Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 октября 2016 г.

От модерна к неоклассицизму. Шауб В. В. Часть 2. Неоклассицизм

Сегодня мы высоко ценим художественные открытия эпохи модерна, но тогда его экспериментальный характер не вызывал ощущение большого, определяющего стиля, который дал бы прочную основу эстетическим предпочтениям населения столицы.  Можно сказать, что неоклассика появилась как своеобразная реакция «оригинальничанию» модерна. В основе именно петербургского неоклассицизма лежит ретроспективное утверждение «большого стиля» классики, имеющего для города фундаментальное, если не сказать сакральное, значение, как его стилеобразующей концепции. Неоклассицизм явился самым крупным направлением, основанным на собственном наследии.

В общем ряду многих передовых архитекторов того времени (И.Фомин, Ф.Лидваль, А.Щусев и др.), Шауб также эволюционирует из модерна в неоклассику.

Неполный ещё поворот к неоклассике можно обнаружить в доходном доме М. Верховского, построенном архитектором в 1910 году (кстати, параллельно с главными модерновыми проектами) в соавторстве с И. Претро.

В здании ещё сквозят черты модерна, но в большинстве преобладают элементы возвращающегося классицизма. В основу композиции положена строгая прямолинейность. Чётко центрированная середина здания выдаётся вперёд с акцентированным ризалитом, подчёркнутым пилястрами, которые поддерживают ступенчатый карниз. Эстетически сооружение характеризуется устойчивой пропорциональностью и симметрией. 

Рустованный первый этаж, очерченный фризом со стилизованным греческим орнаментом, декоративные вставки в виде медальонов и венков с лентами  –

это уже типичные черты, становящегося популярным неоклассицизма. 

Но это ещё стилизация, то есть подражание классицизму, которого так боялись апологеты этого стиля и, которая нещадно критиковалась. Творческие поиски архитекторов неоклассики направлялись не на слепое копирование деталей, но на понимание и выявление смысла и духа самой классики в её основах. Стилизация противоречила стилю, а стиль надо было найти.

Более взвешенные решения в поисках стилеобразующих оснований классицизма появляются в последующих работах архитектора.

В доходном доме А. Никольского (1913 г.) скромные и непроявленные элементы классицизма становятся более яркими и определёнными. Смелее архитектором используются академические штрихи, которые, казалось бы, уже забыты за дерзкими экспериментами модерна. 

Здесь уже отчетливее проступает сдержанная холодность классики. Вводится колонный портик, завершающийся треугольным фронтоном с декоративными лентами. Последовательно чередуются классицистические медальоны и венки, окна оформляются прямыми сандриками на кронштейнах или замками. Только полуциркульные эркеры разбавляют строгий тон здания. 

Как уже отмечалось, часто выбор в пользу того или иного стиля решался в соответствие с архитектурной средой определённого района Петербурга. В 1910-х годах Петроградская сторона, в особенности Каменноостровский проспект, становятся своеобразной галереей архитектурной неоклассики. На Большом проспекте пышным и солидным фасадом представлен доходный дом А. Антоновой. 

Менее строгое, чем дом Никольского, здание включает, помимо классицистических деталей, элементы барокко. Причём, исполнено достаточно произвольно, без объединяющей стилевой строгости. Более классицистический центр фасада выдаётся на фоне боковых частей фасада, решённых в необарочном духе. В целом, общая композиция не выдержана, снова наблюдается возврат к эклектике.  

Завершает серию неоклассичекого периода архитектора доходный дом П. Кузьмина и Н. Цвылева, построенный в 1914 году. Именно в этом доме Шауб прожил последние двадцать лет своей жизни.

Здесь снова возврат к утверждающей сдержанности классицизма. Даже цветовое решение согласуется с потребностью в чём-то строгом, прочном. 

По причине того, что дом стоит на Набережной реки Фонтанки и, поэтому необозрим целиком, те элементы, которые обычно располагаются в центре фасада, были смещены на угол. Таким образом, лицевая часть смотрит на нас по направлению улицы, навстречу, из чего складывается впечатление, что дом повёрнут в профиль.  

В последующие годы В. Шауб работал над созданием новейшего типа сооружений – кинотеатров. В частности, ему принадлежит здание кинематографа «Пикадилли» на Невском, ныне известное как «Аврора». Это ещё раз подтверждает, насколько он был гибким и в инженерном, и в художественном плане.

После революции он не примыкает к передовым архитектурным движениям. Работает архитектором преимущественно на заводах и фабриках. Понятно, что здесь уже было не развернуться человеку, столь привыкшему к работе над частными проектами, привыкшему к возможности нести свой почерк и свою индивидуальность. Тем не менее, уже в зрелые годы, он активно работал, давал консультации, участвовал в экспертизах, сотрудничал в различных проектных организациях, в том числе в Ленпроекте. Даже вполне вероятно, что Шауб стал одним из тех людей, которые, подобно мосту, связали архитектурную преемственность и задали тон всему последующему градостроительству, ведь, как было замечено, основы советского авангарда и следующего за ним неоклассицизма заложили именно люди широкого таланта, подобные выдающемуся петербургскому зодчему Василию Шаубу. 

От модерна к неоклассицизму. Шауб В. В. Часть 1. Модерн.

 


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта