Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
14 июля 2017 г.

Тель-Авив. Архитектурная история

Архитектурный облик Тель-Авива, экономического и культурного центра Израиля, за сто лет существования менялся неоднократно. В первые годы после основания город заселили выходцы из Восточной Европы, и его архитектура имела отчётливые восточноевропейские черты – большие окна, балконы, башенки, мансарды, всё это украшалось характерным орнаментом. В дальнейшем постройки приобретали всё больше черт местной мусульманской архитектуры, появилась облицовка плиткой, узкие арочные окна. Сложные взаимоотношения с соседними государствами предопределили изменение курса на западноевропейские архитектурные традиции.

Улица Алленби в Тель-Авиве. 1920-е гг. 

В первой трети XX века в Тель-Авиве работали архитекторы, прошедшие обучение в крупных европейских городах и не принимавшие символизм и декоративность в архитектуре. С их работ, выполненных исключительно в формах абстрактного функционализма, началось формирование тех районов, которые сегодня известны как «Белый город» – около четырёхсот построек в стиле баухауз, объявленных в 2003 году ЮНЕСКО объектами мирового культурного наследия.

Музей Баухауза в Тель-Авиве в одном из исторических зданий

Площадь Дизенгофа, застроенная в стиле баухауз. 1940-е гг. 

В 70-х годах популярность приобрёл европейский брутализм. Все строения этого периода вне зависимости от функции имеют схожие элементы – замкнутое внутреннее пространство, срезанные углы, наклонные стены, узкие окна и большие площади открытого бетона, которые выражают мощь и агрессивность.

Здание авиакомпании El-Al

Библиотека Бейт-Ариэла

Площадь Атарим 

С начала 1990-х годов Тель-Авив стремится встать в один ряд с крупнейшими мировыми столицами. Для этого город, который формировался в крайне сложных экономических и политических условиях путём слияния небольших поселений, должен был обрести чётко выделенные и разделённые исторический и деловой центры. В результате деловой центр – сити – активно развивается по берегам реки Аялон, а досуговые и жилые функции остаются в Белом городе.

С этого момента начинается активное развитие этих двух зон, в исторической происходит постепенная реновация и реконструкция зданий, в деловой – активное новое строительство. Первое и ставшее знаковым для города здание в сити – Башни Азриэли. Три небоскрёба круглой, квадратной и треугольной формы стали органичной частью архитектурного пейзажа города во многом благодаря качественному архитектурному и градостроительному решению. Строгую симметрию зданий подчёркивают ровные горизонтальные ряды окон, издалека напоминающие мозаичное панно. Несмотря на огромный для малоэтажного Тель-Авива масштаб, здания прекрасно вписаны в городскую инфраструктуру, к нему подведены все виды общественного транспорта, включая железную дорогу. Для пересечения оживлённого шоссе Бегин предусмотрен пешеходный мост.

Башни Азриэли 

Долгое время небоскрёбы, которыми до сих пор застраивается деловой центр, резко контрастировали с находившимся в крайне запущенном состоянии архитектурным наследием предыдущих эпох. Сегодня районы трущоб реконструируются и приобретают европейский вид. Один из последних проектов комплексной реконструкции – район Неве-Цедек. Первый район Тель-Авива, основанный ещё в конце XIX века, к середине XX превратился в трущобы. Его комплексная реновация началась в 1977 году и продолжается до сих пор. Некоторые здания были объявлены памятниками культуры и отреставрированы, другие снесены и восстановлены. Любое строительство здесь разрешено при условии сохранения первоначального стиля здания и в соответствии с внешним обликом района. Характерный пример такого контекстуального строительства – здание начальной школы имени Марка Шагала.

Начальная школа имени Марка Шагала. Фасад, выходящий во внутренний двор

Начальная школа имени Марка Шагала. Фасад, выходящий на улицу 

Постройка, с одной стороны, следует тель-авивской архитектурной традиции строительства невысоких зданий с белыми фасадами. Однако есть здесь и необычные элементы. Архитекторы включили в проект прямые отсылки к творчеству Шагала. Здание разделено на два объёма – центральная зона с комнатами, расположенными вокруг небольшого двора, и вторая секция с просторными и трансформируемыми пространствами классов. Северный фасад основного объёма закрыт экраном, выполненным из перфорированных алюминиевых панелей, которые закрывают окна, сохраняя при этом естественный свет в помещениях. На панелях выгравирована картина Марка Шагала «Над городом». За счёт неоднородного цвета, игры света и тени изображение кажется почти голографическим, появляясь и исчезая в зависимости от угла зрения.

В городе активно развивается и культурная функция. В 2011 году был построен Павильон Герты и Пауля Амир, новый корпус Тель-Авивского музея изобразительных искусств. Выросшее среди бетонной застройки, белое здание с ломаными контурами фасадов напоминает фигурку оригами, брошенную на улице. Архитектурное пространство музея одновременно линейно и многослойно, его ключевой элемент – наполненный светом атриум. Он ориентирует и ведёт посетителя от одного уровня к другому, объединяет все экспозиционные пространства музея и приносит естественное освещение на нижний уровень здания. Внешняя оболочка фасадов представляет собой «складчатую» поверхность, которая ломается под разными углами, формируя динамический орнамент, состоящий из 430 полированных цементных панелей.

Павильон Герты и Пауля Амир 

Ещё одно яркое архитектурное решение – Дом мира Шимона Переса в муниципальном образовании Тель-Авива – Яффо. Вытянутая, прямоугольная в плане постройка стоит на берегу моря среди исторической арабской застройки. Фасады здания составлены из попеременно повторяющихся слоёв зеленоватого бетона и стекла. Это чередование олицетворяет, по замыслу архитектора, время и терпение, которые требуются для установления и поддержания мира.

Центр мира Шимона Переса 

В цокольном этаже, облицованном каменными блоками, располагается вестибюль, освещённый световым колодцем, который одновременно служит выставочным пространством и залом для проведения приёмов. На остальных этажах находятся офисы, аудитории, библиотека, архивы, образовательный центр.

В материале использованы собственные фотографии автора, а также изображения с ресурса wikipedia.com

123
Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

11 декабря 2017 г.
22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта