Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 октября 2015 г.

Магические пространства

Фонд Calvert 22, проводивший анализ творческой инфраструктуры российских городов, признал Санкт-Петербург одним из наиболее креативных. Индустрии, связанные с творческими профессиями, здесь оказывают существенное влияние на общественную жизнь, формируя благотворную среду для изменений в экономике и культуре. Поддержанию этой среды способствуют многочисленные арт-кластеры, коворкинги, лофты и креативные пространства, сегодня занимающие почти каждый двор в центре Петербурга.

Рэй Ольденбург в книге «Третье место», описывая места, где горожанин проводит время помимо дома и работы, предполагал, что именно они способствует формированию сообщества, поскольку создают условия для свободного, не заключенного в институциональные рамки общения. Они одновременно являются частью городского ландшафта и частью повседневной жизни граждан. Без таких мест городская зона не может подпитывать те отношения и разнообразие человеческого общения, которые являются сущностью города.

Долгое время такими местами в российских городах были любые общественные учреждения – почта, поликлиника, магазин. Но в начале 2010-х годов появляются объекты, кажется идеально воплощающие идею Ольденбурга о нейтральной территории для совместного расслабленного отдыха. Речь идет о тайм-кафе, заведениях, аналогичных традиционным кафе, с одним отличием – посетитель оплачивает только проведенное время, все остальное предоставляется бесплатно. В полном соответствии с концепцией «третьих мест» развлечение себе обеспечивали сами посетители, основные занятия здесь — разговоры и настольные игры. Типичный интерьер тайм-кафе имитирует домашнюю обстановку с мягкими диванами, приглушенным светом, разномастными шкафами и тумбами с настольными играми и книгами.

Ольденбург перечисляет множество функций, которые выполняют эти ключевые точки неформальной публичной жизни, но на Петербургской почве наиболее востребованными оказались две – «третье место» как интеллектуальный форум и как офис. Активная реализация именно этих функций послужила причиной эволюции тайм-кафе в креативные пространства и коворкинги.

Камерные помещения с диванами и уютной домашней обстановкой постепенно стали расширяться и видоизменяться. Помимо общения для посетителей ценным оказалась возможность озвучивать свое мнение. Как пишет Ольденбург: «В какой-то мере все мы интеллектуалы, а завсегдатаи третьего места – больше, чем многие, поскольку они озвучивают свое мнение перед критиками». Для стимуляции подобного обмена мнениями владельцы стали организовывать на своей территории интеллектуальные мероприятия – лекции, презентации образовательных программ, книг или журналов.

Кроме этого в креативных пространствах традиционно проводятся художественные выставки молодых, иногда маргинальных художников. Многие из них существуют именно как галереи с дополнительными коммерческими и лекционными помещениями. Возможность либо выставить свои работы, либо поучаствовать в художественной акции, позволяет каждому почувствовать себя не только интеллектуалом, но и творцом или со-творцом.

Центр искусств Невский, 8 – пример небольшого кластера, успешно объединяющего кофейню, выставочное и лекционное пространство и магазин товаров для художников. Планировочное решение центра лаконично, два правильных, прямоугольных помещения, соединенных коридором. Оформление выбрано соответствующее творческой направленности центра – естественные цвета, натуральные материалы и поверхности — деревянный пол и мебель, неоштукатуренные, покрытые белой, подчеркивающей кладку краской стены, и контрастные им бархатные диваны. Натуральные текстуры и мягкий свет оказались отличной основой для живописи и графики. Основной объем с барной стойкой и выставочной и лекционной зонами располагается на двух уровнях, что позволяет даже во время мероприятий разделять публику.

Другая площадка – «Море» – организована сложнее. Благодаря большому количеству разномасштабных помещений в одном пространстве удалось совместить максимум возможностей. Центральный объем, предназначенный для концертов, выставок и лекционных мероприятий, напоминает аквариум. Воздух и свет в помещение проникают сквозь большие окна, из которых на синие стены и потолок падают блики солнца. Вся мебель выполнена из темного дерева и если присмотреться, то оказывается сделана из деревянных поддонов. Соседняя комната с бежевыми стенами и контрастным темно-коричневым деревянным полом идеальна для выставок. Под экспозицию приспособлен и узкий коридор с бетонными неокрашенными стенами. Для лекций и камерных мероприятий предназначены два зала со стенами, выкрашенными в яркие, контрастные цвета. Есть здесь и залы, напоминающие классические тайм-кафе, с мягкими диванами, торшерами, настольными играми и полками с романами Дрюона и Гончарова. В одной из таких комнат поместился стол для настольного тенниса, в другой – фортепиано. Тема моря проходит через все пространство клуба, объединяя разрозненные помещения в единое целое. Дверные косяки и сами двери окрашены в бирюзовый цвет, как и часть мебели. В каждом помещении обязательно есть элемент так или иначе относящейся к морской тематике.

«Море» – интересный проект, показывающий, как разноплановые помещения легко объединяются благодаря функциональному разделению и продуманной планировке.

«Ткачи» — самый обширный креативный кластер в Петербурге, занимает здание бывшей ткацкой мануфактуры. На пяти этажах располагаются дизайнерские магазины, офисы медийных компаний и обширное публичное пространство, где проводятся выставки, фестивали, образовательные мероприятия. Интерьеры выполнены в свойственном лофтам стиле, с сохранением исторических кирпичных стен. Старая кладка расчищена и тонирована. Дизайнеры предусмотрели цветовую навигацию по этажам — каждый имеет свой цвет, который повторяется во всех помещениях.

В коворкинге предусмотрены все те же активности, что и в креативном пространстве, — выставочные площадки, зоны для лекций, но основная часть помещений отдана под офисные функции. За счет своей способности стимулировать творческие и интеллектуальные способности человека коворкинги оказались идеальным местом для работы представителей творческих индустрий. Свободный обмен идеями и опытом увеличивает продуктивность и способствует поиску оригинальных решений рабочих задач.

Самый известный коворкинг в Петербурге – «Зона действия», который создатели позиционируют как коворкинг-центр и образовательный клуб. Авторы проекта – молодая петербургская студия Rhizome group. «Зона действия» располагается в лофте Этажи, созданном на территории бывшего хлебозавода, поэтому дизайн-решение коворкинга следует общей концепции лофта – максимальное сохранение структуры производственных помещений. Архитекторы сохранили несущие опоры, не стали маскировать бетонный потолок, разместив светильники на кронштейнах поперек балок. Помещение бывшего кондитерского цеха разграничено стеллажами и временными перегородками на несколько отдельных офисов, open-space с рабочими местами для 20-30 человек, конференц-зал, event-зону и лобби. Дополнительно для разделения функций в интерьере используются разные уровни. В соответствии с идеологией построения коворкинга здесь есть и зоны отдыха — качели и мягкие диваны, которые располагаются на небольшом втором ярусе. Преобладающий цвет — белый, яркие акценты на нем создают синий пол, зеленые стулья и деревянные поверхности столов. Отдельно выделена кухня. Здесь используется тот же белый цвет, но потолок декорирован подвешенными бутылками и светильниками с растительными мотивами, растения расставлены и на небольших шкафах и подвешены к потолку.

Пространство коворкинга функционирует одновременно и как выставочное. Некоторые стены расписаны графикой в стиле стрит-арта, между рабочими местами помещена современная скульптура.

Многочисленные места для встреч и общения творческих, активных горожан волшебным образом придают городской среде новое измерение, способствуют реновации заброшенных промышленных и жилых зданий, наполняют улицы и набережные движением и жизнью. А это провоцирует не только увеличение туристического потока, но и создание новых рабочих мест, и развитие инновационных отраслей экономики и индустрии знаний.


Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта