Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 апреля 2018 г.

Символизм выразительности. О чём говорит Гётеанум?

«Искусство – это раскрытие тайных законов природы, которые человеческая душа не может познать иным способом…»

И. В. Гёте 

Сильные и жизнеспособные идеи и мысли требуют выражения. В поисках фраз для выражения гений творит символы. Культура – медиальное смысловое пространство – говорит на языке символов.

На языке символов говорит архитектура.

Вряд ли мы найдём в истории зодчества произведение, чьи формы не отливались бы по образу высоких идей, чьё достоинство не обнаруживало бы в конечном счете стремления к прекрасному и разумному.

Гётеанум – очередная глава архитектурной летописи. Его стиль – это его язык. Язык своеобразный, со своей стилисткой и грамматикой,сначала непонятный – требует перевода.

О чём говорит Гётеанум? 

Часть 1. Рождение Гётеанума 

Предпосылки к возникновению 

Архитектура Гётеанума возникала под воздействием двух факторов. Первый – архитектурная тенденция того времени, второй – антропософские концепции Рудольфа Штайнера – идейного вдохновителя и создателя архитектурного проекта.

В условиях экспансии научно-технологической революции вызревает архитектура модерна. Когда технократия отчуждает человека от самого себя и природы, превращает его в переменную глобального стандартизированного производства, в искусстве начинается реакция. Формальные и эстетические поиски художников модерна вращаются вокруг национально-культурной уникальности и естественности флоры и фауны. Архитекторы бегут прямых углов и жёсткого геометризма, декоративно-художественная сторона модерновых зданий отражает буйство раскованной фантазии и чувственности.

В предчувствии трагедий Первой мировой войны к эстетическому сопротивлению присоединяется интеллектуальное. Философы, сокрушаясь об умершем Боге, сопротивляясь детерминизму силлогизма и рациональности, возвращаются, если не к человеку, то, во всяком случае, к чему-то более живому, чем логическая конструкция.

В русле этих настроений рождается и антропософия,основной идеей которой становится гармонизация человеческой жизни в соответствии с высокими идеалами гуманизма. Штайнер и последователи культивируют человека-творца, каковым он понимался в эпоху Возрождения. Такая личность гармонично сочетает духовность и научное знание, телесное и чувственное, он просвещён и эстетически чуток.

Для того чтобы приблизить человека к идеалам Ренессанса, доктор Штайнер разработал набор практических методов, включающих своеобразные сценические постановки: мистерии и эвритмии. 

В дополнение к ним, инструментами воспитания служили лекции, обучение наукам и занятия в мастерских. Но для всего этого нужно помещение, причём такое, которое бы дополняло и усиливало действие практик.

Так возникла потребность в Гётетануме. 

Первый Гётеанум – второй Гётеанум 

Первое здание было построено в 1919 году в швейцарском Дарнахе. Сооружение состояло из двух цилиндрических объёмов разного диаметра, перекрытых разновеликими куполами. 

Этап строительства 

Богато декорированные резьбой каркас и фасады были изготовлены из американского дуба, интерьеры – из красного бука. Всё это покоилось на бетонном основании, служившим также первым этажом. 

Свободное расположение на холмах позволило создать выразительный объём без оглядки на историческую застройку. 

В ночь на 1 января 1923 года Гётеанум сгорел. К счастью, он был застрахован, и выплаченная сумма дала толчок к строительству нового здания. 

В 1925 году, после долгой работы над проектом, на том же месте началось возведение второго здания. Завершилось строительство в 1928 году, когда Штайнера уже не стало.

Новый проект был построен в монолитном железобетоне. Современный материал существенно повлиял на стиль. Если в первом здании деревянная сердцевина создавала мягкую текучесть формы, то пластические свойства железобетона дали скульптурную свободу с множеством резких изгибов и переходов, игрой вогнутых и выпуклых поверхностей. 

Гётеанум в свете модерновой и органической архитектуры 

Хоть Гётеанумы и возникают в то время, когда модерн сходит с архитектурной сцены и,как стиль, они принадлежат органической архитектуре,всё же в корне они имеют модерновое миропонимание. 

Как пример – Ван де Вельде – один из отцов модерна и его театр Веркбунда, формы которого ассоциируются с пластической тектоникой Гётеанума 

Тем не менее есть одно но. Архитектура модерна преимущественно декоративна – независимый от интерьера фасад играет роль живописного полотна. И здесь уже не важно какие стилистические приёмы, вариации орнамента и архитектурные элементы лежат в основе. Важно то, что модерн в конструктивном отношении в архитектуру не приносит ничего нового, она не изменяется со времён эклектики.

Гетёанум, напротив, имеет важный формообразовательный принцип – любая форма, элемент или часть декора являются необходимой частью целого. Оболочка непосредственно и органически связана с внутренним пространством.

Под органическим Штайнер понимал то же, что за океаном понимал Ф. Л. Райт – цельность композиции, гармоническое соотношение частей и целого, «вызревание» архитектурного проекта «изнутри наружу», то есть непосредственно из жизненной необходимости.

Другими словами, «каждая часть здания расположена на том месте, где ей и следует быть, подобно тому как всякая часть человеческого тела имеет своё местоположение относительно органичного целого».

Кроме того, в архитектуре Штайнера нет аналогий и заимствований из физиологической и геологической жизни природы, какие были тогда в ходу. Например, в берлинском театре Ганса Пельцига – зал со сталактитами, «Башня Эйнштейна» Э. Мендельсона – репрезентант песчаных дюн, многочисленные постройки Гауди с морскими берегами, ракушками, волнами и пр. (впрочем, с Гауди их многое связывает). 

Зал со сталактитами

«Башня Эйнштейна» 

Для архитектурных идей Штайнера природа была чем-то вроде идеальной модели, прообраза, творческого принципа, который надо понять. Если у природы как зодчего есть какие-либо принципы, правила и законы строительства, то они и должны быть положены в основание архитектуры Гётеанума. И в этом пункте он следует духовным и естественно-научным концепциям Гёте.

Отсюда и название – Гётеанум.

Продолжение следует. 

53
Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 февраля 2018 г.
7 февраля 2018 г.
19 января 2018 г.
29 декабря 2017 г.
18 декабря 2017 г.
11 декабря 2017 г.
22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
© 2008—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта