Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 марта 2016 г.

Ремесло как искусство

Прерафаэлиты известны, прежде всего, как авангардные художники Англии второй половины XIX, но их эксперименты простирались далеко за пределы живописи. Эстетика прерафаэлитов предполагала освобождение от господства классического стиля (возникновение которого художники связывали с творчеством Рафаэля), обращение к средневековью, не только как к источнику сюжетов, но и на уровне использования аналогичных техник при создании артефактов. На основе этих принципов прерафаэлитами было создано и свое направление в дизайне.

Основная роль в его формировании принадлежит Уильяму Моррису, идеологу движения «Искусств и ремесел», направленного на переосмысление предметов быта как произведений искусства. Принципы движения были воплощены в основанной им же компании «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» (впоследствии «Моррис и Ко»). Все товары, как и в средневековой мануфактуре, производились вручную, из материалов исключительно высокого качества, а эскизы для изделий создавали художники, сам Моррис и другие прерафаэлиты (Э. Бёрн-Джонс, Г. Россетти, А. Хьюз).

Э. Бёрн-Джонс. Гардероб 

Компания производила не только мебель, но и витражи, гобелены. Для создания последних Моррис, который сам был искусным ткачом, использовал средневековые принципы изготовления гобеленов и красителей, которые из-за распространения машинного производства, находились на грани забвения.

У. Моррис. Ковер «Павлин и птица»

Э. Бёрн-Джонс. Витраж «Изольда Прекрасная пытается покончить с собой» 

Для У. Морриса крайне важным было расширение границ искусства: это не выделенная и ограниченная область деятельности – красота и искусство должны наполнять собой человеческую жизнь всегда. Компания ставила своей задачей представить альтернативу безликому машинному производству, в конечном итоге изменив вкус масс. Например, «Моррис и Ко» одними из первых предложили использовать витраж не только в церкви, но и для декорации жилых помещений. Хотя стоит отметить, что заказы на витражи все равно поступали, в основном, от церкви: очень немногие могли позволить себе такую покупку.

Витраж в «Красном доме» 

Воплощением дизайнерских принципов У. Морриса стал его «Красный дом», построенный архитектором Ф.С. Уэббом. Свое название дом получил благодаря необлицованному кирпичу, который для современников, привыкших к отштукатуренным и покрытым кровлей постройкам, выглядел вызывающе. Вдохновленный идеей средневековой крепости, дом и по своей архитектуре кардинально отличался от аккуратного викторианского особняка, типичной постройки своей эпохи.

Красный дом 

Дом, по представлению У. Морриса, должен отражать индивидуальность своего хозяина, его вкус; там не должно быть вещей, которые обитатели дома не используют или не считают красивыми. Поэтому, несмотря на подчеркнутую декоративность, все вещи в доме были предельно функциональны (даже размер и форма окон менялись в зависимости от того, для чего они предназначены). Все вещи в доме были изготовлены У. Моррисом, его женой и их друзьями.

Спальня в «Красном доме»

Гобеленовая комната в «Красном доме» 

Хотя У. Моррис видел свою задачу в том, чтобы демократизировать эстетически возвышенный быт, сделать его доступным широким слоям населения, в большинстве случаев позволить себе приобрести продукцию его компании могли лишь очень состоятельные люди. Из доступных изделий стоит особо отметить сассекские стулья с плетенным сидениями, которые, несмотря на небольшую стоимость, могли придать интерьеру «изюминку».

Сассекские стулья 

Большую роль в дизайне У. Морриса играл орнамент. Он использовался для декорирования обоев, обивки мебели, гобеленов и ковров. Источником идей для орнамента являлась природа, как растительная, так и животная. Розовый куст в собственном саду вдохновил У. Морриса на создание его первых обоев «Решетки».

Обои «Решетки» 

Хотя стиль движения «Искусств и ремесел» не получил широкого распространения из-за дороговизны и сложного процесса производства изделий, тем не менее, он оставил яркий след в дизайне викторианской эпохи. Некоторые элементы стиля актуальны до сих пор. Например, «Моррис и Ко», преемница компании основанной У.Моррисом, до сих пор использует его оригинальные эскизы для создания орнаментов.

Коллекция предметов интерьера на основе эскизов У. Морриса 

466
Текст: Бурдина Анастасия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта