяч часов погружения в тему, чтобы стать экспертом в этой области. 

– Как вы пришли к формату дизайнерского консалтинга?

Владимир Самойлов: 

– Когда дизайнер только оканчивает институт, ему сначала интересно формотворчество. Он еще не наигрался ни в форму, ни в материалы, и для него это ценность. У него куча идей, он просто изрисовывает блокноты. Потом в какой-то момент понимает, что необходимо сначала подумать о том, что рисуешь, а не бросаться сразу к карандашу или компьютеру. Он начинает размышлять все больше и больше, и в какой-то момент форма начинает уходить на второй план. Она потом становится абсолютно не важна. Думаю, это универсальная история, и наша тоже. 

Вершиной нашего формотворчества, уже очень осмысленного, стало получение международной премии по дизайну – Red Dot Design Award, после чего мы перестали работать с физической формой. Для нас более важным стал смысл: зачем, для кого, каким образом, какие технологии применить. Мы захотели отвечать на такие вопросы и делать сложные проекты. А проект запуска любого продукта на рынок – это по умолчанию очень сложный проект.

Александр Матвеев

– 25 лет назад, в начале нашей деятельности, мы для себя совершенно осознанно сформулировали кредо: «Делать очень разные проекты, не повторяться» — это видно по разбросу проектов на нашем сайте team.designet.ru. Просто потому, что так интереснее, не вязнешь в рутине. Поэтому мы изначально не замыкались на узких направлениях в дизайне и развивались больше не как специалисты, а как генералисты — те, кто способен обобщать, переносить опыт из одной области деятельности в другую и видеть любую задачу целостно. Мы работали как самостоятельно, так и в различных коллаборациях в сложных проектах. 

Примерно в середине 2000-х мы заметили, что рынок дизайна стал быстро усложняться и появился запрос на то, чтобы грамотно формулировать задание на проектирование. Нет смысла что-либо разрабатывать, когда заказчик с трудом может объяснить, какими причинами обусловлен выбор параметров проекта, кроме «я так хочу». Это признак того, что он недостаточно глубоко задумывается о том, в чем действительно нуждаются его клиенты. 

Владимир Самойлов: 

– Когда за работу беремся мы, задача ставится совместно и это приводит к успешному продукту. Сначала мы беседуем, задаем вопросы, слушаем, потом формируем общее смысловое поле, которое должно быть обязательно зафиксировано. Мы находим недостающую информацию и составляем целостную картину. Эта первая часть работы – она самая ценная. Консалтер обычно не отвечает за результат, он дает совет и отходит в сторону. Мы же, в отличие от других, можем продолжить практическую реализацию проекта и разделить с заказчиком ответственность за результат. 

Александр Матвеев

– Мы такой маленький think tank (англ. «мозговой центр», «фабрика мысли»). То есть мы работаем с разного рода проблемами и именно с дизайнерской позиции их решаем. Причем проблема может быть любой, порой очень далекой от промышленного дизайна. 

– Как у вас изменился подход с течением времени? 

Александр Матвеев

– Мы осознали большую ценность концептуального осмысления задачи, постановки правильного ТЗ и того, что нужно делать дальше. И теперь крайне редко выходим за эти границы — для практической задачи мы можем найти специалистов, лучших в своей области. Наши связи в профессиональном сообществе помогают нам привлекать даже тех, кого нет на рынке «в открытом доступе». 

Владимир Самойлов: 

– Мы ставим задачу дизайнеру на языке дизайна — и он точно знает, что нужно сделать. Он избавлен от «глухих телефонов», от общения с разными менеджерами, от расшифровки желаний заказчика, поиска необходимой информации. За него это сделаем мы, и это будет очень эффективная работа для всех.  

Осмысление задачи и ее грамотная постановка составляют как минимум половину успеха. Мы недавно общались с Сергеем Смирновым из «Смирнов Дизайн» (SmirnovDesign, призер Red Dot 2014). Он сказал, что у них сейчас это занимает минимум половину времени, и они давно перестали делать проекты без предварительного дизайн-исследования.

– Случалось ли, что вы отказывались от каких-то заказов по этическим причинам? 

Владимир Самойлов: 

– Случалось неоднократно. Во-первых, потому что мы не беремся за проекты, явно несущие вред человеку и природе. Во-вторых, просто заказчик может быть ментально не близок. 

Понимаете, нам нужно за довольно короткое время синхронизировать наши с ним представления о конечном результате. Соответственно, мы выбираем заказчика, с которым проект можно сделать вместе. Совместное творчество – это самое лучшее. Если не складывается, если нет ощущения, что достигнут какой-то внутренний личный контакт, то мы, к счастью, имеем возможность отказаться от сотрудничества. Подтверждение этому мы нашли в одном из интервью основателей крупного дизайн-агентства Pentagram: «Не каждый заказчик ваш». 

Мы общаемся лично с владельцами или директорами компаний – с теми, кто принимает решения. И по этой же причине мы не работаем с компаниями, в которых существует многоярусная менеджерская система, такими как МТС или Сбербанк. Потому что у нас нет ни желания, ни сил на то, чтобы биться с менеджерами, которые отвечают только за передачу информации выше. С такими фирмами могут работать крупные агентства, потому что у них есть на это специальные люди-шестеренки, которые подходят друг другу. Это крупные компании, у которых в стоимость разработки дизайна входят все издержки на корпоративные игры. 

А когда ты работаешь напрямую с человеком, который четко понимает эффективность вложений в свой бизнес, то взаимодействовать с ним просто и приятно. С руководством ERICH KRAUSE, например. Это было прекрасное сотрудничество. Мы моментально получали ответ на любой вопрос: про рынок, про продажи, про производство. Вся информация была очень качественной. И, хотя не обходилось без споров, но принимаемые решения всегда имели четкие основания. 

– То есть вы советуете дизайнерам сразу критически смотреть на тех, кто им заказывает проекты? 

Александр Матвеев

– Да, в первую очередь нужно смотреть на людей и на то, что они из себя предоставляют, что они делают в этой жизни, а уж потом на те фантики, которыми тебя поманили. Именно потому мы поработали по найму совсем недолго в начале творческой карьеры — когда ты наемный дизайнер, почти невозможно отстаивать свою позицию. 

– Расскажите о планах на будущее. Как собираетесь развиваться дальше? 

Александр Матвеев

– Мы хотим заниматься глобальными инновационными проектами и через экосистему стартапов и краудфандинговых платформ запустить то, что позволит людям жить более качественной жизнью.

В данный момент речь идет о создании российско-индийского стартап-акселератора. Совсем недавно премьер-министр Индии объявил национальный план развития стартапов. Он может оказаться очень интересным для российских инновационных предпринимателей – миллиардный индийский рынок для многих проектов предпочтительнее сверхконкурентной Силоконовой долины.

Владимир Самойлов: 

– Я же работаю в России с парой инновационных проектов. Один из них связан с оптимизацией производственных процессов. Это интересный технологический проект, основанный на технологиях вычислительного дизайна. Новый подход поможет заказчику быстрее выполнять, а при возможности и автоматизировать все трудоемкие операции, которые сейчас делать очень сложно по той причине, что производство каждый раз сталкивается с новыми, постоянно усложняющимися задачами. В итоге он получит на порядок больше возможностей работы с формой и новую цепочку технологических процессов, которые предельно быстро выполняются. К сожалению, я не могу пока раскрывать подробности, особенно потому, что аналогов проекта в той отрасли я не знаю. Второй проект связан с инновационными технологиями в области производства одежды. Все в самом начале, так что большего сказать не могу. Если все получится, через год ждите.

Напоследок — список книг, которые советует прочесть команда Designet, чтобы быть в контексте дизайна. В порядке убывания — от актуальных до исторических. 

1. Деян Суджич «Язык вещей», изд. «Strelka Press»

Деян Суджич  – директор Лондонского музея дизайна. Это должность, на которой оказаться случайно в принципе невозможно. Многие вещи, о которых он пишет, дают понимание, на каких принципах основан язык современного предметного мира. Если есть книги из серии «бери и делай», то эта – «бери и понимай». 

2. Годовой комплект каталогов с Red Dot Award – Red Dot Design Yearbook

Когда мы выиграли Red Dot Award, в призовой комплект входили две большие книги – каталоги премии. Каждая из них весила по 5 кг. Мы их очень любим и никогда не устанем хвалить. Чем они хороши? Это концентрат дизайнерского качества. Red Dot никогда не снижает планки. Их каталоги дают понимание того, что происходит в мире профессионального дизайна. У них есть книги как по реализованным проектам, так и по концептам. Нужно иметь для понимания хотя бы один годовой комплект. RedDot — старая немецкая структура, поэтому книги у них только аналоговые бумажные, никаких файлов PDF! 

3. Виктор Папанек «Дизайн для реального мира», изд. «Издатель Дмитрий Аронов»

Эта книга – базовая для дизайнерского образования. В 80-е и 90-е Виктор Папанек казался занудой, который болтал что-то про экологию, но сейчас его заветы становятся как никогда актуальными. Он пишет про осмысленность, про гиперпотребление, про простые решения и этичный дизайн. Это та книга, которую нужно читать всем. 

4. Карл Ульрих, Стивен Эппингер «Промышленный Дизайн. Создание и производство продукта», изд. «Вершина»

Эта редкая и очень практическая книга, которая предназначена больше даже не для дизайнеров, а для заказчиков. В ней подробно рассказывается про все этапы разработки продукта. В результате можно понять уровень сложности, с которым работает индустрия дизайна, причем в цифрах. 

5. «Создано в России: Промышленный дизайн»

Тут все же больше исторический интерес. Эту книгу мы выпустили в 2004 году вместе с российским представительством компании Grohe. Поскольку ничего подобного в России не издавалось, мы сделали тайм-лайн на 10 лет вниз: что происходило в российском промышленном дизайне за эти годы. Получилось около 100 портфолио российских дизайнеров того времени, в основном концепты. Оглядываясь назад, мы понимаем, что наша книжка – это единственный документ, который будет свидетельством того, что в нулевые годы XXI-го века в России происходило что-то в области дизайна. Мы ее воспринимаем исключительно в этом виде – как фиксацию развития материальной культуры в нашей стране. Кстати, книга сейчас лежит в свободном доступе.

6. Подборка журналов «Техническая Эстетика»

Всем, кто думает, что промдизайна, как и секса, в СССР не было — рекомендуем ознакомиться с журналами «Техническая Эстетика». Фильтруем совок и партийные догмы — в итоге количество проектов и размах деятельности — как у отдельной дизайнерской цивилизации. Для понимания, как мы были круты в дизайне и что потеряли. 

Справка: «Техническая эстетика» – ежемесячный теоретический, научно-практический и методический иллюстрированный журнал Государственного комитета СССР по науке и технике. Журнал освещал вопросы теории, истории и современной практики отечественного и зарубежного художественного конструирования, эргономики, художественно-конструкторского образования, публиковал обзорные материалы по выставкам, рецензии на книги, посвященные технической эстетике. Издавался Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ) с января 1964 г. по июль 1992 г.

Наше все. Смотрите на issue.com 

600
Текст: Кушаковская Мария

Комментарии (1)

  • 10.04.2017 | 05:47

    politeconomics.org представляет собой молодой энергично формирующийся экономичный интернет-портал, какой будет занятен многообразным группам клиентов - от учащихся экономических факультетов и людей интересующихся экономикой до квалифицированных специалистов и также управленцев разного значения. На страничках нашего вебсайта Вы отыщите самые новейшие новости мировой и отечественной экономики, огромное количество оригинальных текстов; избранные тома по экономике, маркетингу, менеджменту, инвестициям, управлению персоналом и остальным направлениям; а дополнительно дипломные и еще курсовые работы, рефераты. К Вашим услугам – реальное общение в комфортной конференции. Именно здесь Вы можете обсудить интересующие вас вопросы, получить полезные консультации или поделиться с другими увлекательной информацией. <a href=http://politeconomics.org/financial-management/143-investicia-analiz.html>http://politeconomics.org/</a>

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта