Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 ноября 2018 г.

Фумихико Маки: дверь в другое пространство

Фумихико Маки – японский архитектор, теоретик архитектуры, обладатель Притцкеровской премии и основатель собственной компании Makiand Associates в Токио. Проекты Маки поражают масштабностью и утончённостью, завораживают иллюзорностью и элегантностью. Каждая работа архитектора наделена застывшей подвижностью: восприятие меняется в зависимости от угла обзора, освещения, времени года и времени суток. Можно сказать, что работы архитектора живут и обладают особой энергетикой, которую не передать даже через самый лучший снимок. 

Фумихико Маки окончил Токийский университет, после чего долгое время учился и преподавал в Америке. Работая преподавателем в университете Вашингтона в Сант-Луисе, Маки реализовал свой первый проект – новый корпус института Стейнберг-холл. Уже в этой работе архитектора видна направленность на нечто более глобальное, представленное в виде симбиоза японской духовности и европейской плоти. Здание выполнено в стиле позднего модернизма. Но также оно обладает теми характерными особенностями, которые будут присутствовать в каждом последующем проекте Маки. А именно: сочетание прямоугольных и технократических форм, игры света и теней, преобладание лёгкости, несмотря на тяжеловесную конструкцию. 

На творчество архитектора во многом повлиял метаболизм – популярное архитектурное направление в Японии в 60-х годах. Метаболизм стал альтернативой доминирующему в то время функционализму. Главной идеей течения стал онтогенез – развитие архитектурных форм как индивидуального живого организма. И, несмотря на то, что Маки примкнул к метаболистам, его ранние работы также содержат черты функционализма. С одной стороны, Фумикихо Маки использовал чистые геометрические формы и монолитные конструкции, с другой – наполнял их воздухом, делая акцент на пространстве.  

«Я не пытаюсь использовать сложные формы или текстуры в проектах. Это своего рода дисциплина, к которой я себя приучил. Существует загадочный метод для всего процесса проектирования, а также сознательные и бессознательные решения. Я не пытаюсь намеренно создать необычное пространство, наделив его тем, чего бы вы не видели. Вместо этого я с уважением отношусь к потребностям людей, к тому, что может им понравится или не понравится», – рассказывает архитектор.

В отличие от метаболистов, Маки интересовала групповая форма, в основе которой лежит идея развития и последовательного роста. Групповая форма не имеет определённого завершения, она динамична, способна наращиваться и меняться, входя во взаимодействие с окружающей средой. Так, в 1969 году Маки начинает реализацию своего самого крупного проекта – Hillside Terrace, на развитие которого потребуется 25 лет. 

Hillside Terrace представляет собой миниатюрный город. Внешне он выглядит компактным, но внутри похож на лабиринт из аллей, террас и уютных двориков. При последовательном развитии Hillside Terrace Маки использовал различные методы, но в основе каждого лежит один принцип работы с пространством – движение вглубь. Несмотря на новаторский подход, в основе проектов Маки заложен традиционный принцип движения архитектурных форм. Пространство западной архитектуры стремится изнутри, тогда как японский взгляд – взгляд вовнутрь, вглубь. Hillside Terrace – яркое тому подтверждение. Конструкция из бетонных блоков не лишает силуэт лёгкости, которая приобретается именно за счёт пространства, стремящегося вовнутрь. Чистые линии Hillside Terrace где-то дополняются прозрачными слоями, где-то колоннами и панорамными окнами, создавая парадоксальный эффект устойчивой невесомости. 

Также при строительстве Маки отталкивался от топографических, географических особенностей и внешнего облика Токио. Можно сказать, что Hillside Terrace – это уникальное явление, поскольку оно выражает сложные механизмы взаимосвязи между природой, пространством и человеком. Именно за этот проект в 1993 году Фумикихо Маки получил Притцкеровскую премию. 

Ещё одним из принципов традиционной японской архитектуры является сочетание противоположного – так создаётся нечто целостное. Иллюстрацией этого может послужить медиа-лаборатория Массачусетского института технологии. Как созвучие оркестровых инструментов создаёт музыкальную симфонию, так и сочетание чистых линий, стекла и бетонной конструкции создаёт симфонию архитектурную. Несмотря на масштаб здания, оно кажется выполненным не из стекла и бетона, а из газовой переливающейся ткани. Во многом этот эффект достигается благодаря прозрачности фасада и асимметричности блоков. А колонны и полукруглая форма крыши завершают композицию мягким аккордом. 

Одна из последних работ Маки – небоскрёб, выросший на Манхэттене в 2013 году. Высотка является частью комплекса Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Выдерживая канонический образ манхэттенских небоскрёбов, движение конструкции стремится вверх, но при этом обладает скрытым объёмом. Состоя из двух блоков, здание словно раздваивается, напоминая открытую дверь в другое пространство. Кроме того, это единственный небоскрёб ансамбля, обладающий не стеклянным, а зеркальным фасадом. Невесомость и воздушность высотки в буквальном смысле достигается благодаря природным факторам – отблеску солнца, неба и облаков. Композицию завершают нижние колонны башни, которые словно приподнимают её над землёй, позволяя парить. 

Всё творчество Маки неоднозначно. С одной стороны его работы кажутся лаконичными и функциональными, с другой стороны – загадочными и непостижимыми. Но одно можно сказать наверняка – они наполнены светом и теплом, которых порой так не хватает мегаполисам. 

Музей Ага-Хан в Торонто

Помимо Притцкеровской премии, Фумихико Маки был награждён Императорской премией, премией Вольфа, золотой медалью Американского института архитекторов (AIA Gold Medal) и золотой медалью Национального объединения архитекторов (UIA Gold Medal). 


Текст: Куликова Диана

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта