Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
8 февраля 2016 г.

Магические пространства — 2. Искусство как способ объединения

Художественные галереи сегодня не ограничиваются традиционными функциями и начинают работать по принципу третьих мест. Время традиционных галерейных пространств, таких как петербургские «Борей» или «Anna Nova» уходит в прошлое. Среда, даже правильно архитектурно выстроенная, но наполненная только искусством, все меньше привлекает посетителя, который ищет активный интеллектуальный досуг, а не пассивное созерцание. То есть помимо искусства зритель ждет какой-то активности, возможности проявить свои творческие способности. Так на стыке искусства и креативных индустрий возникают арт-кластеры — места искусства, где есть не только искусство, а картины всегда чуть больше, чем эстетические объекты.

Каждое из этих пространств по своему осмысляет современные художественные практики и предоставляет возможность для диалога, который сегодня становится неотъемлемой их частью. 

Творческий кластер «Артмуза» 

Кластер занимает бывший завод музыкальных инструментов и объединяет несколько художественных галерей, дизайн-студию, мастерские художников и скульпторов. Здесь читают лекции по искусству, проводят мастер-классы и инстамиты. 

«Артмуза» состоит из нескольких разноплановых галерей, позволяющих устраивать масштабные фестивали современного искусства.  Галерея «Ц» на первом этаже – это классический «white cube», гибкий и легко трансформируемый под концепцию выставки. Здесь — только искусственный свет, зеркально белые пол и стены и черный контрастный потолок, остальное берет на себя искусство, каждый раз видоизменяющее и оживляющее это стерильное пространство. 

Галерея «Течение» предлагает совершенно другую трактовку выставочного зала — потолки с незакрытыми балками, кирпичные необработанные стены, огромные панорамные окна. Ее сложнее адаптировать под конкретный проект, но при этом сама архитектура здесь способна придать произведению дополнительные смыслы. 

Галерея «Люда» 

Галерея представляет необычную для Петербурга концепцию artist-run space, то есть пространство, которым руководит художник и которое можно считать его кураторским проектом. В случае с «Людой» это Петр Белый, художник и куратор, занимающийся реабилитацией маргинального искусства. Одним из проектов галереи был показ искусства секс-работников и трансгендеров. Как однажды объяснял Белый: «Наша установка — показывать непетербургское искусство маргинального, независимого разлива, которое нельзя найти в мейнстримовых галереях, то есть некоммерческое, к которому я и имею внутреннюю тягу, брутальное и натуральное — «от производителей»». 

Все свои замыслы Белый реализует всего в одном камерном помещении с выкрашенными белой краской стенами. За счет атмосферы и подбора произведений галерея занимает пограничное положение между стерильным «white cube» и художественным сквотом. Здесь не получится быть молчаливым и безучастным зрителем. То искусство, которое отбирает для показа Белый, трансформирует лаконичное выставочное пространство, превращает его в микрокосм. 

Лофт Contour Family/Галерея «Вертикаль» 

Одно из самых необычных выставочных пространств города. Оно располагается в пятнадцатиметровой шахте лифта и прилегающих к ней смотровых площадках на втором и четвертом этажах лофта Contour Family. Лофт занимает производственный корпус «Ленполиграфмаша», в котором раньше изготавливались детали печатных машин. 

Изначально в здании было два лифта: обычный и открытый, с подъемным механизмом. Подъемный механизм был демонтирован, в результате чего получилась тридцатиметровая труба, которая превратилась в вертикальное выставочное помещение. Внутри располагается винтовая лестница, которая позволяет увидеть экспозицию с разных точек. 

Сложная планировочная структура галереи предполагает как максимальную работу художника со средой, так и включение зрителя в окружающий  художественный процесс, делающего посетителя  частью экспозиции.

Пространство «Тайга» 

Небольшой особняк на Дворцовой набережной объединяет мастерские, шоу-румы, секонд-хенд, типография, радиостанцию, авторский музыкальный магазин, уютный хостел и вегетарианское кафе. Однако центром кластера является Белый зал, функционирующий как лекционное и выставочное пространство. 

Архитектурное и пластическое решение зала лаконично, но не стерильно. Строгий симметричный прямоугольный объем бывшего парадного зала украшает лепнина. 

Такое решение позволяет выставлять любые работы, а современное искусство в таком интерьере выглядит особенно эффектно. Но главное, что нейтральная среда позволяет в «Тайге» чувствовать себя комфортно художникам всех направлений. 

Арт-кластер для них не только выставочная площадка, но и проводник, помогающий наладить диалог и сотрудничество. Здесь, например, собираются художники, архитекторы и урбанисты для обсуждения темы спонтанных общественных территорий, образующихся с помощью партисипаторных арт-проектов на улицах, под мостами, в заброшенных зданиях. 

Также смотрите: Магические пространства 


Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта