Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
28 сентября 2017 г.

Иерусалим: современная архитектура в контексте

Иерусалим, находящийся в 40 минутах езды от Тель-Авива, демонстрирует совершенно особенное сочетание исторической, очень эклектичной и современной архитектуры. Во многом дизайн-код городскому ландшафту задаёт Старый город, где сосредоточена основная масса религиозных и культурных объектов, сформировавших идентичность города. Именно архитектура Старого города поддерживает традиции малоэтажной застройки и облицовки фасадов зданий иерусалимским камнем. И хотя новый генеральный план города предусматривает высотное строительство, облицовка светлым известняком продолжает оставаться обязательным требованием ко всем зданиям в городе.

В отличие от Тель-Авива Иерусалим кажется менее авангардным. Если городской ландшафт Тель-Авива характеризуется белыми оштукатуренными поверхностями, характерными для интернационального стиля, с горизонтальными лентами окон и динамичным колебанием форм, то иерусалимский модернизм с трудом узнаётся и ассоциируется с интернациональными трендами. Это не значит, что в городе не было баухауза, аналогичного тель-авивскому, однако историческое и символическое значение города и местные строительные традиции, идущие со времён Османской империи, сделали его монохромным и более спокойным. В нём современная архитектурная традиция нашла свою собственную характерную форму. Простота и функциональность европейского авангарда соединились здесь с архитектурной практикой, которая предпочитала простые кубические формы.

Баухауз в Иерусалиме. Улица Короля Георга

Баухауз в Иерусалиме. Улица Яффо 

Все знаковые объекты современной архитектуры располагаются за пределами исторического центра. Доминанта этой части города – не купола храмов, а тонкий изогнутый контур Струнного моста Сантьяго Калатравы. Вантовый мост, предназначенный для трамвайной линии, Калатрава спроектировал с одним наклонным пилоном, от которого веером расходятся кабели, поддерживающие основание моста. Кабели образуют параболическую форму, которая раскрывается в пространстве и напоминает гигантскую арфу – арфу царя Давида, являющуюся символом города.

Струнный мост

Недалеко от моста, в районе Гиват-Рам, реализуется один из самых амбициозных архитектурных проектов – по разработке бюро Herzog & de Meuron строится новое здание национальной библиотеки, которое должно быть завершено в 2020 году. Здание окончит формирование культурного кластера, где уже располагаются Еврейский университет, Музей Израиля, Музей науки и Музей библейских стран.

Проект предполагает строительство шестиэтажного здания с изогнутым профилем, традиционно облицованного светлым известняком. Прозрачные стены застеклённого первого этажа создадут эффект парения массивного каменного объёма в верхней половине постройки. Книги, являющиеся центром еврейской культуры, станут смысловым центром здания – читальные залы и библиотечные хранилища будут размещаться в нижних остеклённых этажах и станут доступны для обозрения с улицы.

Проект здания Национальной библиотеки Израиля 

Центральные районы города также постепенно насыщаются новой архитектурой. Недалеко от стен Старого города реализуется ещё один масштабный культурный проект – строительство Музея Толерантности. Проект осуществляется под руководством израильского архитектурного бюро Chyutin Architects. Здание располагается в сердце современного Иерусалима, в обновляющемся центре на границе между просторным парком Независимости и плотной городской застройкой, в месте, где соединяются три крупные городские артерии, которые отличаются по своему характеру и функции – туристический хаб, коммерческая зона и автомобильная магистраль. Удлинённое в плане здание объединяет эти улицы в единое городское пространство – новую площадь для постепенно обновляющегося центра Иерусалима.

Проект Музея толерантности 

Здания, окружающие будущий музей, представляют историю архитектуры города с XIX века до наших дней. И новая постройка интегрируется в этот разнородный ландшафт с помощью языка современной архитектуры, создавая мост между различными архитектурными стилями.

Здание разделено на два горизонтальных объёма: верхнее открытое трёхэтажное пространство выполняет функцию общественного пространства, нижнее, которое авторы проекта называют «тёмным ящиком», отдано под музейную экспозицию. Объёмы объединяет четырёхуровневое лобби.

Архитектурный язык здания музея отличает его от городской среды, но при этом позволяет сохранить непрерывность архитектурной традиции в аспекте высотности и строительных материалов. В соответствии с муниципальными правилами, фасады зданий, обращённые к городу, облицованы камнем, и они существуют в диалоге с каменными домами XIX и XX веков рядом с ним. Сложный пластический рисунок здания, искривлённого в нескольких плоскостях, воспринимается как отражение топографии Иерусалима, расположенного в окружении гор.

Из уже реализованных проектов можно отметить качественный средовой проект – здание Академии Полонского, также спроектированного Chyutin Architects. Компактный объём академии, в котором стекло, бетон и дерево отлично дополняют друг друга, органично вписывается в природный и урбанистический ландшафт, повторяя как перепады высот горной породы, так и окружающие здания в интернациональном стиле. Неомодернистская постройка получилась идеально ясной по форме, лёгкой и медитативной. Прозрачные стены, обращённые на засаженный зеленью двор, обилие пространства и дневного света, отделка помещений из натуральных материалов – превращают здание в идеальный учебный кампус.

Здание Академии Полонского 

В материале использованы собственные фотографии автора и изображения с сайта Wikimedia Commons.

Читайте также:

Тель-Авив. Архитектурная история

159
Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

11 декабря 2017 г.
22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта