Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 августа 2016 г.

Ханс Холляйн: размышления о себе

Ханс Холляйн: размышления о себе 

Австрийский архитектор, дизайнер, теоретик и автор манифестов Ханс Холляйн (1934–2014) создал несколько ключевых постмодернистских зданий, вошедших в историю мировой архитектуры: свечной магазин Retti и Haas House в Вене, музеи в Мёнхенгладбахе, Франкфурте-на-Майне и Пюи-де-Дом («Вулкания»), здание австрийского посольства в Берлине, музей стекла и керамики в Тегеране и др. «Архитектурный Фаберже», как нередко называли Холляйна, также успешно работал в сфере дизайна, создавая мебель, ювелирные изделия, стекло, лампы и даже дверные ручки. По словам Ричарда Мейера, «новаторские идеи Холляйна… оказали большое влияние на мышление дизайнеров и архитекторов». А что думал сам Холляйн о себе, своём творчестве, архитектурных наградах и сегодняшнем времени? 

ДЕТСТВО 

Я вырос в семье шахтёров и плавильщиков – в общем, тех людей, которые тратят большую часть жизни под землёй. 

В 1945-ом, когда пришли русские, я был маленьким, но я их тоже помню. Сейчас-то хорошо прогуливаться мимо памятника советским солдатам, а тогда представьте себе жизнь мальчика в городе, на много лет поделённом между Россией, Британией, Францией и Америкой. В итоге я выбрал Америку. 

УЧЁБА 

Я начал работать в сфере архитектуры очень рано. Когда я оказался в Чикаго, то был очень заинтересован небоскрёбами, у меня появились новые идеи о них… Я начал собственную практику в 1964 году – за год до осуществления первого заказа. 

Штаб-квартира банка Interbank в Лиме, Перу, 19952001 

Мои учебные годы прошли в Академии изящных искусств в Вене, в Иллинойском технологическом институте и в Университете Беркли. В Беркли я получил диплом магистра. Это был период устремления вперёд, при этом там был очень сильный акцент на традиционную архитектуру и ценности. 

В годы моей учёбы в Венской академии существовала небольшая группа, интересовавшаяся обменом идеями и подходами между Западом и Востоком. Я вдохновился этим и отправился в Швецию, в то время очень прогрессивную страну, которая не пострадала во время Второй мировой войны, тогда как Вена была опустошённым городом. Тогда у нас не было столь лёгкого доступа к информации, как сегодня. Были книги и журналы, и я старался не продолжать традиционную учебную программу. Нетрадиционный подход наблюдался в строительстве городов и в архитектурных вмешательствах. Мы исследовали Лондон, Токио, не Нью-Йорк, а Чикаго, и, конечно, мы смотрели на Вену. 

Ювелирный магазин Schullin в Вене, Австрия, 1972–1974 

Я не могу научить студента, как стать значимым архитектором. Это глупость. Но многие студенты приходят ко мне, потому что думают, что у меня для них есть специальный секрет. Но здесь нет никакого секрета – ни в работе, ни в идеях. 

Я люблю преподавать. Я предпочитаю заниматься с небольшими группами в Венской академии. Я не читаю лекций. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому, чтобы помочь ему раскрыть собственные идеи и определить его или её отправную точку. 

Architekturpille, Вена, Австрия, 1967 

МИС 

Когда я был в Чикаго, Мис ван дер Роэ очень сильно вдохновлял меня. Он тогда жил там – отчасти поэтому я поехал туда. Удивительно, в то время в Европе была лишь одна книга о его постройках. 

Я не хотел архитектуры в строгих рамках. Я хотел работать не только с вечным, но и с временным, эфемерным. В полемике с мисовским модернизмом я на вопрос: «Что есть архитектура?» – стал отвечать: «Всё!»

 

Триеннале в Милане, Италия, 1968

Коллекция солнечных очков, США, 1973 

Ювелирные изделия, Виченца, Италия, 1986 

ПРИНЦИПЫ 

Всё есть архитектура. (Название манифеста «Alles ist Architektur», написанного Холляйном в 1968 году) 

Для меня архитектура – прежде всего манифест. 

Я категорически против нейтральной архитектуры. 

Архитектура, с одной стороны, является ритуальным предметом, а с другой – средством сохранения температуры тела. 

Музей вулканизма в Европе – комплекс Вулкания, 1994–2002 

Я никогда не хотел быть архитектором, который может раскидывать свои здания в любой точке планеты. Я всегда хотел понимать их расположение, взаимоотношения с ландшафтом, историей и культурой конкретной нации, местом, где строится объект. 

Офисная башня, Шэньчжэнь, Китай,  20082016 

Историю следует понимать. Необходимо изучать и усваивать историю, после чего создавать что-то своё. Оригинальность очень важна для меня. 

Я всегда старался смотреть на архитектуру через художественный объектив. Искусство является связующим звеном между нынешней и будущей эпохами. Современное искусство очень сильно повлияло на постмодернистскую архитектуру. 

Haas House в Вене, Австрия, 1985–1990 

Если ли у меня любимые здания? Это то же самое, что спросить у отца или матери, кто им больше нравится из их детей… Безусловно, есть несколько ключевых зданий и нереализованных проектов. Но я не жалею об этом. Для меня свечной магазин в Вене очень дорог. Также я разработал проект музея Гуггенхайма, но он так, к сожалению, и не был построен. 

Свечной магазин Мариуса Ретти в Вене, Австрия, эскиз

Свечной магазин Мариуса Ретти в Вене, Австрия,1964–1965

Музей Гуггенхайма, Зальцбург, 1990. Проект не реализован 

У меня много разных должностей не потому, что я ищу себе хлопот. Но архитектура – это не в мастерской сидеть, архитектура – это жизнь, и только попробуйте в ней не участвовать. 

США И ЕВРОПА 

Разница между США и Европой заключается в том, что американский клиент приходит к тебе и говорит, что хочет от тебя такое-то здание. В Европе многие важные постройки, даже если они финансируются из частных источников, проходят через публичный конкурс. Поэтому в Европе у меня есть трудности с получением прямых заказов. В США же куда больше возможностей: клиент и архитектор могут встретиться и обсудить планы. В формате конкурсов в Европе такая встреча заранее исключена. 

Посольство Австрии в Берлине, Германия, 1996–2000 

ПРИТЦКЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ (1985) 

Притцкер для меня важен, но ранее я выигрывал куда более важные призы. Мой самый первый дом, свечной магазин «Ретти» в Вене, получил награду через три месяца после открытия. Это были 25 тысяч долларов – сумма, превышающая стоимость здания. Я не получил большой гонорар за проект, поэтому награда мне очень помогла. Вообще люди были очарованы тем, что можно получить приз, который является более ценным, чем само здание. 

Притцкеровская премия – самая важная награда в области архитектуры. Я был седьмым лауреатом этой премии, которая не была в то время ещё столь значимой в мире архитектуры. На самом деле я, возможно, был последним лауреатом Притцкера, который получил скульптуру Генри Мура. 

Притцкеровскую премию не дают за какое-то одно конкретное здание, но я получил эту награду как раз после окончания Музея Абтайберга (Abteiberg Museum) в Мёнхенгладбахе. Я опробовал новый подход к архитектуре в этом здании и получил Притцкера… Я стремился создать диалог между архитектурой, пространством и произведениями искусства. Цель состояла не в том, чтобы сильно заинтриговать, а противопоставить их друг другу. Таким образом, сделался явным и ощутимым весь потенциал объектов и пространства. Пространство должно проявлять комплексный нейтралитет. 

Музей Абтайберг, Мёнхенгладбах, 1972–1982

Музей стекла и керамики в Иране 

ВРЕМЯ 

Раньше были другие объёмы информации и варианты доступа к источникам информации. 30 лет назад надо было случайно встретить, к примеру, Филипа Джонсона в редакции журнала и завязать с ним разговор, найти взаимодействие. Такие перемены сильно изменили положение вещей. Кроме того, время стало бежать быстрее, хотя не знаю, имеет ли это какой-либо смысл или нет. Правда, иногда время замедляется, что зависит от культурной и финансовой ситуации в стране. Также оно меняется в вашей жизни, когда вы покидаете свой родной город. 

Я очень рано вырвался за пределы родного города и отправился в скандинавские страны и в США в течение двух лет. Моя первая профессура была в США и в Венской академии. В то время связь на столь длинных расстояниях была очень дорогой. 

Мечты? Я хочу превратить средневековый замок в комплекс, который можно использовать для таких странных целей, как музей, аудитория или концертный зал. 

Культурный центр Saudi Aramco в Саудовской Аравии, 2007


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта