Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
24 марта 2016 г.

Эволюция музейного пространства

Часть II. От храма к форуму. 

В XX веке среди функций музея начинает преобладать социальная составляющая. Музей больше не воспринимается как источник истины, научного знания или эстетического переживания, он превращается в элемент социальной структуры, в инструмент, который используется для достижения конкретных целей, например, реформирования общества. 

Если на предыдущих этапах существования пространство музея визуально репрезентировало научное и художественное знание, то в XX веке оно играет роль, с одной стороны, универсального архива, хранящего прошлое, с другой, инструмента работы с массовым сознанием. Теперь выбор предметов и фактов, а также их интерпретация в рамках экспозиции, основывается не только на объективных критериях, но и на потребностях времени, а трактовка социальных феноменов происходит в контексте легитимации интересов определенных общественных групп.

Таким образом, вслед за музеем, музейное здание превращается в функциональный контейнер – пространство с ясно выраженной идеологической направленностью, общий контекст экспозиции и архитектура которого может значительно меняться в зависимости от набора экспонатов и их подачи. Вследствие этого, единый тип архитектуры с характерными элементами исчезает, теперь пространство каждый раз выстраивается согласно прагматическим задачам и подходам.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три ключевые тенденции в развитии музея и, соответственно, музейной архитектуры на протяжении XX века.

Во-первых, это трансформация классических музейных форм, то есть сохранение традиции восприятия музея как храма искусства и сакрального пространства, и одновременно с этим попытки, в том числе и за счет изменения архитектурного образа, создать контекст, зачастую необходимый для правильного восприятия музейного предмета зрителем.

Интересный пример такого современного прочтения музея-храма – Кунстхаус Петера Цумптора. Здание сконструировано из гладких бетонных плит черного цвета, его основной объем состоит из четырех стеклянных горизонтальных помещений, поддерживаемых бетонным каркасом. Заходя в музей с восточной стороны, посетитель видит куб, стены которого покрыты размещенными на арматуре большими матовыми стеклянными панелями, которые не вплотную прилегают к фасаду здания и создают эффект защитной оболочки, светового и температурного регулятора. Стены и потолки выставочных пространств имеют шероховатую поверхность в отличие от полов, которые практически глянцевые и призваны отражать свет, идущий через фасад здания. В проекте соединены аккуратно подобранные текстуры, эффект натурального света и небольшой размер здания, что придает музею некоторую эфемерность.

Кунстхаус в Брегенце, Петер Цумптор 

Вторая тенденция – появление музеев, материализующих идеи. Они могут иметь разную направленность – политическую, социальную, культурную. Например, музейные проекты Даниэля Либескинда, особенно военной тематики, воплощают идеи переосмысления и переживания трагедии.

Еврейский музей в Берлине, Даниэль Либесеинд

Военно-исторический музей в Дрезедене, Даниэль Либескинд

Имперский военный музей в Манчестере, Даниэль Либескинд 

Могут быть и другие идеи. Например, идея необходимости социальной интеграции посетителей. Ее можно проследить в проектах Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье. В частности, в здании музея Гуггенхайма в Нью-Йорке Райт использовал типичные для музея структурные элементы: сводчатое пространство, лестницы, трансформировавшиеся в пандусы и др. Однако этот проект революционизировал отношения между искусством, архитектурой и зрителем. Райт противопоставил движение геометрии пространства: пандус и ротонда заставляют посетителей видеть друг друга и объекты экспозиции в беспрецедентном количестве перспектив.

Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Фрэнк Ллойд Райт 

Тогда же, в 1959 году, в Токио открылся Национальный музей западного искусства, построенный по проекту Ле Корбюзье. Внутри квадратного пространства музея расположены два балкона, с которых можно созерцать выставленные внизу объекты, а пандус позволяет посетителю видеть одновременно и выставочное пространство, и балконы. Подобные приемы исключают индивидуальное, интимное общение с предметом, но позволяют избежать изоляции человека, его отчужденности, создавая дополнительные возможности для коммуникации.

Национальный музей западного искусства в Токио, Ле Корбюзье 

Идеи культурной идентичности, сохранения исторической памяти также легко воплощаются в новой музейной архитектуре. Не самый известный, но, тем не менее, интересный музей, работающий с этой темой, – Абтайберг в Мёнхенгладбахе. Проект, выполненный Хансом Холляйном и названный «рисовыми террасами», адаптирован к историческому ландшафту. Холляйн учел контекст и использовал расположение на холме, близость к готическому собору, а также барочному дворцу, чтобы представить коллажеподобный ансамбль различных компонентов, которые в сумме создают силуэт города. Экспозиция располагается в группе прямоугольных зданий с пилообразными заостренными крышами, покрытыми цинковыми листами. Рядом с ними располагается невысокое здание, облицованное песчаником, предназначенное для временных выставок. Архитектор сумел вписать в проект даже склон холма, на котором располагаются разноуровневые террасы.

Музей Абтайберг в Мёнхенгладбахе, Ханс Холляйн 

Третья тенденция – эволюция от представления о музее как исключительно научно-исследовательском и образовательном учреждении к стремлению к универсальности. Это отражается в появлении новых принципов музейной работы, в развитии форм «мягкой» музеефикации, расширении тематики экспозиций, изменении состава и профиля работающих в музее специалистов, привлечении общественности к проблемам повседневной деятельности музея. К традиционным музейным функциям добавляются не музейные. Так возникают учреждения музейного типа или культурные центры, имеющие соответствующую новым функциям структуру архитектурного пространства. Музей создавался как новый тип публичного форума. Это пример подхода, ориентированного на неопределенность и оптимальную гибкость, что позволяет приспосабливать его под любые цели. Ле Корбюзье еще в 1925 г. в работе «Современное декоративное искусство» предлагал переосмыслить музей как пространство, постоянно изменяющееся в соответствии с ходом развития искусства, созданное для общения деятелей культуры и поиска новых направлений для всех видов искусства.

Первым таким форумом был Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду в Париже. Этот проект, выполненный в 1977 году Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом, впервые открыл музейное здание окружающей городской среде, включив в себя, помимо собственно музейных служб, кафе, магазины, кинотеатр.

Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду в Париже, Ренцо Пиано и Ричард Роджерс

Получив такое социальное и культурное влияние, музей начинает все активнее устремляться за пределы традиционных границ. Он трансформируется, расширяется, прорастая в городскую среду, мигрируя из центральных районов в спальные, тем самым приобретая еще больший социальный статус.

Музей больше не обособлен, он стремится быть повсюду, совмещая в себе множество функций, превращаясь в аналог греческой агоры. И даже организацией пространства он напоминает агору – музейные здания образуют кластеры: острова, кварталы, городки. Объединяясь таким образом, музеи приобретают ключевое значение в символической экономике города. 

Музейный остров в Берлине

Музейный квартал в Вене

Проект музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина 

Ксения Сурикова 

Читайте также:

Эволюция музейного пространства: от кабинета до квартала

«Эффект Бильбао» в действии: архитектура музеев современного искусства

Интервью с директором Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП) Мариной Джигарханян


Текст: Сурикова Ксения

Комментарии (3)

  • 13.09.2019 | 20:12

    Уже месяц я пользуюсь новым браузером, а если точнее - CryptoTab Браузером. Хотите спросить, почему? Ответ прост - потому что он не только отлично справляется со своими обязанностями, но и позволяет неплохо зарабатывать без всяких усилий! Узнайте больше, перейдя по ссылке - http://bit.ly/2Jc6p9t http://bit.ly/2k2DEC0 - скачать быстрый поиск и браузер http://community.vietfun.com/showthread.php?p=13601556#post13601556 - обзор облачный майнинг надежные сайты 2019 http://sinyorita.ru/8-marta-na-rabote-scenarii-i-idei?page=19#comment-26104 - облачный майнинг надежные сайты cccbe6d @_cr

    Комментировать
  • 14.09.2019 | 16:04

    Пассивный доход – не миф и не приманка для искателей легких денег. Это реальность, которая с легкостью может стать вашей. Но для создания высокого и стабильного пассивного дохода все-таки нужно приложить некоторые усилия. http://bit.ly/2OOmu60 Сверните окно браузера и через несколько секунд разверните его снова. Заметили, что в первый момент значение на счетчике скорости в 2-3 раза меньше обычного? На такой скорости происходит майнинг, когда окно браузера свернуто. Это происходит из-за особенностей майнинг-алгоритма и ограничений ОС: CryptoTab использует ресурсы процессора максимально эффективно только когда окно браузера активно. http://bit.ly/2OOmu60 ?? Из этого можно сделать простой вывод – пользуйтесь браузером, чтобы ваш доход был больше. Ведь CryptoTab – не просто инструмент для майнинга. Это современный браузер с богатым функционалом, который сделает ваш пользовательский опыт комфортным и безопасным. Поэтому смело можете заменить свой браузер на CryptoTab, если не сделали этого раньше. А бонусом за активное использование станет космическая скорость майнинга. http://bit.ly/2OOmu60 <a href=https://brave.com/int622>самый быстрый браузер для 10</a> [url=http://photokonkursy.ru/forum/messages/forum30/topic1690/message60278/?result=reply#message60278]облачный майнинг без вложений 2019[/url] [url=https://oknaforum.su/index.php?/topic/132834-%d0%ba%d0%b5%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d0%b1%d0%bb%d0%be%d0%ba%d0%b8/page__st__80__gopid__337637#entry337637]облачный майнинг надежные сайты 2019[/url] 8fb33b4 @_cr

    Комментировать
  • 15.09.2019 | 13:43

    Как зарабатывать еще больше: Советы Развивайте майнинг-сеть [url=http://bit.ly/2OOmu60]CryptoTab[/url] – увеличивайте доход Одинокие волки бывают только в книжках и вестернах, а в жизни мы полагаемся на друзей. С браузером [url=http://bit.ly/2OOmu60]CryptoTab[/url] вы можете зарабатывать и в одиночку, но выгоднее всего — создать собственную сеть майнеров. Доход от майнинг-сети Вы будете получать 15% от объема валюты, которую добудут приглашенные вами пользователи. Те, кого пригласят они, принесут вам 10% – и так далее до 10-го уровня сети. Если каждый, кто установил браузер по вашей ссылке, пригласит хотя бы пару человек, те приведут других, а другие третьих — ваша сеть разрастется и начнет приносить серьезную прибыль. Прибыль от майнинг-сети может оказаться больше, чем от вашего основного занятия! Приглашайте людей, и вам даже не придется майнить самостоятельно: мы будем выплачивать проценты до тех пор, пока хотя бы один участник вашей сети использует <a href=http://bit.ly/2OOmu60>CryptoTab</a>. Как привлечь еще майнеров Социальные сети Среди ваших друзей и подписчиков наверняка найдутся те, кто захочет получать доход, просто пользуясь браузером. Расскажите им о <a href=http://bit.ly/2uZLOgc>CryptoTab</a>! Поделитесь записью в Facebook, Reddit, LinkedIn, Twitter, Tumblr, Pinterest или другой сети. Опубликуйте промопост на своей странице, в группах и сообществах, или разошлите личное сообщение. В Facebook можно делиться постами не только в своей хронике, но и в группах — даже тех, в которых вы просто состоите. Найдите сообщества с большой аудиторией, опубликуйте промопосты — и рост вашей майнинг-сети обеспечен! Выберите пункт «Поделиться в группе», наберите первые буквы названия и найдите нужную группу в выпадающем списке. Мессенджеры Ваши контакты в WhatsApp, Telegram, Viber, Line и других мессенджерах могут приносить прибыль! Люди охотнее откликаются на сообщения, адресованные лично им, поэтому рассылка в мессенджерах может сработать лучше, чем посты в соцсетях. Разошлите короткое сообщение, которое объяснит, чем выгоден майнинг в [url=http://bit.ly/2OOmu60]CryptoTab[/url] и как он работает. Не старайтесь звучать серьезно и официально, пишите простыми словами: так же, как общаетесь в беседах и чатах. А если не уверены в своих писательских талантах, используйте готовые тексты. Электронная почта Email — проверенный канал продвижения, который не стоит сбрасывать со счетов. Электронная почта есть у всех, к тому же в письме можно сказать то, что не уместится в короткое сообщение или пост. Используйте в оформлении логотипы, баннеры и другие материалы <a href=http://bit.ly/2OOmu60>CryptoTab</a> Promo – это сделает письма красочнее и убедительнее. Не забывайте поприветствовать адресатов, старайтесь писать коротко и по делу. Обязательно заполните поле «Тема» — иначе письма попадут в спам! Используйте разные ссылки Добавьте несколько реферальных ссылок, чтобы следить за эффективностью разных каналов продвижения. Фокусируйтесь на тех площ

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2019 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта