Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 июля 2015 г.

Современная память пышной старины

Современная память пышной старины
 

Интерьерный фотограф Кандида Хёфер теперь и в России – в Эрмитаже показывают ее петербургские фотоработы.


Кандида Хёфер – одна из самых известных и дорогих фотографов в мире. В феврале 2015 года ее фотография Музея Карнавале была продана на аукционе за $34 599. К своим 70 годам она покорила все вершины фотографического олимпа, представляла Германию на Венецианской биеннале, выставлялась в музеях современного искусства в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Париже, Стокгольме. Интерьеры общественных пространств она стала снимать в 1979 году во время учебы в Дюссельдорфе, будучи ученицей концептуальных фотографов Бернда и Хилле Бехер. В коллекции Хёфер есть Лувр, галерея Уффици, Португальская королевская библиотека в Рио-де-Жанейро, оперный театр Ла Скала в Милане и многое другое.

Поездка в Россию в июле 2014 года пополнила ее портфолио новыми работами: Кандида Хёфер снимала во дворцах Петербурга, Пушкина и Павловска. На ее сегодняшней выставке в Северной столице представлены 24 работы (а не 25, как указано в описании от организаторов), из них по 4 фотографии приходится на Павловский дворец и Екатерининский дворец в Пушкине, по 1 – на Мариинский театр и Юсуповский дворец на Мойке (театр). Наибольшее количество снимков (14) – это интерьеры Государственного Эрмитажа, 10 из которых автор подарила музею.


Античные залы Эрмитажа

Многие в России пишут фамилию самой известной женщины-фотографа Германии через «о» – Хофер, но правильней все же – Хёфер. То ли традиция много лет назад так сложилась, то ли не сильно задумывались над правильным написанием... Одно можно сказать точно: в России Хёфер не видели и явно заждались. Символично, что она появилась в главном музее Северной столицы, который с недавних пор стал активно показывать современное искусство (в том числе фотографов) в Главном штабе, открытом после масштабной перестройки. Текущая выставка носит название «Кандида Хёфер. Память» и создана в рамках Года современной фотографии в Государственном Эрмитаже, а также в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» по продвижению современного искусства XX-XXI веков.

Пышной старины в Петербурге достаточно – память прежних эпох хранят дворцы и театры, где есть что вспомнить и сфотографировать. Совершенные интерьеры прошлых веков находили Кандиду Хёфер в городе на Неве сами, будь то залы и лестницы Эрмитажа, театр Юсуповых с княжеской ложей или интерьеры дворца в Павловске. Дополнительный свет она не использовала, композицию всегда выбирала симметричную (за исключением Мариинского театра, снятого с балкона, и, пожалуй, закругленного коридора в Павловском дворце). Казалось бы, никакого новаторства, однако снимки очень гармоничны, вызывают интерес к архитектурным памятникам и доставляют эстетическое удовольствие.


Эрмитаж. Военная галерея Зимнего дворца


Эрмитаж. Иорданская (посольская) лестница

Созерцать фотографии в камерном светлом зале, расположенном на третьем этаже Главного штаба, приятно и комфортно: для зрителей доступны ступенчатые белые скамейки. В эпоху, когда чуть ли не каждый второй называет себя фотографом, самое время поучиться у Мастера и… на минуточку стать созерцателем, абстрагируясь от современности, – примерно так же, как в соседних залах третьего этажа, где велико немецкое присутствие. Рядом с Кандидой Хёфер – так исторически сложилось – выставляется германское искусство XIX века: картины Каспара Фридриха, известные портреты Бисмарка и Марии Федоровны, романтические пейзажи.

Естественно, все петербургские заведения, запечатленные художницей, пусты. Безлюдность – отличительная черта ее творчества. Художница демонстрирует интерьеры, которые словно ведут затворническую жизнь и идеальны сами в себе, без человеческого присутствия. Конечно, музей или театр без людей – мертв и холоден. Но что-то в этом есть.


Эрмитаж. Георгиевский (Большой тронный) зал


Эрмитаж. Лоджия Рафаэля

Сама Кандида Хёфер так рассказывает о своем пути к пустынным архитектурным портретам: «Я хотела запечатлеть, как люди ведут себя в общественных местах и поэтому начала фотографировать театры, дворцы, оперы, библиотеки и т.п. Через некоторое время мне стало понятно, что то, что люди делают в этих пространствах – и то, что эти пространства делают с людьми – лучше всего видно, когда никого нет, точно так же, как отсутствующий гость зачастую становится предметом разговора».

В отличие от запечатленного на пленке, в жизни есть люди – и вот они-то и не дают покоя созерцателям в музеях или театрах, особенно во время сезона. А попасть «на закрытый показ» простому смертному не получится. Бывает, в среду вечером (а Эрмитаж работает в этот день недели всегда до 21:00) можно оказаться одиноким посетителем какого-нибудь зала Стасова или Брюллова, но это мимолетное видение случается редко. А у Кандиды Хёфер эти мгновения отсняты за одну секунду и доступны публике – Эрмитаж в Эрмитаже, галерея в галерее... На снимках все по-медицински стерильно и светло, по-немецки выверено и четко, по-кандидовски симметрично и ритмично – она очень любит подмечать повторяющиеся формы. Как ни старайся, но не найдешь ни неровного ряда банкеток в Военной галерее Зимнего дворца, ни загнутого ковра на лестнице Екатерининского дворца, ни криво поставленного стула в Российской национальной библиотеке (на выставке этот известный снимок не представлен – быть может, именно он и должен быть тем самым заявленным организаторами 25-м?).


Российская национальная библиотека на Невском проспекте

Выставка «Кандида Хёфер. Память» открыта в Главном штабе Государственного Эрмитажа до 27 сентября 2015 года.

Фото: © 2015 Кандида Хёфер, Кёльн / Общество защиты авторских прав в искусстве, Бонн. Изображения любезно предоставлены Государственным Эрмитажем и галереей Бена Брауна в Лондоне и Гонконге 


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта