Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 декабря 2016 г.

Культурная реновация: конкурс на проект «Музея XX века» в Берлине

В октябре в Берлине были объявлены результаты архитектурного конкурса на проект здания «Музея XX века», который должен будет вместить государственную коллекцию современного искусства. До конца года в здании Берлинского гравюрного кабинета можно увидеть выставку проектов, вошедших в лонглист конкурса. Будущий музей расположится в активно развивающемся со второй половины XX века культурном кластере города – Культурфоруме.

Культурфорум

 Конкурс проходил в два этапа. Конкурс идей, который предшествовал непосредственно архитектурному конкурсу, организаторы назвали «Музей XX века и его интеграция в городскую среду» и предложили участникам показать, как может быть спроектировано новое музейное здание и его непосредственное окружение, особенно с точки зрения перспективы городского и пространственного планирования.

 Вместе с Новой национальной галерей Миса ван дер Рое, новое здание должно будет составлять единое целое и концептуально (в обоих зданиях будет располагаться одна коллекция), и функционально. В будущем обе постройки будут соединены подземными выставочными пространствами. В то же время, новое здание понимается как независимое, с собственным входом, собственным зонированием и собственной идентичностью.

 В конкурсе принимали участие более 40 студий, в результате первую премию получило швейцарское бюро Herzog & de Meuron.

Среди других студий, вошедших в шорт-лист – Zaha Hadid Architects, gmp International, David Chipperfield Architects, OMA, Dominique Perrault Architecture, Snøhetta.

Проект Доменика Перро

Проект студии gmp

Проект студии Захи Хадид

Проект Дэвида Чипперфильда

Проект бюро Snøhetta

Проект ОМА

 Даже беглый обзор конкурсных проектов показывает, что главной сложностью оказалось не проектирование функционала музейного здания, а вписывание его в контекст окружающей модернистской архитектуры и соотнесение со зданием Миса ван дер Роэ. Многие открыто использовали архитектурные элементы стоящей рядом галереи, другие старались сделать здание максимально прозрачным, невидимым или придать ему наиболее лаконичные формы. Были даже попытки прямого цитирования. В результате первую премию получил проект никак явно идеи Миса ван дер Роэ не использующий.

Проект бюро Herzog & de Meuron отличается лаконичностью и отсутствием попыток «обыграть» стоящее рядом здание Новой национальной галереи. Его формы отсылают скорее к храмоподобной архитектуре экспозиционных пространств Музейного острова.  Сами архитекторы подчёркивают, что намеренно придали зданию не однозначный, трудно считываемый архитектурный образ, который напоминает одновременно склад, вокзал, рынок и храм, поскольку музей одновременно является хранилищем культуры, местом встреч и установления связей и, как храм, пространством тишины, размышлений и понимания себя и искусства.

Проект HdM

 Здание музея полностью облицовано кирпичом, и имеет длинную двускатную кровлю. Внутреннее пространство будет разделено на четыре части стволом дерева, помещённым в северо-восточную часть здания в зоне ресторанов. За счёт этого пространства, расположенного среди выставочных и фондовых помещений, музей станет местом не только для хранения и демонстрации искусства, но и для встреч. Внутреннее пространство спроектировано максимально открыто и устроено таким образом, чтобы разные группы посетителей активно пересекались между собой. Архитекторы объясняют эту идею следующим образом: «Музей является местом, где пересекаются различные пути и сталкиваются различные миры и менталитеты. Поэтому он имеет несколько входов и ориентирован во всех направлениях».

Район Культурофорума в Тиргартене, между Потсдамской площадью и Ландвер-каналом, отличается непростой судьбой и сложной идентичностью. Несмотря на внешнюю простоту проект Херцога и де Мёрона интересен именно тем, что пытается работать с этой неоднозначной городской средой. Он решает важную задачу объединения уже существующих, но разрозненных зданий. Филармония, Музей декоративного искусства, Музей гравюр, Галерея старых мастеров сейчас выглядят в пространстве форума и бурлящей жизнью Потсдамской площади потерянно, и проект предлагает план включения их в городскую ткань в качестве важных и равноправных игроков. Подключение и создание сетей архитекторы называют одной из главных задач их проекта для «Музея XX века».

164
Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта