Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
17 мая 2016 г.

Трудности перевода

В последнее десятилетие в лексиконе мировой архитектуры появилось трудное для русского языка слово sustainability. Кто-то обозначает этот термин в русском варианте как «устойчивое развитие», кто-то предлагает буквально калькированное слово «сустейность», кто-то и вовсе предпочитает использовать английский вариант. Что же входит в это сложное понятие? 

Sustainability – это не просто использование солнечных батарей и ветряков и снижение выбросов углекислого газа в окружающую среду, это куда более многоступенчатый процесс. Sustainability – это способ мышления, при котором логика и рациональность всех действий приводит к способности архитектурных сооружений и целых городов изменяться и быть пригодными для разных сценариев использования.

Максимально разумное и бережное использование ресурсов – главное условие сустейности. Однако этот принцип не ограничивается использованием экологичных материалов: ориентация здания по ветряным потокам, защита от перегрева и качественная теплоизоляция существенно экономят затраты на отопление, охлаждение и вентиляцию здания, и в конечном итоге экономят электроэнергию. Любой проект предполагает учёт климатических параметров, и его устойчивость напрямую связана с тем, как именно они учтены: здорово, если архитектура в состоянии оперировать не усредненными или устаревшими параметрами (какими грешат наши СНиПы), а пытается предугадать развитие и изменение климата, которое будет влиять на конкретный проект. На этих принципах построен, например, первый в России активный дом – эксперимент датской компании Velux. 

Один из самых болезненных вопросов современности – потребление воды. За последние десять лет потребление воды во всём мире увеличилось на 15-20%, и хотя сегодня эта проблема мало осязаема для России, ещё за десять лет она может приобрести серьезные масштабы (уже сегодня большинство из нас не может пить воду из-под крана). Переведя эту проблему на язык проектирования, можно получить по-настоящему интересную задачу, связанную со сбором и накоплением дождевой воды или с необходимостью использования растений, которые мало нуждаются в жидкости.

Использование экологичных материалов, которое сегодня так бурно приветствуется, – это остроумный приём, который не может быть типовым, потому что эти материалы в каждом конкретном проекте свои. Соломенная кровля – это прекрасно, но только если солома скошена на соседнем лугу, в противном случае вся её экологичность сходит на нет: если её откуда-то везли, то для этого были потрачены деньги и топливо (невозобновляемый ресурс) и увеличились выбросы углерода в атмосферу – что, несмотря на избитость, в самом деле важно, потому что влияет на общемировой климат. Важен весь жизненный цикл материала: как он изготавливается, откуда приходит на стройплощадку, куда девается потом. В 2012 году, в рамках проекта «Архферма» в Тульской области, был построен павильон «Храм в Антах» – реплика на один из самых простых древних храмов, которая была дана молодым питерским бюро «Лесосплав». Сооружение состоит из деревянного каркаса, покрытого соломенными блоками, которые были изготовлены в соседнем колхозе. 

Никто не знает, как утилизировать бетон – и его сложно отнести к материалам экологичным, однако использование железобетонных перекрытий от разрушенного поблизости здания в новом проекте – здравый архитектурный шаг, позволяющий экономить ресурсы. Особенно впечатляют истории, когда работа с природными и доступными материалами  становится не только данью моде, но и средством архитектурного высказывания: так, например, произошло в испанском проекте «Трюфель». Жилое пространство, устроенное внутри огромного камня, появилось весьма замысловатым способом: команда испанских архитекторов
Ensamble Estudio решила создать жилой дом, имитирующий огромный камень. Процесс возведения подражал процессу минеральной формации: была выкопана яма, а вынутая оттуда земля насыпана по краям. В яме из тюков сена собрали сложную композицию и затопили её. Затем в яму залили бетон: земля исполнила роль опалубки, а сено, спрессованное от затопления, оказалось крепкой сердцевиной, вокруг которой поместился бетон. Спустя некоторое время землю расчистили, на получившемся камне сделали несколько срезов, а 50 кубометров сена удалили изнутри весьма остроумно: с помощью коровы Паулины, которая съела его за год и изрядно поправилась. На месте сена организовалось внутреннее пространство небольшого дома.   

Размеры жилых площадей – это тоже вопрос, напрямую связанный с устойчивым развитием: избыток пространства ведёт к избыточной эксплуатации ресурсов. Важна и программа материализации здания: архитектор несёт ответственность не только перед людьми, которые используют его здание, но и перед теми, кто его строит, и не может подвергать опасности строителей, поэтому, принимая то или иное решение, он должен помнить о безопасных методах возведения.

Устойчивость связана с влиянием на окружающую среду не только в смысле экологическом, но и в смысле культурном, социальном, экономическом. Например, знаменитые библиотеки Джанкарло Маццанти, построенные в колумбийском Медельине, отвечают критериям устойчивости прежде всего с точки зрения социальной: в городе с криминальной обстановкой появляется несколько качественно новых культурных очагов, которые становятся центрами образования и источниками рабочих мест. Разумеется, несколько библиотек не могут бороться с проблемой наркоторговли, но такая архитектура может быть одним из способов что-то изменить в жизни конкретных людей и целого городского сообщества. 

Невозможно решить в проекте все проблемы сразу – кроме того, в этом просто нет необходимости. Если рассматривать архитектуру как искусство пространственно-визуальное, становится очевидным, что её основная задача – это создание цельного образа, в котором концептуальные решения приобретают формальное выражение. Эта задача не должна теряться в погоне за высокими идеалами sustainability. Мастерство архитектуры – не только архитектуры современной, но и архитектуры вообще, состоит в поиске максимально разумных решений для устройства повседневной жизни, и в выражении этих решений в виде формы, обладающей не только эргономическими, но и эстетическими достоинствами. Если сложить вместе всё, что было описано выше, голова идёт кругом. Но, остановив это головокружение, можно заметить, что о половине этих вещей архитектор думает автоматически, а другая половина может стать большим испытанием  и опорой для принятия архитектурных решений. 

Читайте также:

Строительство в гармонии с природой

Создание устойчивых городов

Устойчивость: настоящее и будущее (архитектура и города) 


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта