Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 ноября 2015 г.

Архитектура Тбилиси: Восток vs Запад

Так исторически сложилось, что грузинские земли стали местом пересечения разных культур и народов. Определяется это и территориальным положением, и экономико-политическими отношениями. Кроме того, у Грузии тяжелая историческая судьба: многочисленные завоевания, вторжения, интервенции, протекторат. Все эти особенности, конечно, не могли не отпечататься на облике страны. Но наиболее интенсивно противоречия и перипетии, многообразие и неоднозначность отразились на столице государства – городе Тбилиси. И отразились, конечно же, архитектурно. Если смотреть из прошлого в настоящее, основные глобальные силы, формирующие колорит городского строительства исходили и с Востока, и с Запада (помимо собственной грузинской архитектуры). И на этом противостоянии (или взаимодействии) двух сторон света созрел неповторимый облик Тбилиси.

К сожалению, столицу много раз грабили, сжигали, разрушали до основания, поэтому архитектурную летопись, не считая культовых построек, можно проследить лишь с XVIII века. 

Старый город территориально сегодня такой же, какой был в Средние века. Сохранились просветы узких улочек, шириной в метр. И здесь можно обнаружить наиболее традиционную для города жилую застройку. 

Одна из визитных карточек Тбилиси – разноцветные резные балконы и веранды. Декоративные черты явно заимствованы из художественного стиля исламского Востока. В оформлении используется мелкая ажурная резьба по дереву типа растительной арабески. 

Часто используется традиционный для Средней и Центральной Азии элемент орнамента – ислими. На столбики опираются трехлопастные килевидные арки.   

Иногда балконы оформляются многоцветными витражами, рассеченными геометрией гириха. 

Причем, такого рода балкончики не являются только культурно-исторической ценностью, сохраняемой для туристов. Это жизненно необходимый элемент повседневной жизни грузин. Распространенность веранд и балконов связана с жарким и влажным климатом. Там устраиваются столовые, места отдыха и пр. Их можно обнаружить на всей территории исторического центра. 

Восточный колорит не исчерпывается декором балконов и веранд. Проемы окон, дверей, стрельчатого или килевого очертания арок также несут черты ориентального стиля. 

Важно отметить, что Грузия не переживала ориентализма как моды или увлечения. Восточные мотивы в архитектуре Тбилиси формировались под влиянием ближневосточных культур. Долгое время город находился под властью персов, затем турок и татар. Вероятно, тогда и произошел культурный обмен, благодаря которому часть культуры Востока стала для грузин естественной. Причем, не только в предметном, но и в ментальном плане. 

В определенный период своей истории Грузия попадает под протекторат России. Это время характеризуется относительной безопасностью и расцветом страны. Через Россию грузины усваивают уже европейские традиции. В градостроительстве Тбилиси начинает участвовать немало европейских архитекторов. Грузинские зодчие осваивают ведущие западные направления. 

Повсеместно возводятся общественные и жилые здания в стиле классицизм, а позже – модерн. Ярким примером ортодоксального модерна служит академический театр имени К. Марджанишвили. Он построен по проекту талантливого армянского архитектора Газароса Саркасяна.  

Другой шедевр европейского модерна, с преобладанием элементов позднего барокко, возведен по проекту петербургского зодчего Александра Шимкевича. Это – Тбилисский государственный академический театр им. Шота Руставели. Лепные работы фасада и интерьеров выполнены итальянскими мастерами. 

Кроме модерна в Тбилиси было создано много зданий в псевдоготическом стиле. 

Также можно увидеть дома в русском стиле. 

Но, несмотря на обилие европейских архитектурных форм, восточные мотивы бережно сохраняются и замечательно используются, возрождая оригинальность городского лица. Уже упомянутый нами Г. Саркасян – автор дома купца Колонтарова. На вооружение взяты подковообразные проемы окон, фриз из сот-ячеек, звездные узоры и другие элементы мавританского стиля. 

И самое знаковое в этом отношении здание – Театр оперы и балета. Построенный в конце XIX в. Автор – русский  архитектор немецкого происхождения Виктор Шретер. 

Восточными мотивами не пренебрегают и в современной застройке. 

Все это существует параллельно со сверхсовременной западной архитектурой. К примеру – Дом Юстиции или, в народе – «Грибной дом», итальянцев Массимилиано и Дорианы Фуксас

Или «Мост мира». Автором этого культового моста является уже прилично известный в Грузии итальянский архитектор – Микеле де Лукки. 

Конечно, нельзя не упомянуть про период социалистической Грузии. Не прошел мимо Тбилиси и советский архитектурный авангард. Достояние конструктивизма – здание Министерства автомобильных дорог грузинского архитектора Георгия Чахавы. 

Еще одна особенность: в Тбилиси много примеров сталинского неоклассицизма с мавританскими мотивами. При всей каноничности этого направления, вероятно, только Грузии была позволена такая вольность. В качестве образца – здание треста «Грузуголь», построенное в 1953, по проекту архитекторов К. Чхеидзе и  М. Чхиквадзе. 

Неизвестно, как будет развиваться история Грузии в дальнейшем, но она всегда будет образцом взаимоотношения и взаимодействия столь непохожих друг на друга Востока и Запада. Существование настолько содержательно богатых в архитектурном, да и вообще в культурном плане городов, подобных Тбилиси, имеет большую ценность для культуры и всемирной истории. 


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта