Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
24 марта 2016 г.

Эволюция музейного пространства

Часть II. От храма к форуму. 

В XX веке среди функций музея начинает преобладать социальная составляющая. Музей больше не воспринимается как источник истины, научного знания или эстетического переживания, он превращается в элемент социальной структуры, в инструмент, который используется для достижения конкретных целей, например, реформирования общества. 

Если на предыдущих этапах существования пространство музея визуально репрезентировало научное и художественное знание, то в XX веке оно играет роль, с одной стороны, универсального архива, хранящего прошлое, с другой, инструмента работы с массовым сознанием. Теперь выбор предметов и фактов, а также их интерпретация в рамках экспозиции, основывается не только на объективных критериях, но и на потребностях времени, а трактовка социальных феноменов происходит в контексте легитимации интересов определенных общественных групп.

Таким образом, вслед за музеем, музейное здание превращается в функциональный контейнер – пространство с ясно выраженной идеологической направленностью, общий контекст экспозиции и архитектура которого может значительно меняться в зависимости от набора экспонатов и их подачи. Вследствие этого, единый тип архитектуры с характерными элементами исчезает, теперь пространство каждый раз выстраивается согласно прагматическим задачам и подходам.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три ключевые тенденции в развитии музея и, соответственно, музейной архитектуры на протяжении XX века.

Во-первых, это трансформация классических музейных форм, то есть сохранение традиции восприятия музея как храма искусства и сакрального пространства, и одновременно с этим попытки, в том числе и за счет изменения архитектурного образа, создать контекст, зачастую необходимый для правильного восприятия музейного предмета зрителем.

Интересный пример такого современного прочтения музея-храма – Кунстхаус Петера Цумптора. Здание сконструировано из гладких бетонных плит черного цвета, его основной объем состоит из четырех стеклянных горизонтальных помещений, поддерживаемых бетонным каркасом. Заходя в музей с восточной стороны, посетитель видит куб, стены которого покрыты размещенными на арматуре большими матовыми стеклянными панелями, которые не вплотную прилегают к фасаду здания и создают эффект защитной оболочки, светового и температурного регулятора. Стены и потолки выставочных пространств имеют шероховатую поверхность в отличие от полов, которые практически глянцевые и призваны отражать свет, идущий через фасад здания. В проекте соединены аккуратно подобранные текстуры, эффект натурального света и небольшой размер здания, что придает музею некоторую эфемерность.

Кунстхаус в Брегенце, Петер Цумптор 

Вторая тенденция – появление музеев, материализующих идеи. Они могут иметь разную направленность – политическую, социальную, культурную. Например, музейные проекты Даниэля Либескинда, особенно военной тематики, воплощают идеи переосмысления и переживания трагедии.

Еврейский музей в Берлине, Даниэль Либесеинд

Военно-исторический музей в Дрезедене, Даниэль Либескинд

Имперский военный музей в Манчестере, Даниэль Либескинд 

Могут быть и другие идеи. Например, идея необходимости социальной интеграции посетителей. Ее можно проследить в проектах Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье. В частности, в здании музея Гуггенхайма в Нью-Йорке Райт использовал типичные для музея структурные элементы: сводчатое пространство, лестницы, трансформировавшиеся в пандусы и др. Однако этот проект революционизировал отношения между искусством, архитектурой и зрителем. Райт противопоставил движение геометрии пространства: пандус и ротонда заставляют посетителей видеть друг друга и объекты экспозиции в беспрецедентном количестве перспектив.

Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Фрэнк Ллойд Райт 

Тогда же, в 1959 году, в Токио открылся Национальный музей западного искусства, построенный по проекту Ле Корбюзье. Внутри квадратного пространства музея расположены два балкона, с которых можно созерцать выставленные внизу объекты, а пандус позволяет посетителю видеть одновременно и выставочное пространство, и балконы. Подобные приемы исключают индивидуальное, интимное общение с предметом, но позволяют избежать изоляции человека, его отчужденности, создавая дополнительные возможности для коммуникации.

Национальный музей западного искусства в Токио, Ле Корбюзье 

Идеи культурной идентичности, сохранения исторической памяти также легко воплощаются в новой музейной архитектуре. Не самый известный, но, тем не менее, интересный музей, работающий с этой темой, – Абтайберг в Мёнхенгладбахе. Проект, выполненный Хансом Холляйном и названный «рисовыми террасами», адаптирован к историческому ландшафту. Холляйн учел контекст и использовал расположение на холме, близость к готическому собору, а также барочному дворцу, чтобы представить коллажеподобный ансамбль различных компонентов, которые в сумме создают силуэт города. Экспозиция располагается в группе прямоугольных зданий с пилообразными заостренными крышами, покрытыми цинковыми листами. Рядом с ними располагается невысокое здание, облицованное песчаником, предназначенное для временных выставок. Архитектор сумел вписать в проект даже склон холма, на котором располагаются разноуровневые террасы.

Музей Абтайберг в Мёнхенгладбахе, Ханс Холляйн 

Третья тенденция – эволюция от представления о музее как исключительно научно-исследовательском и образовательном учреждении к стремлению к универсальности. Это отражается в появлении новых принципов музейной работы, в развитии форм «мягкой» музеефикации, расширении тематики экспозиций, изменении состава и профиля работающих в музее специалистов, привлечении общественности к проблемам повседневной деятельности музея. К традиционным музейным функциям добавляются не музейные. Так возникают учреждения музейного типа или культурные центры, имеющие соответствующую новым функциям структуру архитектурного пространства. Музей создавался как новый тип публичного форума. Это пример подхода, ориентированного на неопределенность и оптимальную гибкость, что позволяет приспосабливать его под любые цели. Ле Корбюзье еще в 1925 г. в работе «Современное декоративное искусство» предлагал переосмыслить музей как пространство, постоянно изменяющееся в соответствии с ходом развития искусства, созданное для общения деятелей культуры и поиска новых направлений для всех видов искусства.

Первым таким форумом был Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду в Париже. Этот проект, выполненный в 1977 году Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом, впервые открыл музейное здание окружающей городской среде, включив в себя, помимо собственно музейных служб, кафе, магазины, кинотеатр.

Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду в Париже, Ренцо Пиано и Ричард Роджерс

Получив такое социальное и культурное влияние, музей начинает все активнее устремляться за пределы традиционных границ. Он трансформируется, расширяется, прорастая в городскую среду, мигрируя из центральных районов в спальные, тем самым приобретая еще больший социальный статус.

Музей больше не обособлен, он стремится быть повсюду, совмещая в себе множество функций, превращаясь в аналог греческой агоры. И даже организацией пространства он напоминает агору – музейные здания образуют кластеры: острова, кварталы, городки. Объединяясь таким образом, музеи приобретают ключевое значение в символической экономике города. 

Музейный остров в Берлине

Музейный квартал в Вене

Проект музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина 

Ксения Сурикова 

Читайте также:

Эволюция музейного пространства: от кабинета до квартала

«Эффект Бильбао» в действии: архитектура музеев современного искусства

Интервью с директором Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП) Мариной Джигарханян

555
Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта