Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
18 января 2017 г.

Будем знакомы: Эдуардо Соуто де Моура/ Eduardo Souto de Moura

С января BERLOGOS запускает рубрику «Будем знакомы», посвящённую крупным архитекторам, известным во всём мире, но не всегда так же хорошо знакомым читателю, как абсолютные звезды архитектуры.

Среди прицкеровских лауреатов есть знаковые фигуры – например, Алехандро Аравена, Шигеру Бан, Кадзуо Седзима, Петер Цумтор, Алвару Сиза, проекты которых, как и их фотографии, давно облетели весь мир. Но есть и те, кто, несмотря на свою высокую награду, остался менее заметным. К числу таких архитекторов, пожалуй, можно отнести португальца Эдуардо Соуту де Моура.

Архитектор ведёт собственную практику с 1980 года – до этого он пять лет работал в бюро Алвару Сизы, с которым до сих пор периодически сотрудничает: как, например, при создании летнего павильона для галереи «Серпентайн» в 2005 году. 

Соуту де Моура получил своего Прицкера в 2011 году.  Большая часть реализованных проектов архитектора располагается в Португалии. Среди объектов, особенно отмеченных жюри Прицкеровской премии, были стадион в городе Брага и здание музея Паулы Рего. 

Стадион в городе Брага, Португалия 

Музей Паулы Рего, названный «Домом историй», построен в 2009 году в честь британской художницы-монументалистки, имеющей португальские корни. 

В интервью журналу El Croquis Соуту де Моура объясняет, что решение фасадов связано с тем, что после обсуждения с художницей он думал о здании в тёмно-розовых тонах: для этого он задумал покрасить бетон, но стало ясно, что бетон сильно выцветает, и нужен более стойкий цвет. Архитекторвспомнил о красных зданиях, которые видел в Индии и Пакистане – так появились красные фасады из необработанного бетона, оттенок которых колеблется от розового к лиловому в зависимости от освещения. 

Два пирамидальных объёма – это аллюзия на очаг в португальском монастыре Алкобаса. Через окулюсы на вершинах глухих пирамид в интерьер попадают направленные лучи света, напоминающие знаменитую полоску света из музея искусств Кимбелл, построенного по проекту Луиса Кана, которого Соуту де Моура очень чтит. 

Слева – очаг в монастыре Алкобаса, справа – пирамида изнутри музея

Луис Кан в музее искусств Кимбелл 

Музей был спроектирован так, чтобы картины висели свободно, на больших расстояниях друг от друга, как пожелала сама Паула Рего. За исключением окулюсов, музейное пространство практически не имеет окон: только в одной части есть полоска панорамного остекления. 

Соуту де Моура построил несколько вилл. Одна из них находится в городе Бон-Жезус на склоне холма. Бетонное здание спускается с холма пятью террасами, каждая из которых имеет собственную функцию: самую нижнюю часть занимает фруктовый сад, на уровень выше, уже внутри здания, расположен бассейн, ещё выше – основные помещения дома, на четвёртой платформе находятсяспальни, а пятую, на самой вершине холма, занимает специально разбитый небольшой парк. Благодаря работе с рельефом и глухим стенам удалось создать приватный дом, который не просматривается с улицы. 

Бюро Соуту де Моура работает и с объектами совершенно иного масштаба. В офисном здании Burgo Empreendimento, начатом в 1991 и законченном только к 2007-му, отчётливо видна его любовь к Мису ван Дер Роэ – и в использовании открытого металлического профиля, и в лаконичных членениях фасадов, и даже в офисных интерьерах, где стоят знаменитые мисовские кресла. Здание находится на крупной торговой улице Порто и делится на две части: трёхэтажный торговый блок, имеющий стеклянные фасады, и офисную башню. 

За последние пять лет самыми знаменитыми проектами архитектора стали две совместные работы с Алвару Сизо: первая – реконструкция монастыря Abade Pedrosa, в котором появился музей скульптуры. 

Вторая – станция метро в Порто. 

Португальская архитектура, часто далёкая от русского взгляда, удивительным образом сохраняет свою традиционность и при этом не консервируется в ней. Здесь появляются объекты современные и в то же время архаичные, в которых интуитивно угадываются примитивные жилища и традиции средиземноморской архитектуры.

Соуто де Моура очень плодовитый архитектор, и внутри его творческого метода очень заметна серьёзная эволюция. Первые проекты архитектора сделаны под значительным влиянием модернизма, и сам автор признаёт их «коробчатость» (то, за что постмодернисты, и в частности, Чарльз Дженкс, всегда критиковали модернистов).

Более поздние объекты Соуто де Моуры – в том числе и нынешние, –  следуют принципу простоты и цельности модернистской формы, но при этом не превращаются в сверхнейтральные объекты: они имеют выраженный характер и сложные планы.

При этом формообразовательные приёмы в работах Соуто де Моуры были и остаются очень разнообразными, как и способы работы с материалами. 

Читайте интервью с португальскими архитекторами:

Алина Жеронимо и Пауло Карнейро: «Мы пытаемся адаптировать старые технологии к требованиям комфорта нашего времени»

Рикардо Виейра де Мелу: «У многих архитекторов сильна утопическая модель «тотального дизайна»»

Camarimdesign: интервью с Васко и Патрицией 


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта