Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
18 августа 2016 г.

Архитектурные смыслы Филипа Джонсона

Один из главных долгожителей архитектуры, первый лауреат Притцкеровской премии, релятивист, нигилист и немного философ от архитектуры Филип Джонсон – о «самой дурацкой профессии», своём пути в архитектуру «за три часа» и многом-многом другом.

НАЧАЛО

Довольно странно вспоминать о моём Saul/Paul перерождении (Савл – апостол Павел, из Библии. – Прим. ред.) в сторону современной архитектуры почти полвека назад. До этого я был студентом философии и классиком, интересующимся – но только интересующимся! – архитектурой… Переломный момент настал в 1929 году, когда я прочитал статью Генри-Рассела Хичкока, посвящённую творчеству нидерландского новатора Якобуса Йоханнеса Питера Ауда. С тех пор только современная архитектура стала привлекать меня… По сути, решение стать архитектором пришло ко мне за три часа. (1979)

Рабочий посёлок Вайсенхоф, Штутгарт, Германия, Я. Ауд 

Я, несмотря на иные выступления, являюсь функционалистом; однако я ещё и эклектичен, несмотря на некоторое противоречие. «Эклектика» для меня – это возможность быть свободным скитальцем в истории, что придаёт мне новое понимание «стиля, который соответствует данной работе»… (1979)

Ресторан «Четыре сезона», Нью-Йорк, США, Ф. Джонсон 

Модернизм, когда я вдохновился им,являлсяпо большей части стилем. Меня волновали радикально новые формы. Я любил революционные мутации, перемены. (2008)

Стеклянный дом, Нью-Ханаан, США, Ф. Джонсон 

СЕГОДНЯ

Мы живём во времена потока. Сейчас вроде бы нет последовательного стиля… Чувства и вкусы меняются очень быстро, но в каком направлении? Сейчас нет региональной гордости, нет новых религий, нет нового пуританства, нет нового марксизма, нет здравой морали, которая даст дисциплину, направление или импульс к архитектурному образцу. Сегодня мы знаем очень много, и все наши знания очень быстрые. И это обрекает на моральные и эмоциональные шоры при создании стиля. Нужно убедиться в том, кто же является правильным. Кто может встать сегодня и сказать: «Я прав!»? Кто на самом деле хотел бы так сказать? (1979)

LipstickBuilding, Нью-Йорк, США, Ф. Джонсон 

Сейчас вокруг нас очень мало страсти. А без страсти вам не стоит идти в архитектуру. (1998)

Я не говорю вам, что вы должны пойти и построить объект в Международном стиле. Сделайте что-нибудь своё, если сможете. Попробуйте даже изогнуть этот стиль так, как вы сгибаете свой палец, как Ээро Сааринен пытается это сделать, как я пытаюсь это сделать. Любой уважаемый и стоящий архитектор пытается вырваться на свободу. (1994)

Межконфессиональная часовня мира, Даллас, США, Ф.Джонсон

Международный аэропорт им. Даллеса, Вашингтон, США, Ээро Сааринен 

ДЕНЬГИ

Деньги – страшная вещь, которую хочется иметь. Тогда всё великолепно. Если есть страсть, вы сможете поддерживать её. Что ещё вы желаете в этом мире? Если хочешь рисовать или писать поэмы, как вы собираетесь делать это, если у вас нет денег – вы должны будете жениться – то же самое и с занятием архитектурой. Вы женитесь на дочке, богатой дочке промышленника. Или у вас есть свои деньги. Чтобы создавать архитектуру, нет иного способа. (2005)

ДУРАЦКАЯ ПРОФЕССИЯ

Архитектура – это ужасно дурацкая профессия. Полагаю, что большинство студентов так и считают. По крайней мере, я всегда говорю им об этом. (1994)

Архитектура должна быть спусковым крючком удивления. Она должна нести людям удовольствие, заставлять их хлопать в ладоши, а иногда – плакать от восторга, как произошло в моём случае, когда я побывал в возрасте 13 лет вместе с мамой в Шартрском соборе… Если архитектор способен вызывать такие чувства, или хотя бы толику таких чувств, то он хорош. Как он достигает этого – не важно. (2008)

Архитектура должна украшать и поднимать настроение – она не должна обладать смыслами. Архитектура не политика и не философия… Если хотите решать проблемы всего человечества, вам стоит работать учёным или политиком, но не архитектором. Или стать девелопером, который будет строить жильё для бедных и слабых – с помощью хорошего архитектора, разумеется. (2008)

Архитектура – это искусство, и ничего более.

Музей современного искусства МоМА, Нью-Йорк, США, Ф. Джонсон 

МИС

Я не верю в вечную революцию в архитектуре. Я не стараюсь быть оригинальным. Как однажды сказал мне Мис: «Филип, куда лучше быть хорошим, чем оригинальным». Я верю в это. (1954)

Филипп Джонсон и Мис ван дер Рое 

ГЕРИ

У меня есть простое правило: сможет ли объект вызвать слёзы, когда я увижу его вживую? Бильбао вызывает. Я говорю себе, мол, я всё знаю, теперь я учёный, со мной этого не произойдёт. Но вновь происходит: я начинаю плакать. При этом мне непросто прослезиться. Гери настолько великий архитектор, что вы почти не можете рассуждать о других. (1998)

Музей Гуггенхайма в Бильбао – наиболее значимая постройка нашего поколения и нашего времени. (1998)

Посмотрите, у меня нет каких-либо убеждений, зато есть чувство стиля. (2008)

Я смотрю на свой труд в исторической последовательности, и я не вижу противоречий между тем временем и современностью. (1994)

Для меня Платон – наихудший философ: жизнь во благо, красота, правда... Нет таких понятий в нашем мире. Я релятивист. Я нигилист. (1994)

Я проститутка, и мне очень много платят за мои высоченные здания.

Башня Transco (сейчас Williams Tower) Хьюстон, Техас 

Я не считаю себя выдающимся и оригинальным архитектором. Я не Фрэнк Гери. Я другой. Полагаю, что каждый сказал обо мне плохие вещи, и они обычно оказывались правы. Но они не волнуют меня. Я не интеллектуал, по их мнению. Я могу быть достаточно ярким – другого пути я не знаю. (1994)

Я люблю работать. Я люблю быть известным и обсуждаемым. Я люблю власть – ну, нормальные вещи, в общем-то. Люди, которые говорят обратное, просто лгут. (2005)

Я горжусь своей архитектурой… Я не знаю, как рассудит история. Но я точно знаю, что я не настолько хорош, как Фрэнк Ллойд Райт. Я знаю, что я не Мис ван дер Роэ. Но, мой Бог, существует же целый ряд передовых мастеров вслед за ними. (2005)

Дом Филиппа Джонсона, Берлин, Германия 

Перемены – вот чего я хочу. Процесс проектирования зданий даёт мне возможность меняться изнутри, пробовать что-то новое. Полагаю, что это и есть квинтэссенция жизни. И если я не буду чувствовать это, то меня уже не будет волновать вопрос, проснусь я завтра или нет. (2008)

Смерть – это ничто. Она приходит – и всё, конец. Сейчас я просто хочу построить ещё несколько зданий. (1998)

Краткая справка

Филип Джонсон родился 8 июля 1906 года в Кливленде, штат Огайо, США. Умер 25 января 2005 года.

Выходец из очень богатой семьи Джонсонов, по наследству от отца досталась компания Alcoa Aluminium, которая дала Филипу финансовую свободу на всю жизнь.

Получил образование в Гарвардском университете (бакалавр искусств – 1927; бакалавр архитектуры – 1943). Награждён золотой медалью Американского института архитекторов (AIA, 1978). Первый лауреат Притцкеровской премии (1979).

Работал с Мисом ван дер Роэ (1940–50-е; написал монографию о нём) и Аланом Ричи (1991–2005), сотрудничал с Ричардом Фостером (1964–67) и Джоном Берджи (1967–1991).

Знаковые постройки: «Стеклянный дом» (Нью-Кейнан, Коннектикут, 1949), ресторан «Четыре сезона» (Нью-Йорк, 1959), Музей доколумбового искусства (сейчас Philip Johnson Pavilion; Дамбартон-Оукс, Вашингтон, 1963), башня Transco (сейчас Williams Tower; Хьюстон, Техас, 1983), штаб-квартира корпорации AT&T (ныне Sony Plaza Building; Нью-Йорк, 1984), небоскрёб PPG Place (Питтсбург, Пенсильвания, 1984), Lipstick Building (Нью-Йорк, 1986), Comerica Bank Tower (Даллас, Техас, 1987), «Ворота в Европу» (Мадрид, Испания, 1996).

Стили: интернациональный стиль (ввёл этот термин вместе с Генри-Расселом Хичкоком в 1932 году по итогам выставки в MOMA) как часть модернистского движения; экспрессионизм, постмодернизм.

Читайте также:

Железобетонные кривые Оскара Нимейера

385
Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
16 ноября 2016 г.
8 ноября 2016 г.
18 октября 2016 г.
11 октября 2016 г.
26 сентября 2016 г.
8 сентября 2016 г.
1 сентября 2016 г.
22 августа 2016 г.
19 августа 2016 г.
16 августа 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта