Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 мая 2016 г.

Световое проектирование в музее

В музее свет выступает таким же важным элементом, как и архитектурно-пространственное решение. С его помощью по-разному можно показать одну и ту же картину. Рамочное освещение позволяет обособить произведение, сделать так, чтобы работала только одна картина. Это драматическое, усиленное воздействие. Другой способ – создание более спокойного восприятия, когда картины подсвечиваются вместе со стеной, на которой они висят, а отдельные акценты расставляются направленными светильниками. В любом случае свет – это инструмент, участвующий в подаче предмета.

Чтобы организовать правильное освещение в музее, необходимо учесть большое количество иногда очень противоречивых факторов – экспонаты должны быть одновременно хорошо освещены и защищены от света. Соотношение рассеянного и прямого света определяет ощущение от пространства в целом, придаёт больший объём трёхмерным объектам. Например, для скульптуры важен задний фон: когда задник подсвечен, на контражуре она начинает работать; а также боковое освещение, чтобы одновременно не было бликов, и подходящий зритель не отбрасывал тень на предмет.

Совершенно другого освещения требует живопись. Работы импрессионистов могут экспонироваться без естественного света, в полной темноте, с использованием только рамочных светильников. Классические же или барочные произведения таким способом освещать невозможно, поскольку их развешивают шпалерно, и необходимо восприятие всего пространства.

Видимость

Видимость предполагает уровень освещения, обеспечивающий контраст без теней, хорошую цветопередачу и отсутствие бликов. Требования к освещению сильно различаются в зависимости от типа экспозиции. Объёмная структура поверхности и плоскостная живопись нуждаются в световых условиях, отличных от тех, которые требуются для пространственных объектов, таких как скульптура, для которой видимость необходима со всех сторон.

Световые объекты или видеоинсталляции должны быть защищены от света, а если речь идёт о больших объектах, таких как памятники или законсервированные археологические раскопки, то для их показа необходимо максимально возможное естественное освещение. 

Сохранение экспонатов

Сохранение музейных предметов, особенно живописи, часто противоречит световому дизайну. Его задача состоит в обеспечении хорошей видимости, она увеличивается с усилением интенсивности освещения, которое, в свою очередь, из-за излучения разрушает объекты. Появляются признаки старения, такие как выцветание красок, обесцвечивание и разрушение материала. Поскольку интенсивность излучения возрастает с уменьшением длины волн, ультрафиолетовый или голубой спектр более разрушителен, чем красный или инфракрасный.

Музейное освещение сейчас находится в процессе перестройки. Происходит переход от галогенного света на светодиодный. Подсветка с помощью LED-освещения имеет ряд преимуществ. Прежде всего, оно повышает сохранность экспонатов, поскольку у светодиодов нет ультрафиолета, который был у галогеновых ламп. Кроме того, повышается цветопередача, поскольку появляются различные возможности для цветового баланса. Ещё одно преимущество – такое освещение потребляет намного меньше энергии, цикл жизни и работоспособности светодиодов намного выше, что оберегает музеи от излишнего расхода энергии.

Освещение помещений

Общее освещение залов обязательно для ориентации персонала и посетителей. Если защита чувствительных к свету предметов предполагает ограничение интенсивности яркости света, общее освещение должно быть скорректировано соответствующим образом. По этой причине, при архитектурном и световом проектировании здания музея необходимо осуществлять зонирование с устройством светлых и тёмных пространств.

Стоит учитывать, что для освещения произведения искусства идеально то освещение, при котором оно создавалось. В этом случае зритель получает такое же впечатление от работы, которое получал и хотел передать художник. Однако условия дневного освещения, при котором работало большинство старых мастеров, невозможно полностью воспроизвести в музее, во многих случаях оно способно сильно повредить картину.

Направление света и формирование тени

Направление света определяет то, каким образом предмет появится перед зрителем. При использовании прямого света необходимо помнить, что посетители могут отбрасывать тени на экспонаты. Поэтому для освещения пространственных объектов идеальным будет сочетание прямого и рассеянного света.

Собственная тень объектов придаёт им пластичность, и её качество – показатель качества музейного освещения.  Если при световом проектировании были допущены ошибки – могут появиться глубокие тени, например, когда лучи солнца падают прямо на экспонат. Оконные рамы могут стать причиной узора в полоску, полностью покрывающего экспонаты. Также плохо размещённый свёт может погружать углы зала в тень или стать причиной появления тени по краям глубоких картинных рам.

323
Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта