Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Camarim design: интервью с Васко и Патрицией
Основатели студии Camarim design в Лиссабоне, Португалия – Васко Матиас Коррейа и Патриция Соуса – об эстетике, функциональности, вневременности и фундаментальности.
– Васко и Патриция, вы позиционируете себя архитекторами, придумывающими элегантные решения, которые делают жизнь проще и полезнее. Можете привести примеры?
Васко Матиас Коррейа:
– Архитектура – нечто анахроническое: требуется время, чтобы обдумать, понять и насладиться; она статична; она живёт дольше нас, – медленность, неподвижность, бесконечность являются антитезой к современной жизни. И, тем не менее, это нечто особенное, именно поэтому архитектура играет такую важную роль в нашей жизни – не только в предоставлении нам убежища и возможности жить, но и в обеспечении духовного фона, который позволяет всё рассматривать в широком контексте. Конечно, это не профессиональная обязанность архитекторов – больше стремление выйти за рамки решения данной пространственной задачи. Так происходило всегда, на протяжении всей истории.
Когда мы начинаем проект, мы проводим долгие часы на месте и в окрестностях, разговаривая с клиентами, анализируя строительные ограничения. Мы считаем, что архитектура очень специфична по отношению к месту: каждая ситуация неповторима и требует единственного решения внутри и снаружи, здание и его окрестности – будь то естественные или построенные – создают такую мощную связь, что они становятся неотделимы друг от друга. Архитектура позволяет нам испытать реальность более ощутимым и более существенным образом. Я бы сказал, что проект Casa na Gateira усиливает ощущение природы и времени, а Casa no Principe Real осваивает неизменность истории, преемственности и вертикальности. Это не просто случайные архитектурные темы, а конкретные вопросы, которые «вступали в игру» в каждом из этих строений.
Casa na Gateira
Casa no Principe Real
Патриция Соуса:
– Мы всегда стараемся выйти за пределы чистой утилитарности наших объектов. Крайне важно, чтобы пространства и механизмы работали отлично и без того, чтобы быть замеченными, но когда этот уровень «совершенства в функции» достигается, наша цель состоит в обеспечении красоты.
В нашем проекте Casa na Gateira мы пришли к схеме, где все три спальни находятся в трёх разных концах объёма, а социальное пространство – в центре. Нетрадиционная схема, но для конкретного контекста и клиентов она прекрасно работает: это обеспечивает ощущение большей интимности, и комнаты формируют индивидуальные отношения с внешними видами и ландшафтом. Это решение мы находим гениальным, потому что оно оказалось удачным в рамках всего помещения в целом; создало разное взаимодействие ландшафта и дома, а значит, и его хозяев, предлагая им различный эмоциональный опыт в зависимости от помещения, в котором они находятся: они могут чувствовать запах оливковых деревьев, расположенных близко к одной комнате, и могут почувствовать ветер в открытой долине, к которой обращены окна другой комнаты.
Casana Gateira
– Один из ваших критериев – здание должно быть неподвластно времени: с эстетической или конструктивной стороны?
Васко Матиас Коррейа:
– Мы не рассматриваем эстетику и конструкцию отдельно; процесс проектирования приводит к определённым вопросам, и если мы принимаем их к разработке до конца, вероятно, мы на пути к достижению аутентичного и удивительного результата. Мы понимаем это как эстетику в области строительства и строительство – в эстетике. На чисто визуальном уровне, эстетика имеет много общего с тем, как конструкция выражена или скрыта, – насколько это технология развита, и какова её роль в культуре и идентичности данного общества.
Вневременность очень важна для нас потому, что мы считаем, что архитектура должна быть сделана на века – она должна быть прочной, гибкой и способной поглощать ход времени и изменения в обществе. Для нас это не просто вопрос доброй воли; это несёт в себе критический эстетический и духовный подход к проектированию и строительству. Это означает, что, когда вы находитесь в таком пространстве, у вас есть шанс сделать паузу в повседневном шуме и объективно оценить вашу жизнь. Архитектура способна вознаградить вас за то время, что вы провели в ней.
Патриция Соуса:
– Мы начинаем каждый проект с наброска, без внесения решений, которые уже были использованы в прежних работах. Мы очень стараемся дать ответы на специфические вопросы каждого проекта. Такие правила проектирования – ключ к различных результатам: у нас нет двух одинаковых проектов. И я думаю, что довольно сложно идентифицировать стиль или язык Camarim, потому что у нас нет какого-то одного. Это очень сильный аргумент в пользу вневременности: если это является подходящим решением проблемы, мы можем сформировать буквально «спартанское» пространство, но мы также проектируем и пространства, полные цвета, которые создают яркие впечатления.
– Сейчас наблюдается тенденция к принципу регенеративного дизайна, когда архитектура имеет свой жизненный цикл и должна быть адаптирована к перестройке. Что вы думаете об этом?
Васко Матиас Коррейа:
– Определённо есть много процессов и материалов, которые могут быть улучшены таким образом, чтобы уменьшить выбросы углекислого газа и воздействия на окружающую среду. Мы ещё только в самом начале, но в будущем можно многое улучшить. Но я думаю, что архитектура может быть устойчивой и более фундаментальным образом. В Лиссабоне есть монастырь XIII века, который стал общежитием, потом больницей, и, наконец, школой изобразительного искусства, и на самом деле может стать ещё чем-нибудь в будущем. Он претерпел незначительные улучшения на протяжении многих лет, но по-прежнему выглядит красивым, монотонным, с жёсткой структурой, ловко встроенным в небольшую пригородную площадь. Много таких примеров в Европе, и когда мы думаем о процессах, которые разрабатываются в настоящее время, мы не должны забывать, что основополагающие принципы дизайна остаются неизменными. Хорошая архитектура обладает способностью не только претерпеть трансформацию, но и усилиться за счёт этого.
Патриция Соуса:
– C2C (cradle-to-cradle) принцип очень интересный и умный: он поощряет эффективные свободные системы. Определённо архитектура имеет свой жизненный цикл и оказывает воздействие на окружающую среду, связанное с каждой новой конструкцией, так что моё мнение – коллектив дизайнеров должен рассмотреть этот вопрос очень серьёзно.
Здание является результатом многих различных ограничений, одновременно становясь одним из них – строительной физикой. Мы всегда проектируем, принимая во внимание энергоэффективные архитектурные решения, такие как, например, пассивное охлаждение с естественной вентиляцией. Также мы, как правило, выбираем максимально необработанные материалы – камень или дерево.
Casa no Príncipe Real
Casa Tropical
– В процессе работы над каждым проектом вы организовываете регулярные встречи с органами, занимающимися планированием, в целях обеспечения быстрого и действенного процесса. Насколько важен диалог с государственными органами? Легко ли его построить?
Васко Матиас Коррейа:
– Буддийское сказание гласит, что водяная лилия будет лучше процветать в тёмной воде, потому что преобразует негативную энергию в позитивную. Мы считаем органы планирования такими же активными участниками процесса проектирования, как клиентов, консультантов и пр. Мы понимаем дизайн не столько визуальным процессом, сколько руководством процесса принятия решений. Это очень открытый способ работы, в котором нет никаких предубеждений, всё должно подвергаться сомнению, а результат не предусмотрен. Может показаться, что это простой способ заблудиться, но это приводит к твердым концепциям и самоочевидным последствиям.
Патриция Соуса:
– Органы, занимающиеся планированием, играют очень важную роль в городской жизни – они дают границы и основные направления развития города. Мы бы хотели включить в наш процесс проектирования максимальное количество различных точек зрения – это делает процесс более сложным, богатым, а результат – очень логичное решение большого уравнения. Взгляды, которые формируют местные власти, конечно, носят фундаментальный характер.
– Давайте вернёмся немного в прошлое. Васко, Вы работали с Норманом Фостером, расскажите, пожалуйста, об этом опыте.
Васко Матиас Коррейа:
– Сотрудничество с Норманом Фостером – шикарный опыт. Я имел возможность работать на самых крупных проектах и ориентироваться в сложной среде. Норманом Фостером я восхищался потому, что за стеклом и сталью есть осознание основополагающих принципов архитектуры. И в этом смысле, работа для крупномасштабных проектов или дизайн малых конструкций, с глобальным разработчиком или конечным пользователем, – одна и та же задача, требующая одинаковой самоотверженности.
– Какое влияние оказал на вас каждый этап вашего творческого пути (Университет Лиссабона, Institut Supérieur D'Architecture Saint-Luc de Wallonie in Liège, работа в разных бюро)?
Васко Матиас Коррейа:
– Наше образование было довольно широким и интенсивным, но есть всё-таки огромная разница между работой с воображаемым клиентом в течение семестра в университете и работой с реальным клиентом в течение нескольких лет, пока проект будет построен. Я думаю, что мы сотрудничали в офисах, которые дали нам представление о средствах, которые мы можем использовать для работы с реальностью, а не против неё.
Патриция Соуса:
– Учёба и работа в различных офисах, как и проживание в разных странах, дали нам важные инструменты для того, что основать свою собственную компанию. Очень интересно наблюдать, как в разных культурах происходит процесс работы: в Бельгии мы научились очень тщательно анализировать проблемы и из этого анализа создавать решение, Лондон с участием во встречах со многими консультантами, инвесторами, менеджерами и пр. научил нас говорить с людьми и достигать консенсуса.
– Что проще или правильнее: построить свою собственную концепцию работы, впитывая всё лучшее и позитивное от других профессионалов, или пойти от противного?
Васко Матиас Коррейа:
– Я думаю, вам нужен баланс. С одной стороны, очень важно оставаться ментально открытыми, чтобы бросать вызов предположениям и включать требования и провокации, но, с другой стороны, вам нужен пример, который даст некоторое направление в процессе проектирования. Нет простого способа это сделать; нет точки, в которой дизайн должен быть закрыт для внешнего вмешательства, но должно быть постепенное определение характера и концепции дизайна.
Патриция Соуса:
– Мы считаем, что хороший проект невозможен без хороших клиентов и хороших консультантов. Мы также уверены, что хорошее строительство невозможно без хорошего строителя и хорошего проекта. Я имею в виду, что оптимальное решение достигается только при наличии очень интенсивной и истинной работы в команде от начала до конечного продукта для конечных пользователей.
Комментарии