Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
20 февраля 2016 г.

Магический реализм

В архитектуре XX века есть знаковые фигуры, о которых мы нечасто говорим. К ним относится, например, Луис Кан – архитектор, стоящий на стыке модернизма и постмодернизма и обладавший выраженной творческой индивидуальностью. 20 февраля – в день его рождения, BERLOGOS решил вспомнить о выдающемся архитекторе и проследить его влияние на сегодняшнюю архитектуру. 

Привычка делить архитектуру XX века на модернизм и постмодернизм сегодня кажется нам вполне естественной, но очевидно и то, что постмодернизм, имеющий официальную дату своего начала 1972 год, когда модернистский жилой комплекс Прютт-Айгоу был взорван после безуспешных попыток изменить криминогенную среду внутри жилого массива; начался все-таки не в один миг, и переход от «интернационального стиля» к постмодернистской архитектуре выражен в творчестве некоторых архитекторов.   

Именно к таким архитекторам можно отнести Кана: хронологически его архитектура связана с закатом модернизма, однако ее отличает сочетание функционального подхода и глубоко традиционных представлений о здании: Кан сочетал индустриальные методы строительства и выразительное природное окружение – особенно, гладь воды. Кан оперировал массивными базовыми геометрическими объемами и подчеркивал материальность архитектуры с помощью света, который в каждом его проекте по-разному проникает в здание.

Например, академическая библиотека Филипса в Эксетере имеет высокий многосветный холл, куда выходят читальные залы, и который освещается сверху, благодаря зенитному фонарю. 

А в Первой унитаристской церкви в Рочестере верхний свет становится частью сакрального смысла здания: два крупных фонаря освещают хорыпревращаядвижение дневного света в таинство. 

Художественная галерея Йельского университета имеет цельный стеклянный фасад с крупной расстекловкой. 

А в музее искусств Кимбелл полоска света, попадающая в здание сквозь крышу, становится особенным нюансом. 

Архитектуру Кана часто называют бруталистской – вероятно, это связано с массивностью и крупными пропорциями его форм, лишенных мелких деталей и членений, а также с использованием необработанных материалов: кирпича и железобетона, из которых выполняются несущие и декоративные элементы. 

Очень важную роль в зданиях Кана имеет ритм: например, институт биологии Солка в Сан-Диего имеет на фасаде небольшие круглые отверстия, которые сегодня у большинства архитекторов ассоциируются с Тадао Андо. 

Отверстия простых геометрических форм вообще можно считать характерным, авторским элементом зданий Кана – правда, обычно они довольно крупные. В основном это круги, которые работают как световые проемы или как монументальные декоративные элементы. Однако они использовались им не везде – например, фасад лаборатории медицинских исследований Ричардса в Пенсильванском университете лишен каких-либо декоративных элементов: весь его ритм построен на чередовании глухих кирпичных плоскостей и больших окон. 

С формальной точки зрения можно заметить связи между Каном и Алваром Аалто: мощные формы зданий, привязанность к кирпичу, частое использование верхнего света, работа с крупными плоскостями. Однако формообразование Кана имеет природу как будто более мистическую, чем пластические поиски финского классика: с функциональной точки зрения формы Кана часто не кажутся единственно необходимыми – скорее в них выражен индивидуальный дух места в том виде, в котором его ощущал архитектор.

Кан был одним из разработчиков градостроительного плана Филадельфии и автором мемориала Франклину Рузвельту в Нью-Йорке (проект осуществлен уже после смерти архитектора). 

География построек Кана в основном связана с Америкой, однако его авторству принадлежит здание Национального парламента Бангладеша и институт управления в индийском городе Ахмадабад. 

Кан – фигура мистическая. Он умер от сердечного приступа в аэропорту Нью-Йорка в 1974 году, а домашний адрес в его паспорте был зачеркнут. Подробности личной жизни архитектора можно узнать из фильма «Мой архитектор», снятого его сыном в 2003 году – но это имеет не слишком большое отношение к его творческой биографии. 

Влияние Кана на современную архитектуру не обязательно рассматривать как набор формальных приемов. Проекты Кана демонстрируют способы взаимодействия материала и формы, здания и окружения, когда архитектура не притворяется частью ландшафта и не пытается вести диалог с окружающей застройкой. Она существует как самодостаточный объект, анклав,  где большая часть событий происходит внутри здания, а фасад превращается в монументальную плоскость, почти ничего  не сообщающую о функции сооружения, но обладающую выраженными декоративными свойствами.  

Одним из приемников Луиса Кана можно считать швейцарца Марио Ботта, здравствующего сегодня: его многообразные здания часто обладают монументальностью и скульптурностью. К работе со светом и формой здесь добавляются элементы суперграфики, подчеркивающей форму или сбивающей зрителя с толку, как это происходит в церкви San Giovanni Battista. 

Ботта представляет уже поколение постмодернистов: его здания – это законченные формальные композиции, которые резко вырываются из окружающего их контекста и внушительно заявляют о своем присутствии. Так делает, например, музей современного искусства в Сан-Франциско, который прекрасно вписывается в отведенное ему место по габаритам и пропорциям и при этом резко контрастирует с окружением, выглядя на его фоне крупной скульптурой. 

В последнее время Ботта, как и положено постмодернисту, экспериментирует с пластическим языком и уходит в своих проектах от глухих стен к светопрозрачным конструкциям. 

Постмодернизм отучил нас приписывать архитекторам какой-то определенный стиль, ведь лозунг постмодернизма – умение работать в нескольких направлениях. Возможно, и на архитектуру Кана не стоит смотреть как на проявление какого-то конкретного стиля – ее ведь можно рассматривать как нечто сугубо индивидуальное и возникшее на стыке эпох.  


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта