Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 ноября 2015 г.

Феномен дверной ручки: произведение искусства, культ или предмет обихода?

Каждый из нас ежедневно встречается с этим предметом, но в суете жизни мы не всегда успеваем заметить, что у нас в руках. Путешествуя по миру, приходя в гости, в очередной раз, хватаясь за дверную ручку, обратите на нее внимание. Возможно, вы держите в руке произведение искусства. 

Появившись в IV веке до н. э., дверная ручка имела больше функциональных свойств, чем эстетических и представляла собой обычную скобу. Однако, начиная с VI века, люди все больше внимания начинают уделять этому предмету. Ручка становится украшением здания и одновременно индикатором его предназначения, рода и сословия владельца дома, которое можно было определить по степени дороговизны материалов и искусности выполнения. Стали появляться изображения родовых гербов, что предварительно знакомило гостей дома со статусом хозяев. 

В средневековье дверная ручка достигла высшей точки своего развития. Массивные, объемные, но в то же время детализированные они занимали доминирующую позицию в общем облике фасада здания. Замки Англии, Франции, Италии, Австрии до сих пор сохранили дух величия именно за счет таких деталей как мощные двери и соответствующие им ручки. С этого момента данный предмет отходит от изначальной формы и представляет собой ручку-молоток, который можно назвать прародителем современного дверного звонка. Человек мог оповестить о своем приходе, постучав ею в дверь. Выглядел такой «молоток» в виде кольца, прикрепленного к основе, имеющей зооморфную или орнаментальную форму. 

Дверная ручка. Приходская церковь Св. Иоанна Крестителя, Йоркшир, Англия. XIIвек 

Дверная ручка. Нотр-Дам де Пари, Париж, Франция, XIIXIVвв. 

Дверная ручка, Собор в Кёльне, Германия, XIIIXVвв. 

Изменение пришли в эпоху Возрождения, когда, обращаясь к наследию Древнего Рима, начали изготавливать дверные ручки в виде руки, откуда, собственно, и пошло название этого предмета. Таким образом, открывая дверь, вы пожимаете руку всему дому, чем оказываете уважение к его владельцу. 

Дверная ручка. Ивуар, Франция, XVIв. 

С развитием различных стилей архитектуры параллельно изменялся и внешний вид ручек. Они вбирали в себя характерные особенности той или иной эпохи. Для барокко характерна пышность, изобилие декора, использование нескольких видов металла. 

С приходом рококо меняется тематика – теперь это изящные, утонченные ручки, выполненные на мифологические и эротические сюжеты с тонким орнаментом. Мастера используют новые материалы, к металлам добавляется керамика и фарфор с соответствующими стилю узорами. 

Наличники двери. Рококо 

Ампир представляет собой воплощение величия и могущества империи, это выражается в декоре в виде лавровых венков и военных атрибутов. Наряду с этим в XIX веке возрастает интерес к искусству прошлого, и происходит смешение стилей. В итоге можно со смелостью сказать, что дверная ручка – это не только вспомогательное средство для открытия и закрытия дверей, но и атрибут архитектуры, всецело отражающий характерные черты искусства того или иного стиля и эпохи. 

Дверная ручка. Кафедральный собор Рибе, Дания, 1904 г. 

Неким феноменом можно назвать искусство дверных ручек на Мальте. Это целый культ или даже соревнование мастеров в оригинальности, так как считается, что на острове не найти двух одинаковых ручек. Они отличаются многообразием размеров, типов использования и, конечно, тем изображения.

Наиболее популярна форма мальтийских крестов, мифологические сюжеты и морская тематика (рыбки, русалки, якоря, лодки, и многое другое), в особенности часто встречается ручка в виде дельфина, как символ Христа-искупителя. 

Ограничены авторы только собственной фантазией, поскольку используются такие ручки не только в обычных жилых домах, но и в зданиях общего пользования. Владельцы зачастую с помощью необычных и разнообразных форм этого предмета демонстрируют свою профессиональную деятельность (ручка в виде кувалды или книги с пером), либо принадлежность к мальтийскому ордену. 

К сожалению, сейчас мы живем в обезличенных бетонных коробках, и дверная ручка вернулась в своей первоначальной сути открывания и закрывания дверей. Но современные дизайнеры несмотря ни на что разрабатывают новые модели. Иногда это возвращение к традициям прошлого, но зачастую все более необычные и эпатажные идеи диктуют модные тенденции. 

Разделение идет не только по стилям и темам, но и по отдельным персонажам и предметам. Причем в случае с общественным заведением ручка является отражением его функции: ложка и вилка – если это кафе, гитара – если это клуб и так далее. 

Дверная ручка – лицо входной двери, входная дверь – лицо всего архитектурного сооружения, оно же в свою очередь – лицо своего владельца. В итоге получается, что дверная ручка – важная деталь образа здания в целом. Ручка должна соответствовать всем параметрам выбранного стиля, так как именно она первой встречает людей при входе в дом.


Текст: Крузман Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта