Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
13 мая 2019 г.

Дорога в сад: дизайн современных парков в индустриальных районах

По мере того, как города становятся всё плотнее, дизайнеры ищут новые решения интегрирования парков. Один из методов — перепрофилирование заброшенных железных дорог и туннелей.

Promenade plantée в Париже

В 1993 году в столице Франции появился первый в мире городской парк на высоте 10 метров. Проект Promenade plantée разработали ландшафтный дизайнер Жак Верджели и архитектор Филипп Матье на эстакаде бывшей железной дороги. Зелёная артерия простирается на 8 километров, с неё открываются виды на «непарадный Париж», резиденцию королей, офисные здания.

Promenade plantée отличает разнообразие ландшафта: пешеходные дорожки, обрамлённые кустами роз, аллеи с беседками и водопадами, увитые плющом туннели.

Половина маршрута проходит через Виадук Искусств. 70 арок из красного кирпича, оставшиеся от железнодорожного виадука, отреставрированы и заключены в стеклянный корпус. Здесь разместились мастерские декоративно-прикладного искусства, галереи, мебельные салоны и рестораны.

Promenade plantée был единственным в мире парком подобного типа, пока в США не появилась High Line.

High Line в Нью-Йорке

В Америке история движения по трансформации трасс и железных дорог в парки датируется началом 1990-х годов. Не использовавшаяся десятилетиями грузовая железнодорожная линия, возвышающаяся над Манхэттеном, была одной из главных проблем реновации города. Заброшенные пути покрывались растительностью, что вдохновило Джошуа Дэвида и Роберта Хаммонда. Они создали общество для сохранения исторической дороги и перепрофилирования её в общественный парк. К строительству High Line приступили в 2006 году и уже через три года открыли первую секцию. Полное открытие парка запланировано на 2019 год.

Возведение High Line началось с демонтажа всех элементов конструкции, включая железнодорожные пути. После того, как каждый участок дороги был удалён, он был промаркирован, обследован и сохранён – рельсы и другие артефакты интегрированы в ландшафтный дизайн.

Важной сферой жизни парка стала работа с паблик артом. В рамках программы High Line Art проходят выставки известных современных художников.

Удачный опыт Нью-Йорка стал примером для других городов Америки, а затем и других стран. High Line Network объединила проекты по повторному использованию инфраструктуры. Одним из них стал парк Bentway в Канаде.

Bentway в Торонто

Весной 2019 года под скоростной автострадой открылся городской парк Бентвей. В отличие от Promenade plantée и High Line, он находится не на эстакаде, а под ней. Скоростная магистраль служит навесом и создаёт тень для посетителей парка.

Бентвей стал связующим звеном между несколькими районами города и историческими достопримечательностями, в том числе военным музеем Фортом Йорк.

Инсталляция в туннеле ущелья Киёцу

Пекинская студия MAD в 2018 году создала пять инсталляций в горном туннеле Киёцу, Япония. Он находится в живописном месте и не нуждается в дополнительном озеленении. Перед дизайнерами стояла задача оживить пространство.

Коридоры туннеля медиа-художники подсветили меняющими цвет лампами и снабдили таинственным саундом. Природные пейзажи сливаются с иммерсивными арт-проектами. Каждая смотровая площадка туннеля представляет природный элемент: воду, дерево, землю, металл и огонь.

Во всех инсталляциях студия MAD использовала зеркальные поверхности, которые отражают горы, деревья и склоны ущелья. Завершается прогулка в Light Cave — комнате воздуха. Сводчатый потолок обшит полированными листами стали, из пола сделан бассейн. Вода и металлические поверхности отражают друг друга и окружающую природу.

Парк Чхонгечхон в Сеуле

Очевидный пример пользы перепрофилирования дороги в зелёную зону – парк Чхонгечхон в Корее. 

В середине XX-го века берега реки в центре Сеула покрывались ветхим временным жильём, в реку сбрасывали отходы и нечистоты. В 1960-х годах власти снесли весь самострой, а реку перекрыли, превратив в скоростную многополосную автомагистраль.

Из-за массового использования личного транспорта в центре Сеула были проблемы с трафиком, не хватало зелёных зон и общественных пространств. К началу 2000-х годов скоростной дороге потребовался дорогостоящий ремонт, так как конструкцию стальной рамы шоссе поразила коррозия. Эти причины породили идею возродить реку и превратить её в парк Чхонгечхон.

11-ти километровый парк открылся в 2005 году. На берегах реки высадили зелёные насаждения, отреставрировали исторические мосты и каменную кладку ручья, спроектировали фонтаны.

Ликвидация магистрали при этом ускорила дорожный трафик, а температура воздуха в центре Сеула снизилась на несколько градусов.

Можно почитать:

«Проходная» городов

Современная архитектура и зелёные пространства. Как они взаимодействуют?

Концепция современных парков

Урбанистический пейзаж


Текст: Антропова Велимира

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
© 2010—2019 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта