Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 июля 2015 г.

Современная память пышной старины

Современная память пышной старины
 

Интерьерный фотограф Кандида Хёфер теперь и в России – в Эрмитаже показывают ее петербургские фотоработы.


Кандида Хёфер – одна из самых известных и дорогих фотографов в мире. В феврале 2015 года ее фотография Музея Карнавале была продана на аукционе за $34 599. К своим 70 годам она покорила все вершины фотографического олимпа, представляла Германию на Венецианской биеннале, выставлялась в музеях современного искусства в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Париже, Стокгольме. Интерьеры общественных пространств она стала снимать в 1979 году во время учебы в Дюссельдорфе, будучи ученицей концептуальных фотографов Бернда и Хилле Бехер. В коллекции Хёфер есть Лувр, галерея Уффици, Португальская королевская библиотека в Рио-де-Жанейро, оперный театр Ла Скала в Милане и многое другое.

Поездка в Россию в июле 2014 года пополнила ее портфолио новыми работами: Кандида Хёфер снимала во дворцах Петербурга, Пушкина и Павловска. На ее сегодняшней выставке в Северной столице представлены 24 работы (а не 25, как указано в описании от организаторов), из них по 4 фотографии приходится на Павловский дворец и Екатерининский дворец в Пушкине, по 1 – на Мариинский театр и Юсуповский дворец на Мойке (театр). Наибольшее количество снимков (14) – это интерьеры Государственного Эрмитажа, 10 из которых автор подарила музею.


Античные залы Эрмитажа

Многие в России пишут фамилию самой известной женщины-фотографа Германии через «о» – Хофер, но правильней все же – Хёфер. То ли традиция много лет назад так сложилась, то ли не сильно задумывались над правильным написанием... Одно можно сказать точно: в России Хёфер не видели и явно заждались. Символично, что она появилась в главном музее Северной столицы, который с недавних пор стал активно показывать современное искусство (в том числе фотографов) в Главном штабе, открытом после масштабной перестройки. Текущая выставка носит название «Кандида Хёфер. Память» и создана в рамках Года современной фотографии в Государственном Эрмитаже, а также в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» по продвижению современного искусства XX-XXI веков.

Пышной старины в Петербурге достаточно – память прежних эпох хранят дворцы и театры, где есть что вспомнить и сфотографировать. Совершенные интерьеры прошлых веков находили Кандиду Хёфер в городе на Неве сами, будь то залы и лестницы Эрмитажа, театр Юсуповых с княжеской ложей или интерьеры дворца в Павловске. Дополнительный свет она не использовала, композицию всегда выбирала симметричную (за исключением Мариинского театра, снятого с балкона, и, пожалуй, закругленного коридора в Павловском дворце). Казалось бы, никакого новаторства, однако снимки очень гармоничны, вызывают интерес к архитектурным памятникам и доставляют эстетическое удовольствие.


Эрмитаж. Военная галерея Зимнего дворца


Эрмитаж. Иорданская (посольская) лестница

Созерцать фотографии в камерном светлом зале, расположенном на третьем этаже Главного штаба, приятно и комфортно: для зрителей доступны ступенчатые белые скамейки. В эпоху, когда чуть ли не каждый второй называет себя фотографом, самое время поучиться у Мастера и… на минуточку стать созерцателем, абстрагируясь от современности, – примерно так же, как в соседних залах третьего этажа, где велико немецкое присутствие. Рядом с Кандидой Хёфер – так исторически сложилось – выставляется германское искусство XIX века: картины Каспара Фридриха, известные портреты Бисмарка и Марии Федоровны, романтические пейзажи.

Естественно, все петербургские заведения, запечатленные художницей, пусты. Безлюдность – отличительная черта ее творчества. Художница демонстрирует интерьеры, которые словно ведут затворническую жизнь и идеальны сами в себе, без человеческого присутствия. Конечно, музей или театр без людей – мертв и холоден. Но что-то в этом есть.


Эрмитаж. Георгиевский (Большой тронный) зал


Эрмитаж. Лоджия Рафаэля

Сама Кандида Хёфер так рассказывает о своем пути к пустынным архитектурным портретам: «Я хотела запечатлеть, как люди ведут себя в общественных местах и поэтому начала фотографировать театры, дворцы, оперы, библиотеки и т.п. Через некоторое время мне стало понятно, что то, что люди делают в этих пространствах – и то, что эти пространства делают с людьми – лучше всего видно, когда никого нет, точно так же, как отсутствующий гость зачастую становится предметом разговора».

В отличие от запечатленного на пленке, в жизни есть люди – и вот они-то и не дают покоя созерцателям в музеях или театрах, особенно во время сезона. А попасть «на закрытый показ» простому смертному не получится. Бывает, в среду вечером (а Эрмитаж работает в этот день недели всегда до 21:00) можно оказаться одиноким посетителем какого-нибудь зала Стасова или Брюллова, но это мимолетное видение случается редко. А у Кандиды Хёфер эти мгновения отсняты за одну секунду и доступны публике – Эрмитаж в Эрмитаже, галерея в галерее... На снимках все по-медицински стерильно и светло, по-немецки выверено и четко, по-кандидовски симметрично и ритмично – она очень любит подмечать повторяющиеся формы. Как ни старайся, но не найдешь ни неровного ряда банкеток в Военной галерее Зимнего дворца, ни загнутого ковра на лестнице Екатерининского дворца, ни криво поставленного стула в Российской национальной библиотеке (на выставке этот известный снимок не представлен – быть может, именно он и должен быть тем самым заявленным организаторами 25-м?).


Российская национальная библиотека на Невском проспекте

Выставка «Кандида Хёфер. Память» открыта в Главном штабе Государственного Эрмитажа до 27 сентября 2015 года.

Фото: © 2015 Кандида Хёфер, Кёльн / Общество защиты авторских прав в искусстве, Бонн. Изображения любезно предоставлены Государственным Эрмитажем и галереей Бена Брауна в Лондоне и Гонконге 


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
4 октября 2018 г.
© 2010—2019 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта