Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 октября 2016 г.

Архитектор об архитектуре. «Поэтический модернист» Алвару Сиза

В отличие от суперзвёзд Рема Кулхаса и Фрэнка Гери, Алвару Сиза строит преимущественно в Европе, в основном в родной Португалии и Испании, а не по всему свету, но на всемирной известности португальца это не сказывается. 83-летний Алвару Сиза – творец «поэтического модернизма», лауреат престижных наград в области архитектуры: Притцкеровской премии (1992), золотой медали Королевского института британских архитекторов (2009), «Золотого льва» Венецианской биеннале (2012).

Портал BERLOGOS публикует подборку высказываний Алвару Сизы – о себе и об архитектуре.

Архитектура – это искусство, которое всегда со мной.

Мы должны использовать опыт там, где он позволяет нам двигаться вперёд, но освобождаться от него там, где он нас задерживает.

Я люблю жертвовать многими вещами. Видеть только то, что незамедлительно привлекает меня. Удивляться случайностям без путеводителя, нелепо ощущая себя исследователем.

Умение видеть – важное качество для архитектора и для всех людей. Но не только смотреть, а всматриваться в глубину, в детали, в общее целое.

В молодости я по неопытности проектировал мебель, которая неразрывно связана с интерьером. Сегодня я стремлюсь к тому, чтобы её можно было поставить где угодно. Слияние мебели и архитектуры, как у Райта и Макинтоша, теперь не имеет смысла. Архитектор создаёт пространство, а человек заполняет его теми вещами, которые ему нужны.

Я стал архитектором, потому что не хотел расстраивать отца, который был инженером. Я хотел быть скульптором, а он считал это баловством и хотел для меня «нормальной жизни». Я поступил на архитектурный, думая через год втихаря перевестись на скульптуру. Но потом увлекся и решил архитектуру не бросать. А скульптурой я и сейчас занимаюсь – для себя, чтобы снять стресс.

Я очень интересовался творчеством Антонио Гауди, потому что его известные постройки выглядели на фотографиях как скульптуры. Мне они нравились больше как объекты скульптуры, а не архитектуры. Когда я увидел их воочию, то понял, что эти скульптуры являются в действительности обычными домами со всеми необходимыми элементами: дверями, окнами, плинтусами. В определённом смысле это открыло мне мир архитектуры. Раньше я смотрел на здание как на скульптуру, но сейчас я могу смотреть на него как на архитектуру.

Архитектура оперирует теми же человеческими желаниями и мотивами, что и скульптура, живопись, кино или литература. Архитектура связана с человеческой потребностью понимать и выражать чувства.

В Европе единство стиля возникает само собой – у нас общее прошлое. Строя в Лиссабоне, Вене или Праге, всё время натыкаешься на римские фундаменты и руины арабских построек.

Хороший архитектор работает медленно. <…> Большая проблема для меня – постоянное давление сделать всё очень быстро. В архитектуре эта проблема особенно остро проявляется. Но здесь скорость невозможна. Некоторые люди думают, что компьютер всё делает быстро, однако он не придумает за вас проект.

Здание на воде, Китай

Критики, конечно, называют меня модернистом. Но все эти ярлыки очень условны. Архитектура для меня – способ зарабатывать деньги. Всем приходится это делать, а мне повезло – я занимаюсь тем, что мне нравится.

Прежде чем скрупулезно заняться решением проблемы, я делаю наброски всевозможных решений на базе той небольшой информации, которую я имею. Я чувствую, что необходимо немедленно начинать с идеи, которая, вполне возможно, затем будет видоизменена.

Надо чувствовать то, что ты делаешь, а не быть рационалистом, только решающим проблемы. Эмоции очень важны в архитектуре. Без них чего-то не хватает.

Периодически я беру домой эскизы проекта, чтобы сконцентрироваться и поистине познать здание. Я должен осознавать, как пройти через всё здание – виртуально – без подглядывания в рисунки. Я должен быть способен посидеть в любой точке данного здания, посетить каждый холл, зайти в ванную или на кухню, если речь идёт о жилом доме… Для меня важно изучить проект полностью.

Когда я размышляю об архитектуре, для меня в первую очередь важны вопросы устойчивости, спокойствия и внешнего вида… Чем больше информации я усвою, тем более ясным будет мой проект.

Фонд Надира Афонсу

Наши постоянныевопросы: «Сколько времени у нас есть на дизайн?» и «Сколько времени у нас есть на строительство?». Процесс создания проекта никогда не заканчивается, потому что нам постоянно не хватает времени. У нас был проект в Китае, который мы дорабатывали в течение двух недель после церемонии открытия.

Мой любимый проект? Это работа архитектора в целом. Плюс идеи, которые переходят от одного проекта в другой.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Американский архитектурный критик Кеннет Фрэмптон – об Алвару Сизе:

– Один из наиболее важных аспектов Сизы, что также, к примеру, присутствует в проектах Альвара Аалто, – это их чёткая взаимосвязь с городским контекстом или ландшафтом. Многие из его проектов акцентируют особое внимание к топографии или гражданскому характеру. Этого нельзя сказать о проектах Айзенмана, Гери, Хадид, Колхаса, Херцога и де Мёрона. Разница в том, что в их случае мы имеем идеализированный отдельно стоящий эстетический объект, в случае же Сизы, здание глубоко интегрировано в окружающую среду. (Из интервью на archi.ru)

203
Текст: Кузнецов Павел

Комментарии (1)

  • 08.02.2017 | 12:36

    Sounds it is quite tempting ---- <a href=http://friv-vs-kizi.com/>friv-vs-kizi.com</a> | http://friv-vs-kizi.com/

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
16 ноября 2016 г.
8 ноября 2016 г.
18 октября 2016 г.
11 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта