Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 июля 2019 г.

Вначале был свет. Законы проектирования современных музеев

Полёт дизайнерской мысли всегда ограничен практическим предназначением и техническими возможностями. И перед архитекторами регулярно встаёт дилемма: творчество или функциональность? Для музейного пространства, например, определяющим фактором становится освещение. Экспонаты получают разное прочтение в зависимости от планировки и атмосферы в здании. Решить эту проблему можно разными способами.

Национальный музей Катара  

Национальный музей Катара олицетворяет природу этой страны. Он монументально возвышается над пустынной местностью, сам становясь частью безмолвного пейзажа. При этом композиция всё-таки выделяется на общем фоне своей смелостью и экспериментальностью. Вдохновением для французского архитектора Жана Нувеля послужила так называемая роза пустынь — необычный камень, состоящий из спаянных природой кристаллических пластин. Реализовать задумку было сложно из-за необходимости обеспечить достаточное освещение выставочных площадей. Архитектор решил проблему, расширив и объединив пространство в единые многофункциональные площадки. Просторные павильоны образуют основные несущие конструкции, а большая часть дисковых пластин носит декоративно-прикладную функцию. Они укрывают от прямых солнечных лучей окна, обеспечивая в залах приятное рассеянное освещение. Это также стало одной из причин выбора нейтрально-светлой цветовой гаммы, которая хорошо отражает солнечные лучи. 

Guangfulin Cultural Relics

Подобную задумку воплотило и архитектурное бюро CCDI для шанхайского выставочного зала Guangfulin Cultural Relics. Вместо того, чтобы наполнить помещение прямыми солнечными лучами, архитекторы использовали водную гладь рукотворного озера как отражатель. Отблески от воды обеспечивают равномерное освещение в течение всего дня. Чтобы стены пропускали достаточное количество света, их почти целиком выполнили из стекла. Но этого оказалось мало, поэтому покатые крыши тоже получили функцию окон. Наверху каждой из них расположили сетчатый деревянный каркас, создающий мягкое освещение внутри. Форма и оформление здания соответствуют традиционным архитектурным особенностям региона. Таким образом архитекторам удалось создать современный комплекс, аккуратно вписанный в контекст и соответствующий культурному предназначению.

Музей Сальвадора Дали

Проект музея Сальвадора Дали поставил перед архитекторами противоположную задачу. Единственным источником освещения строго геометрического здания стала сферообразная прозрачная конструкция. Купол, олицетворяющий мыльный пузырь, пронизывает здание. В итоге каркас может выдержать удары небольших ракет или сильный ураган. Чтобы получить разрешение на такую необычную задумку, архитекторам пришлось пройти несколько кругов бюрократического ада, согласовывая конструкцию с городской администрацией.

Купол, состоящий из 1062 треугольных пластин, возвышается на 75 футов. Цифра выбрана не случайно, она стала данью уважения музею Дали в Испании, крыша которого имеет такую же высоту. Внутреннее пространство устроено так, чтобы стеклянный кокон просматривался с любой точки. Ядром композиции стала спиралевидная лестница, отсылающая к одержимости художника многогранным образом спирали ДНК. 

Музей Сумая

Музей Сумая представляет собой собрание частных коллекций, насчитывающее около 70 000 произведений. Изюминкой собрания стала самая крупная в мире частная коллекция скульптур Огюста Родена. Здание должно было отражать эклектичный характер коллекции и притягивать взгляды горожан, выделяясь на фоне городского пейзажа. Архитекторы FR-EE предложили концепцию музея, возвышающегося над коммерческим районом Plaza Carso в виде стилизованного смерча. В качестве отделочного материала было решено использовать специальные серебристые изразцы. И перед архитекторами встала задача обеспечить необходимое количество света в локации без окон. Они решили её двумя способами. Здание напоминает воздушную воронку не только внешне: внутри семь консольных разноуровневых площадок формируют спиралевидную структуру самого музея. Посетитель медленно поднимается от нижнего яруса к стеклянному куполу, олицетворяющему катарсис и развитие человеческой мысли. Сквозная структура позволяет солнечным лучам проникать сквозь всё здание музея до самого лобби, но даже это не помогло обеспечить достаточное освещение выставочного пространства. Поэтому авторы проекта использовали архитектурную подсветку и искусственное освещение. В сочетании с белыми стенами, полом и потолком они создают ощущение невесомости, где главными становятся произведения искусства. 

Можно почитать:

В пространстве белых кубов: почему все современные арт-музеи похожи один на другой

Музейные кластеры Берлина: от сепарации к синергии

Музейные планы: типология экспозиционных пространств

Световое проектирование в музее: основные ошибки
Световое проектирование в музее


Текст: Лурье Елена

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта