Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
18 августа 2017 г.

Преломление восприятия: Джеймс Таррелл

Художник Джеймс Таррелл (James Turrell) – важная фигура современного искусства. Он работает со светом около пятидесяти лет и смотрит на него как на материал и субстанцию, которую нельзя потрогать руками, но можно увидеть, почувствовать и превратить в форму.

Материал Таррелла – не только световой поток, но и пространство, в котором свет существует. В работах этого художника и мыслителя важен не только эстетический, но и духовный опыт: несмотря на отсутствие буквальной тактильности, его работы связаны именно с ощущениями человека и интенсивностью его внутренних переживаний.

 «Pullen (white)», 1967

Джеймс Таррелл родился в Лос-Анджелесе в 1943 году. Описывая его творческий путь, все источники традиционно начинают с диплома по психологии, а  также с обучения по программе Studio Art в одном из калифорнийских университетов, во время которого он сошёлся с группой молодых художников «California’s Light and Space Movement».

«Enzu», 1967

Первые работы Таррелла – геометрические объёмы, созданные с помощью перекрёстных проекций галогенового света, – были осуществлены в стенах Mendote Hotel, где  художник арендовал студию с 1966 по 1972 год.

«Afrum pale blum», 1968

«Ondo pink», 1968

«Rondo blue», 1969

В 1972 году художник купил большой участок земли на юго-западной границе аризонской Цветной пустыни и занялся масштабным проектом, который длится до сих пор: преобразованием кратера Роден, существующего на месте потухшего вулкана. Таррелл преобразовывает кратер в масштабное произведение искусства: природная обсерватория, которая должна там появиться – это кульминация непрерывных исследований художника в области визуального и психологического восприятия человека. Кратер Роден – это контролируемая среда для переживания и созерцания света, что-то вроде природной обсерватории.   

Кратер Роден, Цветная пустыня (PaintedDesert), Аризона

Кратер продолжает традицию американского ландшафтного искусства, начавшегося в 1960-е: чтобы увидеть экспонат, к нему необходимо приехать в отдалённое место. Эта глобальная работа Таррелла, так далеко расположенная от отвлекающих антропогенных факторов, связана с исследованием того, как мы видим свет в разных контекстах – природном и намеренно созданном.

Внутреннее устройство кратера Роден

Говоря о своих работах, Джеймс Таррелл объясняет, что человек по-прежнему сохраняет свою первобытную связь со светом, начавшуюся с огня. Сегодня мы часто не замечаем света за повествованием, которое существует благодаря ему – так, например, происходит с кинематографом и телевидением. Именно поэтому художник в своих работах отказывается от объекта, от предмета восприятия, который отвлекал бы человека от главного: от световой материи. Таррелла занимает идея вещественности, телесности бестелесного.

Для того, чтобы поместить человека прямо внутрь световой материи, Таррелл часто прибегает к строительству замкнутых помещений-капсул, внутри которых зритель теряет ощущение верха и низа, границ, расстояния, и просто остаётся один на один с цветным светом огромного, ошеломляющего масштаба.

Отдельно стоящие кабины с инсталляцией «Ganzfeld», сделанные в разные годы

Важная часть таррелловских работ – их изменчивость: это не статичные экспонаты, а динамические, пульсирующие объекты, производящие разное впечатление в разные моменты.

Исследуя динамику световой материи, Таррелл ведёт работу не только с электрическим, но и с естественным светом, выходя в открытые пространства: в его арсенале, кроме работы с бескрайней пустыней, есть и проекты гораздо меньшего масштаба.

Sky Mass, 2003

StoneSky, долина Наппа, Калифорния, 2005

Почти все свои работы художник переделывает и развивает – за исключением самых первых. Исследования Таррелла не посвящены форме или ландшафту как таковым, но связаны с ними, и его глубокий и проницательный взгляд на пространственные трансформации и материальность может быть вдохновляющим для архитекторов и дизайнеров.

Скульптурные штудии разных лет

Для Таррелла искусство – это расширение физической реальности. Он бесконечно исследует возможности света и воплощает свои открытия в материале, показывая простые и невероятно красивые фокусы. Джеймс Таррелл нарушает привычные представления зрителя, погружая его в пространство восприятия, внутри которого человек обнаруживает много нового – и абсолютно реального. Работа со светом самим по себе – невероятно красивая и глубокая идея, ведь эта работа  обнаруживает фундаментальное природное явление, на которое можно посмотреть под разными углами, и в то же время предлагает человеку обратить внимание на собственное восприятие и собственный взгляд.

Инсталляции «Akhob» , сделанные в разные годы

Работы Таррелла уже много лет экспонируются в разных частях мира, и удивительным образом оказываются понятыми везде: его эксперименты апеллируют к какому-то универсальному человеческому опыту.

В своих работах Таррелл ставит в том числе вопрос о том, что есть реальность, показывая зрителю, как она подвижна. Собственная версия художника состоит в том, что реальность – это консенсус, который может существенно меняться. 

Узнать больше о Джеймсе Таррелле и его работах можно на сайте jamesturrell.com. 


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта