Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
28 ноября 2019 г.

Генетический код архитектурно-художественного университета

Авторская колонка Иовлева Валерия Ивановича, профессора УрГАХУ.

 

 

В УрГАХУ (г. Екатеринбург) период ожиданий. Грядут выборы ректора, которые время от времени откладывались. Коллектив вуза ждёт этого события как точки отсчета, начала нового этапа развития университета. Прогнозы разные, в том числе и не очень оптимистичные. Не очень, потому что, как и бывает в период перемен, есть ощущение нестабильности, опасности потерять своё лицо, уйти от намеченного курса.

 

Здание УрГАХУ. Фото автора

 

В этой ситуации важно сохранить здоровый консерватизм, вспомнив про истоки, корни вуза. Они связаны с началом работы учебного заведения, с известностью, которую он получил благодаря реализации программы «Каменный пояс».  Это была вовсе не программа, целиком посвящённая историко-архитектурной среде Урала. Она являлась частью глобального направления, такого как «Методология архитектурно-художественной деятельности», заявкой на стратегию развития пространственной среды. В вузе была разработана перспективная система знаково-информационной среды региона, рассчитанная на реализацию с участием разных специалистов, в первую очередь архитекторов, дизайнеров, художников. В рамках глобального направления получили развитие другие программы: «Комплексное проектирование», «Единство научно-творческой, учебной и воспитательной деятельности». Они способствовали органичности и целостности в учебно-творческой работе вуза, связи учебного процесса с насущными задачами практики.

 

Здание УрГАХУ. Фото автора

 

Работы в указанном русле продолжались.  Но в  период перестройки, когда многие наши институты «рванули» за Европой, вуз сменил направление, ориентируясь на развитие многоуровневой системы образования. Эта программа, инициированная министерством, последовательно, как и в других вузах, реализуется. Но вместе с тем возникли новые внутренние проблемы как следствие общего развития системы образования в России. Переход на новые образовательные стандарты (которые, по сути, являются копией европейских образовательных систем, но с естественным добавлением кой-чего своего) ознаменовался в вузе дроблением дисциплин и увеличением нагрузки на студентов, ослаблением межпредметных связей, повышением формализма и бюрократизации – в целом, ослаблением системообразующего начала в работе заведения.

На пути внедрения комплексных дисциплин, способствующих оптимизации  учебных планов и сокращения нагрузки на студентов встала проблема межкафедральных и межфакультетских барьеров. Особенно остро эта проблема проявляется при реализации идеи комплексного проектирования.

В научной работе отход от традиций системного формирования тем исследования способствовал проявлению «разнотемья» и даже «мелкотемья». Распыление сил в научно-творческой деятельности существует, несмотря на рост определённых количественных показателей и стимулирования самостоятельности и инициативности работы кафедр.

Эти и другие внутренние проблемы можно было бы не обозначать, «вынося сор из избы». Но проблемы во многом являются следствием политики в области образования, политики европоцентризма и менеджментомании, которая, есть надежда, что закончится вместе с периодом выживания вузов. Что же касается УрГАХУ, то его достижения нет необходимости подробно перечислять. Вуз развивается, известен своими успехами за пределами России, имеет сертификаты международного уровня, вносит существенный вклад в развитие архитектурно-художественной деятельности и образования. Его выпускники много делают для совершенствования архитектурно-художественной среды Екатеринбурга и других населённых мест России.

 

Университет ведёт подготовку большого количества специалистов архитектурно-художественного профиля. И в этом разнообразии стал теряться изначальный стержень вуза – архитектурный факультет, на котором учились и учатся будущие градостроители и архитекторы, главные специалисты по развитию пространственной среды наших поселений.  

Именно этот факультет дал жизнь другим факультетам и специальностям,  изначально определял стратегию формирования пространственной и художественной культуры Урала и не только Урала. Естественно, что многие члены коллектива видят будущего ректора выходцем из среды этого факультета, из  среды, сохраняющей генетический код вуза.

Архитектурно-градостроительная деятельность как основа системного формирования среды определяет место и нишу для городского дизайна, монументально-декоративного и изобразительного искусства. А ослабление этой основы ведёт к деформации связей между смежными дисциплинами проектно-художественного, строительного, социально-экономического и других профилей.




Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2019 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта