Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 января 2018 г.

В пространстве белых кубов: почему все современные арт-музеи похожи один на другой

Тёмный пол. Белые стены. Ни одного окна. С люминесцентных ламп на потолке льётся холодный белый свет. Тихо. Снаружи не проникает практически никаких звуков. На фоне белых стен отчётливо выделяются картины, скульптуры, инсталляции. Все предметы находятся так далеко друг друга, что почти всегда в поле зрения попадает только один из них. Экспонаты как будто разделены безвоздушным или безвременным пространством. И это не описание какого-то конкретного выставочного зала или галереи. Так сегодня выглядит практически любой музей современного искусства, где бы он ни находился – в Нью-Йорке, Копенгагене, Хельсинки, Гамбурге, Осло или Сиднее. С лёгкой руки ирландского художественного критика Брайана О’Догерти такой тип организации музейного пространства начали называть «Белым кубом». Почему именно он получил повсеместное распространение? И что ждёт художественные музеи в будущем?

Типичные интерьеры музея в стиле «Белого куба». Художественный музей Гамбурга (Kunsthalle Hamburg)

Ещё 150–200 лет назад художественные музеи выглядели совсем по-другому. Они были похожи на «сундуки с сокровищами», под завязку набитые живописными полотнами, скульптурами, фарфоровыми вазами и драгоценными ювелирными изделиями. Экспонаты стояли буквально «впритирку» и не были «рассортированы» ни по авторству, ни времени создания.

Hubert Robert . The Grande Galerie of the Louvre. 1796. Так выглядел Лувр (кстати, считающийся первым в мире музеем) в 1976 году

В XIX веке эту «ошибку» исправили. Картины и скульптуры сдали разделять по эпохе, стилю и авторству и размещать не во дворцах, а в специально построенных зданиях (которые, правда, своим нарядным декором и классическим стилем всё равно напоминали дворцы или храмы). Классицизм сменялся романтизмом, романтизм – реализмом, реализм – импрессионизмом, но всё это не оказывало большого влияния на облик художественного музея.

Ситуация резко изменилась, когда на сцену на рубеже XIX–XX вв. вышло модернистское искусство. Яркие, авангардные, сюрреалистические работы не слишком органично смотрелись в пышных интерьерах классических музеев. Новое искусство требовало новой, специально спроектированной и построенной для него «оправы». А поскольку «революции» и перемены искусства в первой половине XX века происходили чуть ли не ежегодно, лучшим вариантом для арт-музея будущего был выбран белый фон – нейтральное пространство, где практически любое произведение искусство будет выглядеть органично.

Марк Ротко. Оранжевый, розовый, вишнёвый. 1947 год. Типичное произведение модернистского искусства

Одной из первых таких галерей стал музей современного искусства в Нью-Йорке, построенный в 1939 году (The Museum of Modern Art, MoMA).

Хотя подобную организацию выставочного пространства тогда ещё никто не называл «Белым кубом», изнутри MoMA выглядел точь-в-точь как любой современный арт-музей.

The Museum of Modern Art, MoMA, 1939 год

После этого Музеи современного искусства, похожие друг на друга, как близнецы-братья, стали строиться практически по всему миру.

Объединяла их не только схожесть внутренних интерьеров: аскетичные белые стены, тёмный пол и функциональные минималистичные лампы с «дневным светом».

Центр Помпиду. Париж

Музей Аркен. Копенгаген

Почти все такие художественные музеи имели одинаковый утилитарный вход, напоминавший двери в торговый центр или метро.

Вход в музей Museum of Modern Art (MoMA) в Нью-Йорке

Вход в музей современного искусства CAM. Флорида

Внешне большинство новых арт-музеев представляли собой различные архитектурные вариации на одну и ту же «кубическую» тему.

Белый куб Художественного музея Гамбурга

Галерея «Тейт Модерн» в Лондоне

Всё это в 1976 году дало повод художнику и арт-критику Брайану О’Догерти в своём эссе «Внутри белого куба. Заметки о галерейном пространстве» сформулировать основные принципы организации современных художественных музеев. В нём он отметил, что главная задача «Белых кубов» – полностью отгородить произведения искусства от внешнего мира, оставить посетителя наедине со скульптурами и картинами. Именно поэтому в «Белых кубах» нет окон, а пол стараются делать таким гладким, чтобы по нему можно было скользить практически бесшумно. О’Догерти писал: «Образ белого, идеального пространства даже в большей степени, чем какое-либо отдельное произведение, может служить архетипическим образом искусства XX века».

Кроме того, такая организация галерейного пространства существенно облегчила работу музейных сотрудников и кураторов выставок. Гораздо легче было размещать экспонаты в «стерильном» белом пространстве с ровным светом, чем в классических интерьерах с различным декором и цветом стен.

Однако в последнее время «кубические» арт-музеи вызывают всё больше критики. «Стерильные» залы без окон привлекают не слишком много посетителей, а белые стены и лаконичность интерьеров вызывают неприятные ассоциации с тюрьмами, больницами или офисами. Также далеко не все произведения искусства хорошо смотрятся вне контекста, в «нулевом пространстве» белых кубов.

Что может стать альтернативой «Белому кубу»? Например, музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге в некоторых залах отказался от белых стен, что заставило экспонаты выглядеть более выигрышно.

Музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге

Всё большую популярность набирают так называемые «трансисторические» экспозиции, где вместе выставляются произведения искусства разных эпох.

Пример «трансисторической» выставки в художественном музее Ливерпуля

И это позволяет надеяться, что художественные музеи будущего не останутся «белыми» и «кубическими», а станут яркими, необычными и цветными.


Текст: Ямковая Любовь

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта