Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
9 октября 2017 г.

Эмиль Галле и природа, заточённая в стекло

Чем больше в нашей жизни становится бетона и пластика, тем сильнее хочется окружать себя природой. В творчестве современных дизайнеров всё чаще появляются эко-проекты, зелёные дома и растительные мотивы. Как известно, подлинные красота и стиль скрываются в мелочах. Именно мелочи – показатели хорошего вкуса и умелого дизайна. В конце XIX века французский художник Эмиль Галле (Emil Gallé) первым смог «заточить» природу в стекло и стереть разницу между произведениями искусства и бытовыми вещами – прекрасным должен быть каждый предмет, используемый человеком. 

Только посмотрите на эти произведения в стиле ар-нуво! В работе «Ваза с васильками» листочки и стебельки выглядят так, словно увязают в утреннем тумане, неровные края изгибаются так же плавно, как и всё в природе. А стрекоза на кувшине изображена с такой точностью, что кажется, будто мастер покрыл настоящее насекомое золотистой пыльцой и навсегда поселил в этом изящном предмете. Сам же кувшин несёт в себе очарование жаркого летнего дня – согласитесь, как раз то, что нужно в лаконичных «городских джунглях». Красота в глазах смотрящего, и целью творчества Галле было донести это. Научить зрителя видеть прелесть каждого взмаха крыльев бабочки, падение капли росы или узор цветочного лепестка – остановиться и рассмотреть, пусть не в лесу или поле, но увидеть это хотя бы у себя дома, разливая компот из кувшина или любуясь вазой с цветами.

Галле увековечил свою фамилию в дизайне интерьера благодаря смелым экспериментам со стеклом. Он травил его кислотой, перекладывал фольгой, вводил пузырьки воздуха и трещинки, использовал японский многослойный метод, практиковал рельефный и выпуклый рисунок камео − всё для того, чтобы сделать его ещё более красивым, пластичным, необычным. А «почерком» мастера считают «технику лунного света», которая придавала стеклу особый сапфировый оттенок. Напомним, что стекло изготавливают из кварцевого песка, соды и извести. А вот для его окраски применяют оксиды металлов. Например, окись железа придаёт оттенки от голубого до тёмно-красного, окись урана – светло-жёлтый, а никель – коричневый. Галле научился не только виртуозно подкрашивать прозрачный материал, но также и подсвечивать – это стало ещё одной его визитной карточкой. Дело в том, что в то время только-только изобрели электрический свет, и Эмиль стал делать светильники и лампы со своими фирменными рисунками. Так что теперь, когда будете восхищаться разрисованными плафонами, таинственно мерцающими в темноте, знайте – это потомки тех самых шедевров из французского городка Нанси.

Виктор Пруве, портрет Эмиля Галле за работой, 1892

Именно там в 1846 году и родился будущий знаменитый художник и дизайнер. Этот город ещё с XVIII века славился изготовлением стекла, и у отца Эмиля была небольшая мастерская. Но юноша всерьёз увлекался не только прозрачным материалом, но и ботаникой. Он догадался объединить эти две области, что и сделало его звездой своего времени. В 28 лет Галле уже возглавлял отцовскую мастерскую, в 46 − открыл собственную фабрику, на которой вместе со своей командой изготавливал не только мелкие вещицы типа ваз и светильников, но и мебель. Она интересна необычной формой и различными вставками из экзотических пород дерева, полудрагоценных камней. И конечно, всё так же повторяет контуры природы. Например, кровать «Заря и сумерки» выполнена из палисандра, эбенового дерева и перламутра. На ней изображены ночные бабочки, символизирующие сон.

Кофейный столик «Стрекозы» дублирует один из любимых мотивов мастера и вновь навеивает воспоминания о лете, комод «Рассвет и закат» переносит нас на цветущее поле, и так далее – каждая из работ Галле делает зрителей ещё ближе к природе, окружает уютом и мечтами.

 

Отделка и финальная обработка предметов мебели всегда проводились вручную. Их украшали резьбой, плетением, стеклом, превращая из бытовых предметов в произведения искусства. Многие из них сейчас находятся в ведущих музеях мира. Но и современные дизайнеры активно используют приёмы ар-нуво в своих проектах. Изогнутые линии, орнаменты, асимметричность, арки и витражи – основные черты «природного жанра». Если вам надоела холодная лаконичность и практичность модных тенденций, в которых всё максимально сводится к простоте и геометричности форм, если вы хотите вдохнуть красоту растительного мира в свою квартиру, не обязательно охотиться за баснословно дорогими произведениями искусства Эмиля Галле, можно обратить внимание на работы дизайнеров XXI века.

Стоит рассмотреть, например, вазы Катрин Маск (Cathrine Maske), одного из лучших норвежских художников по стеклу. В своих творениях она смогла объединить стекло и фотографию. Интересно, что Катрин создаёт как объекты для арт-выставок, так и для повседневного использования.

Другая не менее талантливая артистка, американский стеклодув Ранди Солин (Randi Solin), делает совершенно невероятные произведения с целым «растительным космосом» внутри. Непередаваемая палитра красок и удивительные формы сосудов смогут «оживить» даже самый сдержанный интерьер.

Также стоит отметить работы ведущего австралийского дизайнера Эйлин Гордон (Eileen Gordon), которые навеяны океаном и восходами/закатами солнца. Художница создаёт вазы, бутылки, блюда и другие нужные в быту предметы.

Но помните, что использовать все эти дизайнерские вещи нужно дозировано, иначе ваш дом рискует превратиться в музей. Кроме того важно тщательно продумать концепцию: все предметы должны гармонировать друг с другом и окружающей обстановкой.

Читайте также:

«Да будет свет!» - сказал дизайнер

Ремесло как искусство


Текст: Екатерина Мостяева

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта