Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
18 сентября 2015 г.

Кто-то оставил свой отпечаток!

В 2013-м году в сети появились фотографии здания в Тайланде, спроектированного в лучших постмодернистских традициях. Постройка изображала индивидуальный узор отпечатка пальца.

Фотография проекта, едва появившись, мгновенно вызвала большую волну интереса: существует ли здание на самом деле? Воплотят ли проект в жизнь?

Бесполезное с рациональной точки зрения сооружение в форме отпечатка пальца, намеренно или нечаянно, стало венцом целого ряда знаковых построек-скульптур, чьи создатели стремились увековечить свои заслуги, свою индивидуальность, оставить свой…отпечаток. Мы можем проследить длинный путь от древнейших сфинксов и многовекового возведения триумфальных арок, обелисков и прочих знаковых строений, через постройку Эйфелевой башни и «Атомиума» к зданию в виде отпечатка пальца, вдавливающему в рельеф нашей планеты не что иное, как свой уникальный след.

Едва мы воодушевились, как нас тут же огорошили: нет, такого здания не существует. Это компьютерный проект, созданный для рекламы, которую никто и не помнит. Но судя по тому, что море интереса к необычной постройке волнуется не раз и не два, фигуре все-таки стоит замереть в форме огромного бетонного отпечатка.

На этот счет проектировщики не дают однозначного ответа, но и не отрицают возможности воплотить макет в жизнь. Реализация этого проекта зависит от нескольких факторов, главным из которых является определение цели для строительства такого здания. Зачем постройка в форме отпечатка пальца может понадобиться, как ее использовать? Мы можем пустить свою фантазию в полет: будет ли это неординарное выставочное пространство, музыкальный зал нового поколения или гигантская скульптура-лабиринт?

Самым мощным стимулом к созданию фантастических творений вот уже более ста пятидесяти лет являются всемирные выставки. Именно эти масштабные мероприятия подарили нам Эйфелеву башню, знаменитый павильон СССР на выставке в Осаке, «Атомий» в Брюсселе, футуристический павильон Великобритании на выставке в Шанхае в 2010-м году и много других захватывающих дух объектов.

Павильон Великобритании на выставке в Шанхае, 2010

В этом году для зрителей открыта очередная всемирная выставка в Милане, показывающая лучшие научные, инженерные, архитектурные и дизайнерские достижения последних лет от каждой страны. Тайский павильон представил деревянную конструкцию в виде огромной соломенной шляпы, благо хоть не кокосовой пальмы. А представьте, что на месте этой скромной шляпки зрители увидели бы огромную конструкцию здания в виде отпечатка пальца, потрясающую воображение!

Тайский павильон на ЭКСПО-2015, Милан

 Подобная постройка соединяет идею как продукт самобытности творца и физическую индивидуальность. Столь творческий и провокационный проект мог бы также стать прекрасным вместилищем современного искусства. Музейное пространство в виде спиралевидного лабиринта – это крайне интересное и смелое решение, придающее выставочной экспозиции динамики, благодаря отсутствию просторных стерильных «белых залов».

Современным композиторам также было бы любопытно наблюдать распределение звука в подобном помещении. Новый формат проведения концертов, появившийся в конце двадцатого века и подразумевающий перемещение зрителей во время прослушивания оркестра или исполнителя по залу и из зала в зал, получил бы новую захватывающую трактовку в постройке такого типа.

И все же, после беглого знакомства с необычным проектом нельзя не задаться вопросом: в чем привлекательность этого здания? Почему столько внимания уделяется компьютерному проекту, созданному для коммерческой рекламы? Ведь современного зрителя крайне сложно «зацепить» экстравагантными объектами.

Безусловно, отпечаток пальца является наименее адекватным прототипом для здания: у этой формы нет никакой возможности для оборудования помещений, мало-мальски пригодных для какой-либо деятельности, будь то рабочее пространство, торговый центр или жилой дом. Все сооружение состоит из длинных спиралевидных, смыкающихся и размыкающихся рядов, огороженных стенами.

Однако есть одна древняя загадочная архитектурная форма, которой наше здание дает свежую интерпретацию. Речь идет о лабиринте, чья мистическая природа испокон веков очаровывает людей. Структура лабиринта предполагает некий игровой, а подчас и экстремальный вариант променада, задавая, наподобие квеста, определенную цель: дойти до установленной точки, будь то центр лабиринта или выход из него. Древнейшие лабиринты, датированные несколькими тысячами лет до нашей эры, действительно напоминают узор отпечатка пальца. А потому возведение подобного здания в наше время не стало бы такой уж странной идеей, как могло бы показаться на первый взгляд. Безусловно, постройка, спроектированная в форме отпечатка пальца, могла бы стать увлекательнейшей прогулочной зоной, укрывая от знойного солнца Таиланда благодаря обилию стен, а также дать возможность для новых способов демонстрации визуальных и музыкальных искусств.

Привлекательность этого здания может крыться в загадочности и притягательности лабиринта, в парадоксальности воплощения чего-то столь интимного и индивидуального в гигантских масштабах или же просто в том, что это странно и необычно. Так или иначе, увидеть подобный проект в реальности было бы чрезвычайно интересно.


Текст: Горожанцева Наталья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта