Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
9 апреля 2015 г.

От Свердловска до Екатеринбурга

От Свердловска до Екатеринбурга
 

Основные архитектурные доминанты Уральской столицы.



Ашот Карапетян – архитектор, дизайнер интерьера – рассказал BERLOGOS о духе новаторства, воплощенном в советских постройках.

В начале советской эпохи под влиянием романтики новой власти архитекторы начали активно создавать новую советскую культуру наряду с отечественными живописцами и скульпторами. Этот период в России был действительно экспериментальным и очень успешным в масштабах мировой архитектуры и искусства. Мало кто задумывается, что некоторые звездные выпускники Архитектурной Ассоциации в Лондоне (Architectural Association School of Architecture) в процессе проектирования признают идеи русского авангарда и конструктивизма базовыми. Дипломный проект студентки Захи Хадид был осмыслен и выстроен на основе авангардной живописи Казимира Малевича и конструктивизма Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга и других мастеров. Дэвид Аджайе (МШУ «Сколково» в Одинцовском районе Москвы) во время обучения в Архитектурной Ассоциации не раз приезжал в российскую столицу смотреть на творения местных архитекторов. Конечно же, дух новаторства был и в Свердловске. В 30-е годы здесь построено несколько десятков зданий, по тем временам отвечающих всем тенденциям моды. Частично они и создавали эти тенденции.
Пробежимся по архитектурным эпохам.

Советский конструктивизм
Белая башня. Архитектор М. Рейшер, 1928-1931 гг. Самый яркий представитель конструктивизма в Екатеринбурге. Поставить сооружение на три ноги – новаторское решение в Советском Союзе, но, к сожалению, не во всем мире.


Городок чекистов. Архитекторы И. Антонов и В. Соколов, 1932-1936 гг. Город в городе: свои прачечные, общественные кухни, поликлиника, детский сад, магазины на первых этажах. Один из основополагающих и градообразующих конструктивистских ансамблей в Екатеринбурге, является чистым воплощением социалистической идеи.




Ансамбль «Дом Уралоблсовета» на ул. Малышева – Хохрякова в 1930-1933 гг. спроектировали столичные архитекторы, отцы советского модернизма М. Гинзбург, П. Пастернак и С. Прохоров. Знаменитая марсельская «Жилая единица» Ле Корбюзье была построена на 20 лет позже, что ставит комплекс в разряд зданий, «слегка» опередивших творения буржуазных архитекторов.



Дом печати. Архитектор Г. Голубев, 1929-1930 гг. Яркий представитель модернизма в промышленной архитектуре в России и в мире. Здесь все как надо – ленточное остекление, длинные пролеты, суровые бетонные фасады и лестница, выделенная отдельным вертикальным объемом, – прямое конструктивистское решение.



Постконструктивизм (сталинский ампир)
Здание администрации г. Екатеринбурга
, архитектор Г. Голубев, 1930-1954 гг. Его часть, расположенная на ул. 8 Марта, – конструктивизм, а на ул. Ленина – сталинский ампир. Почему? Изначально постройка была полностью конструктивистской, но после 1940-х московские власти приняли решение о возвращении к классическому стилю архитектуры в жилых и административных зданиях. Таким образом, над зданием Горсовета надстроили шпиль, добавили пилястры, колонны и мелкий декор.



Окружной дом офицеров. Архитектор В. Емельянов, 1932-1941 гг. Планировки этого здания полностью соответствуют течениям конструктивизма, однако после передачи проекта Уральскому военному округу было принято решение добавить в строящееся здание колонны, шпиль и элементы декора. Здание превратилось в произведение сталинского ампира.



Оттепель
Здание архива на ул. Пушкина, 22, здание вычислительного центра на ул. Щорса, 86 . Архитектор А. Асташкин, 1970-е гг. После Хрущева понятие «типовой проект» надежно закрепилось в сознании чиновников, а все потому, что процесс согласования индивидуального проекта был либо невозможен, либо жесток и беспощаден для всех инстанций, и реакция на такие проекты была резко отрицательной. Именно поэтому хрущевская эпоха отличалась серостью и убогостью не только жилых, но и административных зданий. Асташкин, отличавшийся особым фанатизмом в отношении архитектуры, оформлял все свои нешаблонные, модернистские, эстетически привлекательные здания под «типовой проект», доказывая чиновникам, что в них нет никаких индивидуальных решений. Один из немногих архитекторов, который шел в ногу со временем.


Здание архива на ул. Пушкина, 22


Здание вычислительного центра на ул. Щорса, 86

Здание лабораторного корпуса завода ОЦМ (Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов) . Архитектор В. Шапошник, 1960-1970 гг. Здание – потомок европейского брутализма 40-50-х, который царствовал у нас в 80-е. Постройка запоминается массивными серыми опорами, которые возносят железобетонную глыбу над головами зрителей. Сделано это для того чтобы открыть исторический фасад аффинажного завода – хороший пример архитектурной дружбы. Архитектор попал во вторую волну советского модернизма. Только вторая волна обусловлена не надеждами на счастливое советское будущее (как это было в 20-е годы), а банальной усталостью от архитектурной невыразительности последних десятилетий советского периода.



Постсоветская архитектура
Торговый центр на ул. Радищева – 8 Марта . Архитектор С. Ершов, 2010-е гг. Деконструктивистская постройка в стиле хай-тек. Подобные решения использовали американские и европейские архитекторы с начала 80-х, поэтому буйство форм этого здания нельзя считать ноу-хау в мировой архитектуре, но для уральской это определенно шаг в сторону.



Бизнес-центр «Континент» . Архитектор Б. Демидов, 2012 г. Переосмысленный советский конструктивизм, выполненный в современных материалах, хорошо и уважительно вписался в аутентичность окружающей застройки (киностудия, дома-коммуны).


Торговый центр «Лимеранс» . Архитектор С. Алейников. 2010 г. Здание выдержано в формах и пропорциях советского конструктивизма. Построено с применением качественных современных материалов и технологий. Обладает пластичными нелинейными формами, несвойственными для конструктивизма. Можно сделать предположение о том, что если бы конструктивизм не был запрещен при Сталине, советская архитектура пришла бы к таким результатам к 60-70-м годам XX столетия.


Заключение
Приведенные выше примеры зданий способны послужить неплохой базой, на основе которой можно смело создавать новую архитектуру, отвечающую всем современным мировым тенденциям. Главное – вести открытый диалог с общественностью при проектировании. Нужно чувствовать тонкую грань между стилем и подобием стиля, между смелостью и китчем. Зданий, которые мне не нравятся, в Екатеринбурге достаточно много. Особенно это касается построек постсоветской эпохи, неоклассицизма.
Никакой принципиальной идеи, касающейся китча, у нас не было, скорее это результат плохого диалога архитектора, заказчика и третьих лиц. Здание может быть любым, нет никакой принципиальной разницы между постройками, остекленными в пол, или забетонированными до окон – для бункера. Все равно все здания строятся с использованием современных технологий. Я лично не против воплощения классицистических идей, как это активно делается у нас, но давайте будем откровенны: подлинное классицистическое здание – это сырая, холодная каменная глыба, и все. Современный же классицизм – это набор отдельно взятых идей, скомпилированных в единое целое. Проблема – в грамотном синтезе всех существующих идей и стилей в архитектуре, и именно тут нужно аккуратно балансировать, чтобы современный классицизм, модернизм или постмодернизм не казался смешным из-за неоправданного эпатажа и одновременно грустным от осознания того, что здание простоит тут всегда и никуда не денется.



Текст: Карапетян Ашот

Комментарии (1)

  • 04.03.2020 | 10:54

    http://fedorovkarb.ru - Массажная подушка с прогревом это отличная профилактика множества заболеваний позвоночника, позволяющая, кроме того, избавиться и от накопившейся усталости. Массажные ролики имитируют действия рук массажиста, даря вам незабываемые ощущения. Удобная лямка-фиксатор позволит закрепить подушку на любом стуле или сиденье авто. - http://fedorovkarb.ru

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта