Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 марта 2016 г.

Эволюция музейного пространства: от кабинета до квартала

Часть 1. Становление музейного пространства.

Музей изменяется постоянно. За четыреста лет существования он прошел путь от частного собрания диковинных вещей до ключевого элемента национальной культурной политики и экономики. Факторы, определившие эту эволюцию, разнообразны, разрозненны и трудно поддаются классификации. Единственное, что очевидно – с расширением функций музея трансформировалось его пространство.

Традиционно историю музеев отсчитывают от эпохи Возрождения, когда возникают первые собрания произведений искусства. И хотя коллекционирование в этот период было исключительно частным, и собрания не предназначались для широкого показа, специальные выставочные пространства для них все же оборудовались.

Самым небольшим хранилищем был шкаф-кабинет, который представлял собой ларец или шкафчик с двумя створками, за которыми находились выдвижные ящички. Обычно кабинеты изготавливали из дорогих пород дерева и украшали живописными вставками или инкрустациями, уделяя особое внимание внутренней отделке, поскольку их часто держали в открытом виде. Предметы в нем никогда не лежали в свободном порядке, в их расположении и принципе отбора обязательно присутствовала и концепция, и система. В декор шкафа-кабинета вкладывался определенный символический смысл, он играл важную роль в передаче основополагающей идеи собрания.

Ренессансный кабинет, Италия, Сиена, 1450-80 гг.

Более крупным местом расположения коллекций было студиоло, уже больше напоминающее современную экспозицию. Это небольшой кабинет для занятий правителя или другого влиятельного лица, где размещали художественные коллекции гемм, медалей, рукописей, живописи и скульптуры. Несмотря на то, что коллекции в студиоло выполняли лишь одну функцию — эстетическую, в своем основании они всегда имели концепцию, разработанную для владельца специально приглашенными гуманистами. Декор подчеркивал причастность владельца к гуманистическим знаниям, демонстрировал воззрения или прославлял военные подвиги.

Студиоло во дворце в Губбио, Италия 1439-1501 гг.

Студиоло Франченско I Медичи, Италия, Флоренция, 1570-1572 гг. 

Вплоть до XVII века музейное пространство не менялось. Собрания живописи и скульптуры размещались во дворцах, в личных покоях и чаще всего были недоступны для публики.

В Новое время происходит расширение понятия музея и увеличение числа его функций. К хранению и демонстрации прибавляются исследовательская и образовательная составляющие. В это же время музей становится публичным. И именно с последним явлением связано формирование музея как нового типа общественного здания, когда коллекции перестают размещать во дворцах и правительственных сооружениях, и начинается непосредственное музейное строительство.

Первыми специально построенными музейными зданиями были Ашмолеанский музей и музеи в Касселе (Фридерицианум) и Риме (Пио-Клементийский музей). При проектировании теперь учитываются и новые функции музея (образовательная и исследовательская), и то, что музейное здание становится одной из главных городских доминант и обязательным компонентом городской среды. В связи с увеличением коллекций и с притоком посетителей увеличивается размер здания, появляются новые помещения (лекционный зал, библиотека, анатомический театр, служебные помещения). Поэтому возникает необходимость на уровне архитектуры здания разделять подсобные, экспозиционные и прочие помещения.

Старый Ашмолеанский музей, Англия, Оксфорд, 1683 г.

Музей Фридерицианум, Германия, Кассель, 1769-1779 гг., арх. Симон Луис де Рея

Пио-Клементинский музей, Италия, Рим, 1775 г., арх., М. Симонетти. 

Изучение хранящихся в музее коллекций привело к мысли о невозможности экспонирования в одинаковых условиях разных типов предметов — живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, это также повлияло на архитектурные проекты музейных зданий. Теперь для каждого вида искусства предполагается отдельное помещение или даже здание. В Мюнхене архитектором Лео фон Кленце строятся Глиптотека (1830) — хранилище скульптуры и Пинакотека (1836) — хранилище живописи. Глиптотека представляет собой классический храм — одноэтажный, с центральным портиком, поддерживаемым восемью ионическими колоннами. Фасады здания украшают статуи, символизирующие историю развития скульптуры и определяющие назначение здания как пантеона ваяния. В свою очередь на балюстраде фасада здания Пинакотеки Кленце поместил статуи великих художников, как бы представляя историю развития живописи и определяя назначения музея.

Глиптотека, Мюнхен, Германия, 1830 г., арх. Л. Кленце

Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия, 1826-1836 гг. арх. Л. Кленце

Но инновацией в музейной архитектуре стал другой проект Кленце – здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, где была реализована развитая система залов и кабинетов. Проект здания предполагал использование характерного для данного периода образа музея как храма науки: фасад в неогреческом стиле, портик с атлантами, вестибюль и парадная лестница. Скульптура и живопись, а также картины разных форматов размещались отдельно. При этом для больших картин предназначались залы и галереи с верхним светом, а для работ меньшего размера — кабинеты с боковым освещением. Залы скульптуры на первом этаже были освещены верхним светом, направленным сбоку.

Новый Эрмитаж, 1842-1851, Россия, Санкт-Петербург, арх., Л. Кленце 

В этом же здании был реализован еще один новый принцип — стилистическое единообразие внешнего облика здания, интерьеров и коллекций. Расположение скульптурных фигур на фасаде Нового Эрмитажа соответствовало размещению коллекций в интерьере: статуи Поликлета, Скопаса и Фидия отвечали залам античности, а Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка — экспозиции живописи. Аналогично, в стиле времени, к которому относились экспонаты, оформлялись залы музея, превращаясь в иллюстрацию к экспозиции и дополняющую собрание среду. Таким образом, в единое целое связывались все элементы музея. В XX веке от этого принципа намеренно откажутся.

Появление научных аспектов в деятельности музея приводит к формированию его образа как «пантеона науки», служащего исследованиям и просвещению публики. Здание Старого музея в Берлине (изначально Королевский музей), построенное по проекту архитектора Фридриха Шинкеля, выражало эту идею в наиболее явной форме. Призматический объем внешнего вида здания прикрывал два светлых дворика, помещенные по обеим сторонам ротонды, в которой были выставлены скульптурные произведения. Шинкель соединил классические мотивы в новом синтезе: главный фасад, его ионический ордер был основан на греческой стое, в то время как ротонда имела высоко возведенный купол с проемом по образцу Пантеона в Риме. Подтверждает главенство научной составляющей музея надпись на антаблементе «Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изучения всевозможных античных предметов и свободных искусств в 1828 году».

Старый музей, Германия, Берлин, 1822-1830 гг., арх. К. Шинкель 

Именно в этот период формируются структурные системы, которые впоследствии будут постоянно воспроизводиться в музейных зданиях: широкая лестница, ротонда с куполом, открытый дворик и длинные залы, своды, колоннады, галереи. Эти элементы есть и в музее Прадо, и в Национальной галерее, и в Британском музее.


Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта