Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
14 июня 2016 г.

Архитектурная программа Serpentine Gallery 2016

10 июня 2016 года – старт ежегодной архитектурной программы галереи современного искусства «Серпентайн» (Serpentine). Самое время заглянуть в королевский парк – Кенсингтонские сады в Лондоне, чтобы узнать, что же новенького в этом году придумали архитекторы. 

Как обычно, кураторы Serpentine Gallery каждый год заказывают новый временный павильон именитым архитектурным фирмам, к примеру, Рему Колхасу, Жану Нувелю, а Заха Хадид вообще дважды удостаивалась такой чести. На этот раз выбор пал на BIG Бьярке Ингельса. Датчанин вошёл в историю и расширил географию своих построек: скромный павильон, возведённый за несколько недель и ставший 16-й структурой, заказанной галереей за всю историю, стал первым проектом Ингельса, реализованным на Британских островах. К слову, по задумке организаторов, павильоны должны выполнять те авторы, которые ещё ничего не построили в Великобритании. 

Павильон был открыт 7 июня 2016 года, когда состоялся показ для прессы, на котором присутствовал и сам архитектор. Публика сможет посетить выставку до 9 октября 2016 года. В «летнем домике» Ингельса расположится кафе. Кроме того, павильон станет местом проведения различных культурных мероприятий – от выступлений музыкантов до показа фильмов. 

Структура павильона, располагающая к всевозможным перфомансам и инсталляциям за счёт своей открытости, создана из тысячи пустых блоков из стеклопластика Fiberline, которые сложены друг на друга. Таким образом формируется стена, которая у входа разъединяется, или расстегивается, как ширинка. 

«Мы сделали, возможно, самый простой элемент в архитектуре – стену – и расстегнули её, чтобы сформировать зал внутри, – рассказал на открытии павильона архитектор Бьярке Ингельс (BIG). – Мы создали своего рода горный ландшафт с внешней стороны и пещеристый каньон – с внутренней». 

По словам архитектора, в проекте удалось «совместить, казалось бы, взаимно несовместимые элементы в новый гибрид». К примеру, разные формы – прямоугольник и каплю. Если смотришь сборку – видишь прямоугольный фасад. Но если изменить угол обзора, то перед тобой уже волнообразная и расстёгнутая стена со шпилем, всем обликом напоминающая каплю. От угла обзора также зависит ещё один «несовместимый момент»: стена выглядит либо прозрачной за счёт пустых «коробок», либо цельной. На стене, к слову, можно посидеть, правда, высоко забираться возбраняется. 

Но не одним Ингельсом может похвастаться галерея в 2016 году. Новшество архитектурной программы – четыре дополнительных летних домика, которые окружают основной павильон. Проекты выполнили архитекторы из разных стран: Асиф Хан (Великобритания), Йона Фридман (Париж, Франция), Барков и Лейбингер (Берлин, Германия) и Кунле Адейеми (Нигерия). 

По задумке организаторов, четыре структуры должны перекликаться с неоклассическим парковым павильоном Queen Caroline's Temple (дословно: храм королевы Каролины), расположенной здесь же, в Кенсингтонских садах, и построенной по проекту известного английского архитектора Уильяма Кента в 1734–35 годах. 

Кунле Адейеми (NLÉ), недавно получивший «Серебряного льва» на Венецианской биеннале как многообещающий молодой архитектор, решилсоздать архитектурную причуду и построилвывернутуюкопию той самой беседки. Его проект, пожалуй, самый близкий к задумке Уильяма Кента. Сборные строительные блоки выполнены из песчаника, как и павильон XVIII века. Приём искажения и упрощения исходной формы с сохранением классицистических пропорций описывается автором как «инверсия». «Вырезанная пустота, приятный интерьер и фрагментированные блоки мебели создают комфортную среду для еды, отдыха и игры вокруг беседки в течение всего летнего сезона», – заявил Кунле Адейеми. 

Асиф Хан сделал подобие вертикальной бриз-солей системы в виде решётчатой внешней стены, за которой спрятана беседка. Главный объект туристов – место, где можно укрыться от солнечных лучей, – завёрнут в волнообразную серию деревянных шестов (100 штук). В проекте преобладает белый цвет. От ступенек у входа пришлось отказаться: вся  пешеходная зона в итоге была засыпана мелким белым гравием. При этом сама беседка представляет собой конструкцию из двух полированных платформ из алюминия. Автор задумал трудноуловимую связь – линию от старой беседки к восходящему солнцу. Эта идея пришла к нему после того, как он обнаружил, что храм королевы Каролины был ориентирован на восход солнца в день рождения королевы 1 марта и на игру лучей на пруду Long Water (ещё один проект Уильяма Кента). 

Архитектурное бюро Barkow Leibinger (Фрэнк Барков, Регине Лайбингер; Германия)создало большую волнообразную «ленточку» из дерева на месте фундамента второго паркового павильона Уильяма Кента, не сохранившегося до наших дней (павильон был водружён на искусственный холм и мог вращаться вокруг своей оси, позволяя обозревать круговую панораму парка). «Наша беседка стоит свободно, и все её стороны видны насквозь, – рассказали архитекторы. – Проект задуман как серия волнообразных структурных групп, что напоминает сплошной контурный рисунок без отрыва карандаша от бумаги». 

Французский архитектор венгерского происхождения Йона Фридман ограничился скульптурной композицией из проволоки, основанной на его концепции La Villa Spatiale («Пространственный город»), которую архитектор разрабатывает с 1950-х годов. В основе лежит использование мобильной и модульной архитектуры, благодаря которой города будут расти при ограниченном использовании земли, а люди будут создавать собственные проекты домов. Из всех объектов этот меньше всего связан с беседкой Уильяма Кента. «Serpentine Summer House представляет собой «пространственную сетчатую» структуру и является фрагментом более крупной сетки, первоначально задуманной для La Villa Spatiale, – рассказал Йона Фридман. – Это модульная структура, которая может быть разобрана и собрана в различных формациях и композициях». Часть окружностей заполнена поликарбонатными листами, где можно, к примеру, повесить картины, создав тем самым мобильный музей. 

Фото павильонов: Iwan Baan 

244
Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта