Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 июля 2016 г.

Реставрация в Тбилиси: новый облик города или беспощадная казнь прошлого?

«Завлекают в Сололаки стёртые пороги» – так начинается поэтическая прогулка писателя Владимира Головина по аристократическим переулкам одного из самых древних районов города Тбилиси. Каков на вкус и запах сейчас этот район, переулки которого названы именами известнейших поэтов и писателей; район, измождённый войнами и отъездом исконных граждан; район горбатых улиц, философствующих балконов и легендарных дворов? Сейчас на фасадах домов бытуют лишь железные конструкции, благодаря которым старые здания защищены от разрушения во время проведения ремонтных работ. 

Самым архаичным и разрушенным местом в Сололаки является площадь Гудиашвили. В далёком 1785 году, во времена правления Иракли II, она называлась «Садом Бежана». И только к 1988 году площадь назвали в честь известного грузинского художника Ладо Гудиашвили. Вокруг неё располагаются одиннадцать зданий, девять из которых охраняются государством. В постройке на углу площади в ХIХ веке располагался штаб российской армии, а в 1838 году здесь останавливался М. Ю. Лермонтов. В честь данного события улица по сей день сохранила своё название. 

Бродя по очаровательным сололакским переулкам, невольно задумываешься над тем: «А что же будет после реставрации?». Здесь каждый камень помнит творческие муки поэта Паоло Яшвили; коммунистическую эпоху Алеши Джипаридзе, Фридриха Энгельса и Феликса Дзержинского; пересечение литературных судеб самых разных поэтов и писателей: русских, грузинских, армянских. 

По плану реставрации, который начался ещё в марте 2015 года, производится ряд реабилитационных работ исторической части района, а именно – подготовка к физическим работам, очистка ареала от подземных вод, которые за годы нанесли мощнейший ущерб практически всем историческим сооружениям; установка железных конструкций на фасады зданий для защиты от повреждений во время проведения подземных работ, устранение остатков старых построек под землей. В теории звучания всё очень даже мелодично, но на практике оборачивается иным. Местные жители говорят о поспешности в рабочих процессах, нарушении правил личного пространства, некачественных работах и о бесконечном шуме и грязи; о невозможности бытия в домах, не говоря уже о том, чтобы развесить чистое бельё. 

Конфронтация властей и народа – один из самых сотрясающих аспектов бытия любой страны. Но если мы говорим о такой исторически богатой архитектурой стране, как Грузия, данный элемент противостояния усиливается вдвойне. Здесь народ оберегает свой быт, свои традиции. Здесь, как нигде, человек хранит память о своих поколениях. Здесь чтят каждый камень, каждый элемент деятельности прошлого: каждый балкон, парадную, лепнину, двор. Парадные в Грузии – это не просто подъезд с лестницей. Это память эпох и традиций, память поэтических полемик и творческих вдохновений, память человеческих встреч и застолий. 

Дом, построенный Лазарем Саркисяном 

У реставрации есть одна тончайшая грань – возродить, не нарушая целостность. Утратили ли мастера данной деятельности тот сверх-ювелирный путь, тот интуитивный дух, который даёт рождение новому бытию любой конструкции? Ответ на данный вопрос в системе архитектоники зависит от  многих факторов: во-первых, будет ли применена техника реституции – воссоздания объекта, максимально приближенного к его первоначальному виду; во-вторых, будут ли произведены этапы археологических, научно-технических, инженерно-биологических и архитектурных исследований; в-третьих, будет ли изучена должным образом необходимая проектная документация. Все эти факторы будут влиять не только на качество реставрационных работ, но и на целостную фактуру города, который является не просто пространством для народного бытия, а микрокосмом, где каждая частица архитектуры проявляет внутренние традиции всей исторической ориентации бессознательного нации. 

 Давай горбатой улицей,
умытою дождем,
устав хандрить и хмуриться,
Мы вечером пройдем.
По лестницам, по лестницам,
туда, где пляшет синь,
где можно с неба свеситься
средь стираных простынь.
По дворикам, по дворикам,
где кот живет в князьях,
и старцы, как о Йориках,
судачат о друзьях…

В. Головин 

Ещё есть время пройтись по сололакским переулкам, учуять грузинский дух, увидеть местных жителей, сидящих на обветшалых террасках и играющих в нарды, услышать запах свежего белья и сырость архаичных подвалов. Ещё есть время исследовать «самобытный Тифлис» с его дореставрационной архитектурой: окнами и дверьми с арочным завершением; сложенными из отёсанного камня столбами – квадратными, крестообразными, многогранными; базиликами с купольным перекрытием; домами с формой архитектоники дарбази – пирамидальный центральный зал с верхним светом; ажурными коваными перилами и решётками балкона дома, построенных многими известными архитекторами. 

 

Читайте также:

Архитектура Тбилиси: Восток vs Запад

Советская архитектура и монументальное наследие в культурном ландшафте Грузии

Архитектурные девиации Батуми


Текст: Шафрановская Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта