Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 ноября 2015 г.

Феномен дверной ручки: произведение искусства, культ или предмет обихода?

Каждый из нас ежедневно встречается с этим предметом, но в суете жизни мы не всегда успеваем заметить, что у нас в руках. Путешествуя по миру, приходя в гости, в очередной раз, хватаясь за дверную ручку, обратите на нее внимание. Возможно, вы держите в руке произведение искусства. 

Появившись в IV веке до н. э., дверная ручка имела больше функциональных свойств, чем эстетических и представляла собой обычную скобу. Однако, начиная с VI века, люди все больше внимания начинают уделять этому предмету. Ручка становится украшением здания и одновременно индикатором его предназначения, рода и сословия владельца дома, которое можно было определить по степени дороговизны материалов и искусности выполнения. Стали появляться изображения родовых гербов, что предварительно знакомило гостей дома со статусом хозяев. 

В средневековье дверная ручка достигла высшей точки своего развития. Массивные, объемные, но в то же время детализированные они занимали доминирующую позицию в общем облике фасада здания. Замки Англии, Франции, Италии, Австрии до сих пор сохранили дух величия именно за счет таких деталей как мощные двери и соответствующие им ручки. С этого момента данный предмет отходит от изначальной формы и представляет собой ручку-молоток, который можно назвать прародителем современного дверного звонка. Человек мог оповестить о своем приходе, постучав ею в дверь. Выглядел такой «молоток» в виде кольца, прикрепленного к основе, имеющей зооморфную или орнаментальную форму. 

Дверная ручка. Приходская церковь Св. Иоанна Крестителя, Йоркшир, Англия. XIIвек 

Дверная ручка. Нотр-Дам де Пари, Париж, Франция, XIIXIVвв. 

Дверная ручка, Собор в Кёльне, Германия, XIIIXVвв. 

Изменение пришли в эпоху Возрождения, когда, обращаясь к наследию Древнего Рима, начали изготавливать дверные ручки в виде руки, откуда, собственно, и пошло название этого предмета. Таким образом, открывая дверь, вы пожимаете руку всему дому, чем оказываете уважение к его владельцу. 

Дверная ручка. Ивуар, Франция, XVIв. 

С развитием различных стилей архитектуры параллельно изменялся и внешний вид ручек. Они вбирали в себя характерные особенности той или иной эпохи. Для барокко характерна пышность, изобилие декора, использование нескольких видов металла. 

С приходом рококо меняется тематика – теперь это изящные, утонченные ручки, выполненные на мифологические и эротические сюжеты с тонким орнаментом. Мастера используют новые материалы, к металлам добавляется керамика и фарфор с соответствующими стилю узорами. 

Наличники двери. Рококо 

Ампир представляет собой воплощение величия и могущества империи, это выражается в декоре в виде лавровых венков и военных атрибутов. Наряду с этим в XIX веке возрастает интерес к искусству прошлого, и происходит смешение стилей. В итоге можно со смелостью сказать, что дверная ручка – это не только вспомогательное средство для открытия и закрытия дверей, но и атрибут архитектуры, всецело отражающий характерные черты искусства того или иного стиля и эпохи. 

Дверная ручка. Кафедральный собор Рибе, Дания, 1904 г. 

Неким феноменом можно назвать искусство дверных ручек на Мальте. Это целый культ или даже соревнование мастеров в оригинальности, так как считается, что на острове не найти двух одинаковых ручек. Они отличаются многообразием размеров, типов использования и, конечно, тем изображения.

Наиболее популярна форма мальтийских крестов, мифологические сюжеты и морская тематика (рыбки, русалки, якоря, лодки, и многое другое), в особенности часто встречается ручка в виде дельфина, как символ Христа-искупителя. 

Ограничены авторы только собственной фантазией, поскольку используются такие ручки не только в обычных жилых домах, но и в зданиях общего пользования. Владельцы зачастую с помощью необычных и разнообразных форм этого предмета демонстрируют свою профессиональную деятельность (ручка в виде кувалды или книги с пером), либо принадлежность к мальтийскому ордену. 

К сожалению, сейчас мы живем в обезличенных бетонных коробках, и дверная ручка вернулась в своей первоначальной сути открывания и закрывания дверей. Но современные дизайнеры несмотря ни на что разрабатывают новые модели. Иногда это возвращение к традициям прошлого, но зачастую все более необычные и эпатажные идеи диктуют модные тенденции. 

Разделение идет не только по стилям и темам, но и по отдельным персонажам и предметам. Причем в случае с общественным заведением ручка является отражением его функции: ложка и вилка – если это кафе, гитара – если это клуб и так далее. 

Дверная ручка – лицо входной двери, входная дверь – лицо всего архитектурного сооружения, оно же в свою очередь – лицо своего владельца. В итоге получается, что дверная ручка – важная деталь образа здания в целом. Ручка должна соответствовать всем параметрам выбранного стиля, так как именно она первой встречает людей при входе в дом.


Текст: Крузман Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта