Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 марта 2019 г.

Новая жизнь архитектурной керамики

Современные архитекторы и дизайнеры всё чаще возвращаются к традиционным материалам, предлагая новый взгляд на давно забытые формы. Одним из таких элементов стала керамическая плитка, переживающая сегодня второе рождение в качестве экстерьерного декора. Результатом этого стали экспрессивные фасады, сочетающие выразительный облик с надёжностью.

Изразцы – один из древнейших видов отделочных материалов. Они традиционны не только для древнерусского зодчества. В своё время ими облицовывали синагоги и католические соборы, мечети и иудейские храмы. Постепенно их использование заметно сократилось, если не считать короткого периода раннего модерна в начале прошлого столетия. Массовое использование стекла и бетона, предпосылки конструктивистского движения — всё это надолго отвлекло архитекторов от выразительной и «ламповой» керамики.

Когда простая геометрия себя изжила, дизайнеры вернулись к старым формам в поисках новых решений. Так керамическая облицовка и получила осовремененный облик.

Studio Bell

Олицетворением прочности и элегантности изразцовой отделки по праву считается Национальный музыкальный центр Studio Bell в Канаде. На сегодняшний день он признан самым амбициозным и инновационным проектом Allied Works Architecture's. Комплекс из двух башен, объединённых воздушным переходом, занимает более четырнадцати тысяч квадратных метров. Наружные и внутренние стены облицованы глазурованной терракотовой плиткой, которая придаёт изгибающимся поверхностям интересный облик.

Благодаря окнам необычной формы, естественное освещение проникает в помещение неравномерно, и на стенах появляются абстрактные переливы.  Разное расположение изразцов создаёт иллюзию волн и непрерывного движения, что стало аллюзией на постоянное культурное развитие региона. Задумка раскрывается во время перемещения зрителя, что соответствует символизму и эстетике модерна.

Asian Arts Centre

Подобный приём использовали архитекторы из бостонской фирмы Machado Silvetti для одного из корпусов музея Азиатского искусства в Сарасоте. Но здесь авторы были ограничены строгой прямоугольной формой здания, которая не позволяла создать игру света за счёт одних только глянцевых поверхностей. Проблему решила волнообразная форма самих терракотовых плиток, изготовление которых заняло у местных ремесленников около месяца.

Более трёх тысяч массивных изумрудных блоков формируют композиционное целое с окружающим парком. Рядом расположен особняк Cà d'Zan в венецианском стиле, облицовка которого также гармонирует с оформлением музейного комплекса. А массивные объёмы нового здания обеспечивают визуальную привлекательность и монументальный облик главного входа.

KWG Cube

Визуальные особенности керамической облицовки не ограничиваются только комбинацией глянцевых и матовых деталей. Материал позволяет экспериментировать с современными красками и технологиями, что доказали нидерландские архитекторы MVRDV. В своём проекте для торгового центра KWG M Cube в Пекине они использовали уникальную плитку с рассеивающими свет частицами.

Вместо светящихся светодиодных панелей здание покрыли глазурованными перламутровыми изразцами. Чтобы достичь опалесцирующего эффекта, каждый элемент покрыли специальным составом в три слоя, обжигая их при разной температуре. По задумке дизайнеров такая технология позволила создать неравномерную отражающую способность. В зависимости от погодных условий или положения зрителя фасады получают разную расцветку. Подобный эффект позволяют достичь и другие материалы, например, зеркальные или металлические поверхности. Но они дают равномерную окраску и дороже в производстве.

Camper Barcelona

Ещё одним плюсом изразцов является их мобильность. Элементы могут быть выполнены в любых формах и при необходимости занимать всё пространство. Чёткий ритм витрин магазина Camper в Барселоне как раз стал примером такого использования терракотовой плитки. Дизайнеры из бюро Кэнго Кума спроектировали вогнутые блоки, напоминающие раковины морских гребешков. Конструкция позволила скрыть элементы промышленных светильников и создать выразительные необычные полки. Благодаря зеркальным стенам помещение получило динамичное настроение и законченный облик.

Можно почитать:

Эволюция фасадов: от 90-х годов XX века до наших дней

Искажённые фасады

Керамические фасады: дом из глины и огня


Текст: Лурье Елена

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта