Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 июня 2016 г.

Световое проектирование в музее: основные ошибки

Система музейного освещения преследует несколько целей:

  1. Обеспечение максимально качественного показа, который подразумевает правильную передачу цвета, формы, текстуры представляемых произведений искусства.
  2. Создание условий одновременно комфортных для посетителя и безопасных для экспонатов.
  3. Фокусировка внимания зрителя на определённых зонах экспозиции с помощью правильно расставленных акцентов. 

Некоторые специалисты считают, что хорошее освещение обеспечивает 30% успеха экспозиции. При этом институции, работающие с современным искусством, имеют существенное преимущество. Если выставляемый художник ещё жив, он может сам выстроить схему освещения, а в случаях, если в музее нет необходимого оборудования, может привезти свой свет. Музеи, работающие с классическим или традиционным искусством, как и естественнонаучные, самостоятельно выстраивают световые схемы и часто допускают ошибки. Самые распространённые из них:

  1. Установка источников света, имеющих низкий индекс цветопередачи.
  2. Установка оборудования, дающего слишком яркий свет.
  3. Неправильное распределение акцентного света, дающего резкие тени или блики на экспонатах. 

Блики, не дающие рассмотреть картину или предмет в витрине, – одна из самых частых причин недовольства посетителей. Даже самые крупные музеи, такие как Государственный Эрмитаж, сталкиваются с этой проблемой. Двусветные окна и, как следствие, большое количество дневного света создают не самые удачные условия для экспонирования живописи.

Живопись в экспозиции Государственного Эрмитажа 

Скорректировать их очень сложно, поскольку объектом показа в музее являются не только произведения искусства, но и дворцовые интерьеры. Поэтому стандартные приёмы – затемнение, перекрытие оконных проёмов, использование точечного освещения – применить невозможно. Как невозможна и установка светорассеивающих потолков, нейтрализующих тени, и шинопроводов с прожекторами.

Но есть случаи, когда может быть выбрана любая схема освещения, а интерьеры позволяют устанавливать любое оборудование, но при этом ошибки всё же допускаются. Например, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) в Петербурге использует устаревшую систему, когда крупный источник света помещается непосредственно над экспонатом. Все недостатки такого подхода становятся очевидны при взгляде на предметы сложной формы или манекены в костюмах. Часть предметов, особенно мелкие детали, оказываются в тени, в витрине отчётливо видны блики. Другие оказываются чрезмерно контрастными или, наоборот, засвеченными.

Экспозиция Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) 

Гораздо более удачный пример освещения типологически схожих предметов представлен в Музее на набережной Бранли в Париже. Выставочные залы здесь затемнены, а предметы в витринах освещаются точечно. Что, во-первых, создаёт контраст, делающий предмет более ярким, а, во-вторых, позволяет равномерно осветить даже сложные по структуре и форме экспонаты, избегая глубоких теней.

Экспозиция Музея на набережной Бранли 

Один из удачных примеров работы с освещением живописных произведений – выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», недавно проходившая в московском ГМИИ им. А.С. Пушкина. Используемая техника и сценарий освещения – постановка акцентного света для выделения отдельных деталей и областей изображения и создание световой драматургии – позволили исключить блики, а цветовая температура ламп придала портретам тёплый оттенок, характерный для кожи человека. В результате под любым углом обзора посетителю видна красота и тонкость мазка выдающего мастера Северного Возрождения.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». ГМИИ 

Читайте также: 

Эволюция музейного пространства: от кабинета до квартала

Эволюция музейного пространства: от храма к форуму

Световое проектирование в музее

318
Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта