Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 октября 2015 г.

Магические пространства

Фонд Calvert 22, проводивший анализ творческой инфраструктуры российских городов, признал Санкт-Петербург одним из наиболее креативных. Индустрии, связанные с творческими профессиями, здесь оказывают существенное влияние на общественную жизнь, формируя благотворную среду для изменений в экономике и культуре. Поддержанию этой среды способствуют многочисленные арт-кластеры, коворкинги, лофты и креативные пространства, сегодня занимающие почти каждый двор в центре Петербурга.

Рэй Ольденбург в книге «Третье место», описывая места, где горожанин проводит время помимо дома и работы, предполагал, что именно они способствует формированию сообщества, поскольку создают условия для свободного, не заключенного в институциональные рамки общения. Они одновременно являются частью городского ландшафта и частью повседневной жизни граждан. Без таких мест городская зона не может подпитывать те отношения и разнообразие человеческого общения, которые являются сущностью города.

Долгое время такими местами в российских городах были любые общественные учреждения – почта, поликлиника, магазин. Но в начале 2010-х годов появляются объекты, кажется идеально воплощающие идею Ольденбурга о нейтральной территории для совместного расслабленного отдыха. Речь идет о тайм-кафе, заведениях, аналогичных традиционным кафе, с одним отличием – посетитель оплачивает только проведенное время, все остальное предоставляется бесплатно. В полном соответствии с концепцией «третьих мест» развлечение себе обеспечивали сами посетители, основные занятия здесь — разговоры и настольные игры. Типичный интерьер тайм-кафе имитирует домашнюю обстановку с мягкими диванами, приглушенным светом, разномастными шкафами и тумбами с настольными играми и книгами.

Ольденбург перечисляет множество функций, которые выполняют эти ключевые точки неформальной публичной жизни, но на Петербургской почве наиболее востребованными оказались две – «третье место» как интеллектуальный форум и как офис. Активная реализация именно этих функций послужила причиной эволюции тайм-кафе в креативные пространства и коворкинги.

Камерные помещения с диванами и уютной домашней обстановкой постепенно стали расширяться и видоизменяться. Помимо общения для посетителей ценным оказалась возможность озвучивать свое мнение. Как пишет Ольденбург: «В какой-то мере все мы интеллектуалы, а завсегдатаи третьего места – больше, чем многие, поскольку они озвучивают свое мнение перед критиками». Для стимуляции подобного обмена мнениями владельцы стали организовывать на своей территории интеллектуальные мероприятия – лекции, презентации образовательных программ, книг или журналов.

Кроме этого в креативных пространствах традиционно проводятся художественные выставки молодых, иногда маргинальных художников. Многие из них существуют именно как галереи с дополнительными коммерческими и лекционными помещениями. Возможность либо выставить свои работы, либо поучаствовать в художественной акции, позволяет каждому почувствовать себя не только интеллектуалом, но и творцом или со-творцом.

Центр искусств Невский, 8 – пример небольшого кластера, успешно объединяющего кофейню, выставочное и лекционное пространство и магазин товаров для художников. Планировочное решение центра лаконично, два правильных, прямоугольных помещения, соединенных коридором. Оформление выбрано соответствующее творческой направленности центра – естественные цвета, натуральные материалы и поверхности — деревянный пол и мебель, неоштукатуренные, покрытые белой, подчеркивающей кладку краской стены, и контрастные им бархатные диваны. Натуральные текстуры и мягкий свет оказались отличной основой для живописи и графики. Основной объем с барной стойкой и выставочной и лекционной зонами располагается на двух уровнях, что позволяет даже во время мероприятий разделять публику.

Другая площадка – «Море» – организована сложнее. Благодаря большому количеству разномасштабных помещений в одном пространстве удалось совместить максимум возможностей. Центральный объем, предназначенный для концертов, выставок и лекционных мероприятий, напоминает аквариум. Воздух и свет в помещение проникают сквозь большие окна, из которых на синие стены и потолок падают блики солнца. Вся мебель выполнена из темного дерева и если присмотреться, то оказывается сделана из деревянных поддонов. Соседняя комната с бежевыми стенами и контрастным темно-коричневым деревянным полом идеальна для выставок. Под экспозицию приспособлен и узкий коридор с бетонными неокрашенными стенами. Для лекций и камерных мероприятий предназначены два зала со стенами, выкрашенными в яркие, контрастные цвета. Есть здесь и залы, напоминающие классические тайм-кафе, с мягкими диванами, торшерами, настольными играми и полками с романами Дрюона и Гончарова. В одной из таких комнат поместился стол для настольного тенниса, в другой – фортепиано. Тема моря проходит через все пространство клуба, объединяя разрозненные помещения в единое целое. Дверные косяки и сами двери окрашены в бирюзовый цвет, как и часть мебели. В каждом помещении обязательно есть элемент так или иначе относящейся к морской тематике.

«Море» – интересный проект, показывающий, как разноплановые помещения легко объединяются благодаря функциональному разделению и продуманной планировке.

«Ткачи» — самый обширный креативный кластер в Петербурге, занимает здание бывшей ткацкой мануфактуры. На пяти этажах располагаются дизайнерские магазины, офисы медийных компаний и обширное публичное пространство, где проводятся выставки, фестивали, образовательные мероприятия. Интерьеры выполнены в свойственном лофтам стиле, с сохранением исторических кирпичных стен. Старая кладка расчищена и тонирована. Дизайнеры предусмотрели цветовую навигацию по этажам — каждый имеет свой цвет, который повторяется во всех помещениях.

В коворкинге предусмотрены все те же активности, что и в креативном пространстве, — выставочные площадки, зоны для лекций, но основная часть помещений отдана под офисные функции. За счет своей способности стимулировать творческие и интеллектуальные способности человека коворкинги оказались идеальным местом для работы представителей творческих индустрий. Свободный обмен идеями и опытом увеличивает продуктивность и способствует поиску оригинальных решений рабочих задач.

Самый известный коворкинг в Петербурге – «Зона действия», который создатели позиционируют как коворкинг-центр и образовательный клуб. Авторы проекта – молодая петербургская студия Rhizome group. «Зона действия» располагается в лофте Этажи, созданном на территории бывшего хлебозавода, поэтому дизайн-решение коворкинга следует общей концепции лофта – максимальное сохранение структуры производственных помещений. Архитекторы сохранили несущие опоры, не стали маскировать бетонный потолок, разместив светильники на кронштейнах поперек балок. Помещение бывшего кондитерского цеха разграничено стеллажами и временными перегородками на несколько отдельных офисов, open-space с рабочими местами для 20-30 человек, конференц-зал, event-зону и лобби. Дополнительно для разделения функций в интерьере используются разные уровни. В соответствии с идеологией построения коворкинга здесь есть и зоны отдыха — качели и мягкие диваны, которые располагаются на небольшом втором ярусе. Преобладающий цвет — белый, яркие акценты на нем создают синий пол, зеленые стулья и деревянные поверхности столов. Отдельно выделена кухня. Здесь используется тот же белый цвет, но потолок декорирован подвешенными бутылками и светильниками с растительными мотивами, растения расставлены и на небольших шкафах и подвешены к потолку.

Пространство коворкинга функционирует одновременно и как выставочное. Некоторые стены расписаны графикой в стиле стрит-арта, между рабочими местами помещена современная скульптура.

Многочисленные места для встреч и общения творческих, активных горожан волшебным образом придают городской среде новое измерение, способствуют реновации заброшенных промышленных и жилых зданий, наполняют улицы и набережные движением и жизнью. А это провоцирует не только увеличение туристического потока, но и создание новых рабочих мест, и развитие инновационных отраслей экономики и индустрии знаний.


Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта